Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь».
Цель: — элиминация эмоционального напряжения; — развитие межполушарных связей; — развитие внимания, самоконтроля; — улучшение работоспособности. Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л—левая рука подни- мается в левую сторону; П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами:
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режима проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения — 50—60 минут. Оптимальное число участников группы — 4—6 человек, возраст — 6—12 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ. В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгс некой, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоп-пелем и др.
Структура занятия: — растяжка — 4—5 минут; — дыхательное упражнение — 3—4 минут; — глазодвигательное упражнение — 3—4 минуты; — упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут; — функциональные упражнения (развитие внимания, — релаксация — 4—5 минут. Занятие 1 1. Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса 2. Дыхательное упражнение. Цель:развитие произвольнос 3. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
скальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым. 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу. • «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. • «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами
5. Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель: 6. Функциональное упражнение с правилами «Костер». Цель:
7. Функциональное упражнение «Море волнуется...». Цель: Море волнуется — раз!,, Море волнуется — три!, < - „, Морская фигура — замри! t\r> ' v, 11 •,T»,"rVi"" д - " Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается. 8. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепле-ниелозымокоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить*н"а колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами. - * V I ^ I, < I Всё умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. >-Есть у нас игра такая —.,. •"" Очень ^легкая; простая, -— Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно — Расслабление приятно! . 1 Занятие 2 ,' 1. Растяжка «Лучики». И.п.ч^- сидя на полу. Поочеред • — шеи> спины, ягодиц; <»,-.->г.ъ<,.,"— правого плеча, правой-руки, правой кисти, правого бока, правого бедра> правой ноги, правой стопы; _ — левого.плеча,' левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы. • • „ i /,2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать 3 — 2125 ,.65 на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и 3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
• «Колечко». • «Кулак—ребро—ладонь». • «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, 5. Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся вокруг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяет-ся, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова, слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками). 6. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализа 7. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета». Цель: 8. Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы
Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза. Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряжением Пальчики прижаты (сжать пальцы). Пальчики сильней сжимаем — Отпускаем, разжимаем. Легко поднять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики». Занятие 3 1. Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д. 2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач. 3. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу. 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И п — • «Колечко». s«Кулак—ребро—ладонь». • «Лезгинка». • «Ухо—нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять 5. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой». «Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)! На чайничке — крышечка (левая рука складывается в кулак, правая — ладонью делает круговые движения над кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные движения кулаками). В шишечке —дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки) Издырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки, Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке». При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются: «Гу-гу-гу! На чайничке — крышечка и т. д.». 6. Функциональное упражнение «Черепаха». Цель:развитие 7. Когнитивное упражнение «Движение». Цель: формиро 8. Релаксация «Олени». Цель: освоение и закрепление позы Посмотрите: мы — олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени. А теперь немножко лени... Руки не напряжены И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко. Занятие 4 1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу. 2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо 3. Глазодвигательное упражнение. То же, И.п. — сидя на полу. 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — • «Змейки». Предложите ребенку представить, что его • «Кулак—ребро—ладонь». • «Лезгинка». 5. Когнитивное упражнение «Ритм». Цель: ритмирование ритм, отстукивая его Одной рукой,-например, «2—2—3» (в-начале освоения дается зрительное подкрепление — дети видят руки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) комбинированно (например, 2 — правой рукой, 2 — левой рукой, 3 — одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами. 6. Коммуникативное упражнение «Маска». Цель: эмоцио 7. Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе — руки врозь. Ноги врозь — руки вместе. Ноги вместе — руки вместе. Ноги врозь — руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз. 8. Релаксация «Загораем». Цель: расслабление мышц ног.
ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать; какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными": Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо,-приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! Держим...Держим... Напрягаем... Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол). Ноги не напряжены, расслаблены». Занятие 5 1. Растяжка «Половинка». И. п. — сидя на полу. 3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу. Усложнение — упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями. 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — • «Змейки». • «Кулак— ребро— ладонь». • «Лезгинка». • «Ухо — нос». 5. Функциональное упражнение -«Крик в пустыне». Цель: pa начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола. 6. Функциональное упражнение «Дракон». Цель:развитие 7. Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вправо — руки влево. Ноги влево — руки вправо. Ноги вправо — руки вправо. Ноги влево — руки влево. Цикл прыжков повторить несколько раз. 8. Релаксация «Штанга». Цель: расслабление мышц рук, ног, Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом (наклониться вперед). Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх). Крепко держим... И бросаем! Наши мышцы не устали И еще послушней стали. Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись. Нам становится понятно: Расслабление приятно. Занятие 6 1. Растяжка «Медуза». Сидя на полу, совершать плавные 2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубоко 3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
• «Колечко». • «Кулак—ребро—ладонь». • «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука • сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ла • «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сце жен двшаться точно и четко, не допуская синкине-зий Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах 5. Когнитивное упражнение «Визуализация трехмерного 6. Коммуникативное упражнение «Головомяч». Цель:раз 7. Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад. Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед. Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад. 'Левая рука назад, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога чперед. Цикл прыжков повтооить несколько раз. 8. Релаксация «Kopaблик». Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена,-левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу, Качнуло в другую сторону, прижмите к полулевую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза. Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног. После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя. Снова руки на колени, А теперь немного лени... Напряженье улетело, И расслаблено все тело... Наши мышцы не устали И еще послушней стали. Дышится легко, ровно, глубоко...». Занятие 7 1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу. Ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаблять левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу. Затем правое плечо, правую руку, правый бок, правую ногу. 2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу." Вы 3. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя-на полу. 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — • «Змейки». • «Кулак—ребро—ладонь». • «Лягушка». • «Ухо—нос». • «Замок». 5. Когнитивное упражнение «Визуализация человека». 6. Коммуникативное упражнение с правилами «Скала». Дети 7. Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка». Цель: развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. Участники встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь друг кдругу плечами, бедрами, ногами. Это — сеть. Водящий «золотая рыбка» стоит в кругу. Его задача — выбраться из круга, а задача сети — не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, то дети ему помогают. 8. Функциональное упражнение «Буратино». Цель:развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков у держания программы. И.п. — стоя. Правая рука вверх + прыжок на левой ноге. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге. Цикл прыжков повторить несколько раз. 9. Релаксация «Любопытная Варвара». Цель.расслабление мышц шеи а) инструктор- «Поверните голову влево, постарайтесь Любопытная Варвара Смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, а расслаблена». Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону. б) инструктор: «Теперь поднимите голову вверх. Посмот А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — Расслабление приятно1 Шея не напряжена И расслаблена». в) инструктор: «Сейчас медленно опустите голову вниз. А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена» Занятие 8 1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу 2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо 3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу. 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — • «Волна». • «Лягушка». • «Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой • «Замок». В последующем возможно выполнениеупраж- 5. Когнитивное упражнение «Ритм по кругу». Дети садятся ряют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети 6. Функциональное упражнение «Парад». Цель:развитие Раз (хлопок)-два-три-четыре. Раз-два (хлопок)-три-четыре, Раз-два-три (хлопок)-четыре. Раз-два-три-четыре (хлопок). Повторить несколько раз. 7. Функциональное упражнение «Каратист». Цель: разви 8. Функциональное упражнение «Пчелка». Цель:развитие 9. Релаксация «Шарик». Цель: расслабление мышц жи Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко... ровно... глубоко...» Занятие 9 1. Растяжка «Трави ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|