Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протокол исследования оценки объема внимания




 

Номер таблицы Время поиска цифр, с
   
   
   
   
Е  

Порядок работы. В первую очередь психолог должен сфор­мировать у ребенка желание выполнить задание. Исследо­вание проходит индивидуально. Испытуемый должен нахо­диться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ребенок приступает к выполнению задания после устной инструкции: «На табли­це нарисованы цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры». Эксперимен­татор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания по каждой из четырех таблиц. При обработке ре­зультатов обследования подсчитывается общее время поиска цифр по всем четырем таблицам.

Тест переключения внимания

Для проведения исследования потребуются таблицы Гор­бова—Шульте размером 49x49 см с цифрами от 1 до 25 чер­ного и от I до 24 красного цвета, секундомер и указка. Обя­зательно заранее подготовить протокол с целью регистра­ции в нем времени и ошибок при поиске цифр.

Порядок работы. Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе ус­танавливается черно-красная таблица, дается указка и со-


Протокол исследования оценки переключения внимания

 

Регистрация времени (t) Черные цифры Peгистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
по этапам, с        
Т        
         
         
         
         
Т        
         
         
         
         
Т        
         
         
         
         
Т        
         
         
         
         
Т        
         
         
         
         

общается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и на­зывать черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные — в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру,


потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок. Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по 10 цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следую­щих типов: замена порядка — ошибка, при которой испы­туемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и наоборот; за­мена цифры — изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета—вместо цифры черного цвета называет и показывает цифру красного цвета.

При обработке результатов рассчитывается общий пока­затель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо опреде­лить успешность выполнения задания «Поиск цифр с пере­ключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценоч­ный критерий, отражающий показатель переключения вни­мания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А=Т-С,

где А — показатель переключения внимания; Т и С— соот­ветственно балльные оценки времени и ошибок. Балльная оценка времени и ошибок по переключению внимания дана в таблице.

Для сопоставления межмодальных аттенционных харак­теристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки.

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуще­ствлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходи­мо в результате сопоставления данных сделать вывод о на­личии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о сте­пени выраженности индивидуальных различий, т. е. в ка­кой мере отличаются данные, полученные при обследова­нии одного испытуемого, от среднегрупповых показателей


Балльная оценка переключения внимания

 

Этап
         
Время Балл Время Балл Время Балл Время Балл Время Балл
Менее 16   Менее 29   Менее 32   Менее 28   Менее 30  
16-21   29-34   32-40   28-34   30-34  
21-26   34-39   40-48   34-39   34-38  
26-30   39-44   48-56   39^5   38-42  
30-35   44-49   56-64   45-50   42-46  
35-40   49-54   64-76   50-56   46-50  
40-45   54-59   76-84   56-62   50-54  
45-50   59-64   84-92   62-67   54-58  
    64-69   92-100   67-73   58-62  
54-59   69-74   100-108   73-78   62-66  
59-64   74-79   108-116   78-84   66-70  

Продолжение

 

         
64-69   79-84   116-124   84-90   70-74  
69-74   84-89   124-132   90-95   74-78  
74-78   89-94   132-140   95-101   78-82  
78-83   94-99   140-148   101-106   82-86  
83-88   99-104   148-156   106-112   86-90  
8с. 104-109   156-164   112-118   90-94  
93-98   109-114   164-172   118-123   94-98  
98-102   114-119   172-180   123-129   98-102  
102-107   119-124   180-188   129-134   102-106  
107-112   124-129   188-196   134-140   106-110  
112-117   129-134   Более 196   140-146   110-114  
Более 117 22- 134-139   146-151   114-118  
— " Более 139   Более 151   118-122  
: Более 122  

И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, мож­но осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Тест Тулуз—Пьерона

Одной из психофизиологических методик для исследо­вания свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), психомоторного темпа, волевой регуля­ции, динамики работоспособности во времени является тест Тулуз—Пьерона, который позволяет быстро обследовать детей от 6 лет и старше. Он является одним из вариантов «корректурной» пробы, общий принцип которой был раз­работан Бурдоном в 1895 г. Суть задания состоит в диффе­ренцировании стимулов, близких по формуле и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. При­менительно к рассматриваемой проблеме детей с СДВГ воз­можно использование теста для исследования внимания и определения минимальной мозговой дисфункции.

Для учащихся 1—3-х классов применяется упрощенный вариант методики — 10 строчек на тестовом бланке. Строч­ки состоят из различных квадратиков. Обследуемому необ­ходимо находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам. Дети должны работать с двумя типами квадрати­ков-образцов (они изображены в левом верхнем углу блан­ка). Время работы с одной строкой — 1 минута.

Обследование может проводиться как групповым спосо­бом, так и индивидуально. При групповом тестировании дети сначала слушают инструкцию, сопровождаемую демонстра­цией квадратиков-образцов. При демонстрации на классной доске рисуются квадратики-образцы и часть тренировочной строчки (не менее 10 квадратов), обязательно содержащая все возможные виды квадратиков.

Инструкция: «Внимание! Слева в верхней части Ваших ответных бланков нарисованы два квадратика-образца. С



ними надо сравнивать все остальные квадратики, нарисо­ванные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образ­цами и не имеющая номера, — тренировочная строчка (чер­новик). На ней Вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строки с образцами. В том слу­чае, если квадратик тренировочной строки совпадает с ка­ким либо из образцов, его следует зачеркнуть одной верти­кальной черточкой. Если такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (проговаривание инструк­ции необходимо сопровождать демонстрацией соответству­ющих действий). Сейчас вы будете последовательно обра­батывать все квадратики тренировочной строчки, зачерки­вая совпадающие с образцами и подчеркивая несовпадаю­щие. Работать необходимо строго по инструкции. Нельзя:

1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с
образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

2. Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

3. Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встре­чаются несовпадающие с образцами квадратики.

4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпа­дающие и вычеркивать несовпадающие с образцами квад­ратики».

Только после того, как дети все поняли, они могут при­ступить к самостоятельной обработке тренировочных стро­чек на своих бланках. Тем, кто не понял, необходимо инди­видуально на бланке показать, как надо работать. К таким детям обычно относятся кинестетики, которым недостаточ­но словесно-визуальной инструкции, а также дети с легкой теменной или лобной органикой. Для понимания им необ­ходимо практически опробовать работу под контролем взрос­лого. Дети с легкой лобной органикой в принципе не в со­стоянии выполнить инвертированные действия, поэтому они зачеркивают несовпадающие с образцами квадратики и под­черкивают совпадающие, т. е. действуют по логике «удалить


непохожее», а по инструкции работать не могут. Трудности работы при теменной патологии связаны с нарушением зри­тельно-двигательной координации, для диагностики которой можно использовать графический тест Бендер.

При выполнении теста необходимо проследить, чтобы у всех детей во время подчеркиваний и зачеркиваний проис­ходила смена ориентации движений с горизонтальных на вертикальные. Для упрощения работы дети могут неосоз­нанно приближать друг к другу горизонтальные и вертикаль­ные линии.

Продолжение инструкции: «Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку дается 1 минута. По команде «Стоп!» необходимо перейти к об­работке следующей строчки. В каком бы месте вас ни зас­тал сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строч­ку и без перерыва продолжать работу. Работать нужно как можно быстрее и как можно внимательнее».

Обработка результатов обследования происходит при по­мощи наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрач­ного материала. На ключе маркером вьщелены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчеркнуты.

Для каждой строчки подсчитывается:

1. Общее количество обработанных квадратиков (вклю­чая и ошибки).

2. Количество ошибок.

За ошибку считаются неверная обработка, исправления и пропуски. Затем значения переносятся на бланк фикса­ции результатов.

 

Номер строки                    
Количество обработанных знаков                    
Количество ошибок                   .

К основным расчетным показателям детей с СДВГ от­носятся коэффициент точности выполнения теста (показа­тель концентрации внимания) и показатель устойчивости внимания.

1. Скорость выполнения теста:



 


где xt количество обработанных знаков в строке; п — чис­ло рабочих строчек.

Таким образом, общая сумма обработанных знаков де­лится на количество рабочих строчек.

2. Коэффициент точности выполнения теста (или по­казатель концентрации внимания):



 


где V— скорость; а— среднее количество ошибок в строке; у, — количество ошибок в строке; п — количество рабочих строчек.

Так находится отношение правильно обработанных зна­ков к общему числу обработанных знаков.

3. Устойчивость внимания:

где у, — количество ошибок в строке; а — среднее количе­ство ошибок в строке, п — количество рабочих строчек.

Если расчетное значение показателя точности выполне­ния текста попадает в зону патологии, то вероятность ММД исключительно велика. В этом случае ребенка необходимо направить к невропатологу. Если расчетный показатель оказался в зоне слабого развития точности внимания, то необходимо дополнительно проанализировать скорость


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...