Факторы риска и антириска возникновения и развития злоупотребления ПАВ
Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем ПАВ, называются факторы риска употребления ПАВ. Как уже отмечалось выше (глава 2), они нередко специфичны для определённых и этнических групп или для определённой общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого ПАВ. Так, факторами риска употребления ПАВ могут быть: - проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем; - злоупотребление родителями ПАВ; - высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье; - личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.); - ранняя сексуальная активность, подростковая беременность; - проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников; - регулярное общение со сверстниками, употребляющими ПАВ, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию; - невысокое качество медицинской помощи; - высокий уровень преступности в регионе. Обычно человек начинает употреблять ПАВ под воздействием нескольких факторов. Изучению факторов риска употребления ПАВ посвящён ряд отечественных и зарубежных исследований, разработаны классификации факторов риска возникновения и развития наркомании, токсикомании, алкоголизма. Мы приводим некоторые из этих классификаций для того, чтобы показать неоднозначность подходов к данному вопросу. С.В.Березин, К.С.Лисецкий [63, с.64-65] выделяют четыре основных группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и алкоголизации и наркотизации в частности: 1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установок на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата «перспективы жизни», видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству, наркотикам.
2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестёр; искажённые семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; лёгкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей. 3. Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний и алкоголизма, тяжёлые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие, инфантилизм. 4. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, акцентуации характера. Н.А.Сиротой (1990) разработана классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте [82, с.6-8]. 1. Факторы пре-, пери-, постнатальной отягощённости: - патологически протекавшая беременность у матери; - хронические и острые тяжёлые заболевания матери в период беременности;
- хронические и острые тяжёлые психические травмы в период беременности; - патологически протекавшие роды; - задержки нервно-психического развития в раннем возрасте; - нервно-психические отклонения в раннем детстве. 2. Факторы наследственной отягощённости: - психические заболевания родителей, родственников; - алкоголизм родителей, родственников; - наркомания родителей, родственников. 3. Факторы нарушенного онтогенеза: - черепно-мозговые травмы; - психотравмы; - тяжёлые соматические заболевания. 4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания: - неполные, распавшиеся семьи; - отсутствие семьи; - деструктивные семьи; - воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции; - психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей. 5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка: - формирующаяся отчуждённость, противоречивость и нарастающая неудовлетворённость в отношениях с родителями; - избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье; - формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их; - снижение успеваемости; - нарушения школьной дисциплины; - неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение); - конфликтность в отношениях со сверстниками – представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними; - конфликтность в отношениях с учителями и администрацией школы; - нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному принципу»; - уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними; - отсутствие устойчивых увлечений; - склонность к асоциальным формам поведения. 6. Психологические факторы: - зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников; - тенденция к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания и принятия решения;
- игнорирование системы социальных установок и ролей; - нарушения в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих); - несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими; - отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций; - отсутствие сформированного представления о жизненных целях; - отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию; - неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим. Факторы защиты от риска употребления ПАВ (протективные факторы) – это обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем ПАВ. Факторы защиты от риска употребления ПАВ: - стабильность и сплочённость, адекватное воспитание и тёплые доверительные отношения в семье; - средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильём; - адекватная самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к негативному влиянию сверстников, умение контролировать своё поведение; - высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие; - соблюдение общественных норм в употреблении ПАВ; - высокое качество медицинской помощи; - низкий уровень преступности в регионе; - доступность служб социальной помощи. В течение жизни на индивида воздействует совокупность факторов риска и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием аддикции, т.е. поведения, ведущего к формированию зависимости от ПАВ [82, с.7].
В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска алкоголизма и наркомании у подростков, коррекции их поведения, эмоциональных нарушений. Согласно наркологическому подходу основными признаками риска считаются злоупотреблением чаем, кофе, табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (курение, грызение ногтей), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве основных признаков риска рассматривает определённые формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учёбы и работы, участие в асоциальных и антисоциальных подростковых группах. Психиатрический подход основное значение придаёт психическим нарушениям: неврозам, психопатиям, депрессиям, органической мозговой патологии [63, с.65]. Существуют тесты для определения степени риска к употреблению ПАВ у подростков. В качестве примера приводим один из них в Приложении 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|