Антистрессовые кинезиологические упражнения для учителей, родителей и детей
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 . Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполу-шарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Кинезиологи-ческий комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут вдень. Упражнения следует выполнять сидя. Иногда для экстренной помощи при стрессе достаточно выполнения одного упражнения, напри - мер «Фронтально-акцепитальной коррекции», «Дыхательного упражнения Эверли» или «Постукивания». 1. «Фронтально-акцепитальная (лобно-затылочная) кор 2. «Растяжка ахиллова сухожилия». Цель: снятие рефлекса 1-й вариант. Легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова сухожилия (над пяткой), затем подколенные сухожилия. Мягко погладить их несколько раз, «сбрасывая» в стороны и наружу. 2-й вариант. Стоя, держаться руками за спинку стула. Расположить одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делать выпады на колено ноги, выставленной вперед. Нога, расположенная сзади, должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить то же для другой ноги.
3-й вариант. В позиции сидя положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите то же для другой ноги. 3. «Маятник». Цель: снятие рефлекса периферического 4. «Постукивание». Цель: энергетизация мозга, активи ласти вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания 10—20 раз круговыми движениями слева направо. 5. Дыхательное упражнение. Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга. 1-й вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2-й вариант. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач. 3-й вариант. Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му. 4-й вариант. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделать выдох спокойно, не торопясь» сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия ку-лака, сделать вдох. Упражнение повторить пять раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации. 6. Дыхательное упражнение Эверли (Everly G.S.). Цель:
7. Методика стирания стрессовой информации из памяти листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите старательную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить. В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аутизм — крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида в мир собственных переживаний. Афферентный (от лат. afferens — приносящий) — несущий к органу или в него; передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна).
Афферентация — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (ин-терорецепция). Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Гипертонус — неконтролируемое чрезмерное напряжение мыщц. Гипотонус — неконтролируемая мышечная вялость. Глиальные клетки (нейроглия) — клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов. Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил. Дендрит —ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона. Депривация (социальная) — недостаточная востребованность социальной среды. Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени. Дисграфия (аграфия) — частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражен я, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Дискалькулия (акалькулия) — нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Дислекция (алекция) — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повто-ряющихся ошибках стойкого характера и обусловленное не-сформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Индивидуальный латеральный профиль — сочетание доми-нантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха. Кинезиологические упражнения — комплекс движений, по-зволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Комиссуры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие меж / полушариями. Конвергенция — схождение глаз на цели. Кортиколизация — развитие коры больших полушарий. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегра-тивно целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Миелинизацня — процесс образования миелиновой оболочки, покрываюшей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей Модальность — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический). Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга Невроз — выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы. Нейроны — клетки, образующие нервную систему; формируются в пренатальный (дородовой) период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека. Нейротранстмиттер (от лат. transmitto — передаю) — биологические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов. Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зачатия до конца жизни. Персеверация — навязчивое, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний, застревание на звуке или слоге. Перцептивная (от лат. perceptio — представление, восприятие) — то же, что восприятие. Пренатальный — период развития человека до рождения Перинатальный — период развития человека во время рождения. Постнатальный — период развития человека после рождения Релаксация — состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения. Сенсорная система — нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы. Синапс (от греч. synapsis — соединение) — область контакта нейронов друг с другом и с клетками исполнительных органов Между клетками имеется т. н. синаптическая щель, через которую возбуждение передается посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и другими способом (смешанный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4—20 тыс. синапсов, некоторые нейроны — только по одному. Синкинезии —дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе). Тонкая моторика — способность выполнять точные движения малой амплитуды. Фонематический слух — смыслоразличение звуков речи. Элиминация — исчезновение. Эмбриогенез — внутриутробное развитие плода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|