Психологические особенности
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было дано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекцион-ной педагогики (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спи-рова, Г.М. Жаренкова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.). Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно» плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связ- Глава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи наяречь(В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В,П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном, на первый взгляд, понимании обращенной. Анализ литературных источников позволил выделить два основных подхода к классификации общего недоразвития речи. Первый подход - психолого-педагогический, был предложен Р.Е. Левиной. Второй подход — клинический, наиболее полно представлен в работах Е.М. Мастюковой. В рамках психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого раз-пития у детей с речевой патологией. Первый уровень характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не следует понимать буквально, поскольку такие 6 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи дети в общении используют целый ряд вербальных средств: отдельные звуки и их сочетания - звукокомп-лексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («сииа» - машина). Речь детей на этом уровне изобилует диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («кия» - кофта, свитер). Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки или действия, совершаемые с ними (например «бика» произносится с разной интонацией и обозначает «машина», «едет», «бибикает»).
Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию интонации и пара-лингвистических средств: жестов, мимики. Кроме того, у детей отмечается ярко выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность. Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трехсловной, иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, ребенок может правильно использовать способы согласования и управления, может и нарушать их. Глава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи В самостоятельной речи детей изредка появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям («Асик ези тай» — «Мячик лежит на столе»). По сравнению с первым уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные, наречия и т.д. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. Речь детей со вторым уровнем речевого развития часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.
Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых, распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возрастают возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшается число ошибок» связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным остается понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются простыми предлогами. Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, дети затрудняются в правильном выборе производящей основы («человек, который строит дома» - «доматель»), используют неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным: в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми, например, частей предметов. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет выявить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.
Наряду с заметным улучшением звукопроизноше-ния наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети не справляются с заданиями на выделение первого и последнего звука в слове, с трудом подбирают картинки, в названиях которых есть заданный звук. Таким образом^ у ребенка с третьим уровнем рече- ВОГО развития эвуко СЛОГОВОЙ анализ и синтез оказыва- .лава 1. Психолог ичес кие особенности дошкольников с общим недоразвитием речи ются недостаточно сформированными, что, в свою очередь, служит препятствием для овладения чтением и письмом. Образцы связной речи таких детей свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: они могут переставлять местами части текста, пропускать важные элементы и обеднять содержательную сторону рассказа. Изучение Т.Б. Филичевой (2001) речи 6-7-летних дошкольников позволило выделить еще одну группу детей, которая оказалась за пределами вышеописанных уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий. Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление: у них нет ярких наруше-ний звукопроизношения, как правило, имеет место пить недостаточная дифференциация звуков (р-рь-л-э-йот, щ-ч-ш, ть-ц-сь и др.). Характерным нарушени-vi слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. И как следствие - искажение звуко-ншюлняемости в разных вариантах. Степень отставания в употреблении сложных по Структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контексте прослеживается в сравнении с нормой. У детей без речевой патологии нарушения звуко-слоговой структуры выявлены в 0,2% случаев; у детей с третьим уровнем развития речи - в 72%; у дошкольников с четвертым уровнем - в 38%. У детей с четвертым уровнем характер нарушений СЛОРовой структуры и звуконаполняемости слов имеет И Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи __ свои особенности. Преобладают элизии, которые в основном характеризуются сокращением звуков, и только в единичных случаях наблюдаются пропуски слогов. Отмечаются парафазии, чаще касающиеся перестановки звуков, реже — слогов; незначительный процент составляют персеверации и добавления слогов и звуков. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования. Имеющиеся у детей трудности не всегда внешне проявляются, так как в большинстве случаев в речевом общении дети умышленно заменяют одни слова другими, избегая сложных для них звукосочетаний и грамматических конструкций.
Ограниченность речевых средств, неточное употребление отдельных слов наиболее ярко прослеживаются в самостоятельных рассказах по отдельным сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок. При этом у каждого ребенка в большей или меньшей степени оказываются нарушенными все компоненты языка. Обследование детей показывает, что четвертого уровня достигает часть детей к концу коррекционного обучения в логопедическом детском саду. Около трети детей, обучающихся в группах с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием, также могут быть отнесены к этой категории. Кроме того, четвертому уровню соответствует речевое развитие детей, которые посещали массовый детский сад и были диагностированы как имеющие речевые нарушения только при определении в школу.
Глава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи Таким образом, дети с четвертым уровнем речевого развития могут быть определены как стабильная группа детей, которая к началу школьного обучения нуждается в дальнейшей логопедической помощи в условиях специальных «речевых» классов. Обобщая психолого-педагогические данные о характере речевых нарушений у детей с ОНР, можно отметить, что, несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из характерных признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4-м, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена и малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. У всех детей наблюдается недостаточная речевая активность и критичность к своему дефекту. Специальные исследования детей с ОНР показали и клиническое разнообразие проявлений общего недо-риавития речи, что отражает клинический подход, который представлен в работах Е.М. Мастюковой. Она ныделяет три варианта ОНР и соответственно делит таких детей на три группы. Дети первой группы имеют признаки лишь общего недоразвития речи без других выраженных нарушений игрино-психической деятельности. Это неосложнекпый вариант ОНР. У таких детей не выявляются признаки локального поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. После Подробных бесед с матерями факты нерезко выражен -mm токсикоза второй половины беременности или дли- Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи тельной асфиксии в родах выявлены лишь у одной трети обследуемых. В этих случаях часто отмечается недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическая ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность простудным заболеваниям. Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедви-гательного анализатора. Небольшие неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформиро-ванностыо кинестетического и динамического пракси-са. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР (Е.М. Мастюкова). У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Этот вариант характеризуется Е.М. Мастюковой как осложненный вариант ОНР, при котором имеет место энцефалопатический симптомо-комплекс нарушений. При тщательном неврологическом обследовании у таких детей выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая о негрубом повреждении отдельных мозговых структур (В,В. Ковалев, И.И. Кириченко, 1970). Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются: ►гипертензионно-гидроцефальный синдром (синд ►цереброастенический синдром (повышенная нерв ►синдромы двигательных расстройств (нарушения Глава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи Клиническое и психолого-педагогическое обследо- вание детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью. У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детей выявляются признаки поражения (или недоразвития) корковых речевых зон головного мозга и, в первую очередь, зоны Брока. При моторной а л алии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатиче-ские нарушения. Характерными признаками моторной алалии являются: выраженное недоразвитие всех сторон речи — фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм письменной и устной речи. Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления ОНР необходимы специальные коррекционные мероприятия, направленные на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача реализуется различно, в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. 14 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи 1.2. Особенности познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи В основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования психических процессов у детей с патологически развивающейся речью, легли теоретические положения Л.С. Выготского о социально обусловленной природе высших психических функций, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании психических процессов. К числу таких работ относится исследование Р.Е. Левиной «К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь)» (1936), которое проводилось под непосредственным руководством Л.С. Выготского. Р.Е. Левина выявила специфические особенности «автономной речи» и психологические структурно-динамические закономерности возникновения и развития словесных значений у детей-алаликов. Показано, что под словами «автономная речь» понимается обобщенное, но не расчлененное, слитное восприятие целой группы предметов, связанных принадлежностью к общей ситуации. Это свидетельствует о том, что у детей еще полностью отсутствует в значении слова «мера общности», т.е. у них не существует общих и более частных понятий, их речевые связи не выходят за пределы недифференцированных ситуационных связей. Другая работа этого автора - «Опыт изучения неговорящих детей-алаликов» (1951), относится к числу немногих исследований в логопедии, проведенных с позиций последовательного системного анализа речевой и психической недостаточности детей с ОНР вследствие алалии. Описание изучения и обучения алаликов, при- I пава I Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи веденное в работе Р.Е. Левиной, свидетельствует о том, ч то вторичное недоразвитие познавательных функций у: игн х детей претерпевает те же системные патологические изменения, что и речевые процессы, но на другом, более высоком уровне. В работе показано, что внешние проявления недоразвития речи и познавательной деятельности алаликов часто имеют сходные признаки. Однако эти нарушения в разных случаях имеют качественно разнородную психологическую структуру, зависящую от природы и особенностей первичного нарушения. Некоторые отечественные клиницисты (И.З. Берн-штейн, В.В. Ковалев, Е.И. Кириченко и др.) в вопросе соотношения нарушений мышления и речи при алалии считают, что ведущая роль в недоразвитии речевых и других психических процессов принадлежит глубоким юрвичным нарушениям в их интеллектуальной сфере. Анализ данных, полученных при исследовании раз- дчных психических функций у детей с ОНР (Л.И. Бе- Лякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), показывает своеобразие их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слу- х оного, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического восприятия. Нарушения фонема- тического восприятия отмечаются у всех детей с ОНР. Нарушения зрительной сферы проявляются в ости 1 ном в бедности и недифференцированности зритель-пм.х представлений, в инертности и нестойкости зри- Твльных следов, а также в отсутствии прочной и адек- ■атной связи слова со зрительным образом предмета. Изучение особенностей ориентировки в пространстве •капало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в
Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехсту-пенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают в речевому общению с целью уточнения инструкций (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо). Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. В совместной работе О.Н. Усановой и Т.Н. Синяко-вой (1992) выявлена неоднородность группы детей с общим недоразвитием речи третьего уровня как по проявлению речевого расстройства, так и по особенностям формирования познавательных процессов. Подчеркивается, что количественные показатели развития невербального интеллекта у этих детей колеблются преиму- I пава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи щественно в пределах от нормы до низкой границы нормы. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности. В этой работе привлекается внимание к необходимости дифференцированного подхода к детям с учетом особенностей их интеллектуального развития. Специфические особенности неречевых процессов у детей с ОНР отмечают Г.В. Чиркина, Т.Б. Филиче-Вв (1991). Авторами выделяются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями раз-нмтия познавательной деятельности. Связь между рече-I!i,iми наруптениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. 06- Я&дая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического м i.i тления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей с ОНР отмечается соматическая ос-ллбленность и замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движе-н и ii, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения, отмечается в работах В.И. Селиверстова, Т.Б. Филиче- п\ и др. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с • НИ' отстают от нормально развивающихся сверстников и воспроизведении двигательного задания по простран-< тпешю-временным параметрам, они нарушают после- довател ьность элементов действия, опускают его состав-
19 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи ные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики. Таким образом, выявленные особенности познавательной деятельности при общем недоразвитии речи ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода, который предполагает выделение в структуре нарушения как речевой, так и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта. 1 Л, Проблема формирования личности ребенка с недостатками речевого развития Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В.И. Лу-бовский. В процессе коррекционной работы с этими детьми важнейшую роль играет апелляция к личности. Анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков указывают, что системные данные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описания носят фрагментарный характер. В связи с этим затрудняется разработка индивидуальных программ психологической коррекции и внедрение различных организационных форм деятельности психолога в работу дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. и.мы 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Ряд исследовательских работ по изучению особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи выполнен под руководством Г.В. Чиркиной (1996). Эти данные существенно дополняют представления о взаимо-I юусловленности речевых и коммуникативных умений. Выявленные авторами (Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева) I юобенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтакси-1 и'(-кого и композиционного характера) сочетались с нарушениями коммуникативной функции, что выразилось в снижении потребности в общении, несформиро- Ишности способов коммуникации (диалогическая и ivi он о логическая речь), особенностях поведения (незанято роеованность в контакте, неумение ориентироваться к ситуации общения, негативизм). Большой интерес представляет исследование осо-t им1 и остей личностного развития дошкольников с ОНР, ы полненное на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А. Шо- вохова под руководством И.Ю. Левченко (2003). Авторы исследования (И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова) дока-:t;i.м и, что личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют Место заниженная самооценка, коммуникативные на-v i иония, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности. В зависимости от уровня коммуникативных нарушен ий и степени переживания речевого дефекта до-ми с< игьники с ОНР были разделены на три группы. Дети Психологическая помощь дошкольникам с обидим недоразвитием речи первой группы не демонстрировали переживания речевого дефекта, у них не отмечалось трудностей при речевом контакте. Они активно взаимодействовали со взрослыми и сверстниками, широко использовали при этом невербальные средства общения. У детей второй группы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к общению, на вопросы старались отвечать односложно, избегали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демонстрировали умеренное переживание дефекта. У детей третьей группы отмечался речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, замкнутости, были зафиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользовались вербальными средствами; на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции. (Примеры, иллюстрирующие особенности детей трех групп, представлены в При лож. 1,) Подводя итог анализу научных исследований по проблеме изучения дошкольников с общим недоразвитием речи, можно отметить, что не все аспекты психического развития детей с ОНР изучены в одинаковой степени. Наименее изученным является аспект личностного развития. Разработка этой проблемы будет способствовать совершенствованию системы психолого-пе-дах огического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями, которая предполагает тесное профессиональное взаимодействие психологов и логопедов и должна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом дошкольного учреждения. Я ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 2,1, Теоретические основы диагностики нарушений личностного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи Психологическое изучение личности ребенка с проблемами в развитии имеет свои особенности, значительно более выраженные, чем при исследовании познавательной сферы (которые не всегда отмечаются в специальной литературе). В отечественной психологии одним из ведущих принципов психологического исследования является качественный системный анализ результатов изучения особенностей психики. Этот принцип обусловлен теоретическими положениями, согласно которым психические процессы формируются прижизненно в процессе деятельности человека, его общения с другими людьми (.П.С, Выготский, А.Н. Леонтьев). Поэтому психологическое исследование должно быть направлено не на из-vh'i кшие отдельных психических процессов, а на иссле-i,oмание ребенка", совершающего реальную деятель-icicti., па анализ механизмов нарушения деятельности и иолможноети ее восстановления.
22 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Ориентированность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психической деятельности особенно важна при исследовании детей с отклонениями в развитии. Поскольку развитие ребенка, пусть и в специфических условиях, продолжается, психологическое исследование не должно ограничиваться констатацией имеющихся у ребенка нарушений, оно должно выявлять его потенциальные возможности (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн). В то же время использование качественного анализа не предполагает отказа от количественных оценок и статистической обработки данных там, где этого требует поставленная задача. Но количественный анализ должен играть второстепенную роль, уступая главную роль качественному анализу, оценке всего процесса деятельности, факторов, способствующих и препятствующих ей. Важность этого положения в том, что нарушения психики по своим внешним проявлениям могут быть одинаковы, тогда как причины - разными, в связи с чем разными должны быть и коррекционные подходы. Одним из ведущих принципов психолого-педагогического изучения детей с нарушением в развитии выступает принцип выявления не только нарушенных, но и сохранных сторон психики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, У.В. Улъенкова). Недостаточно обнаружить дефектные звенья деятельности; нужно определить и точки опоры для психолого-педагогической коррекции. Именно учет сохранных функций поможет разработать верную тактику дальнейшей работы. Важным принципом психологической диагностики детей с нарушениями развития является апелляция к личности (И.Ю. Левченко, 2000). Ни одно психологическое явление не может быть понято без учета моти- I пава 7. Организация и содержание диагностической и психокоррекционной работы нов, потребностей, целей, ценностей человека, его отношения к себе и к миру. Это сложная задача, имеющая с ною специфику, которая заключается в том, что возможности применения традиционных подходов к диагностике личности и межличностных отношений детей 0 отклонениями в развитии в известной мере ограниче- «и 1 росники и проективные тесты (И.Ю. Левченко, 2000). Опросники представляют собой набор особым обра- ВОМ составленных вопросов, на которые испытуемый П1.1ЧПО должен отвечать «да» или «нет», а в некоторых л у чаях давать развернутые ответы. После специальной и iработки ответов можно получить характеристику тех ими иных особенностей личности - эмоциональной устойчивости, агрессивности, интроверсии-экстраверсии, -кожности, акцентуации характера и т.п. Вопросы Иногда имеют довольно сложную формулировку. Дети г отклонениями в речевом развитии могут испытывать |ц<'<;твенные трудности в понимании вопросов, по- КОЛЬКу для этого требуется достаточно большой пассив-i словарь, знание грамматических правил и пр. Ворослый же, согласно условиям заполнения опросни- КОВ, in; должен объяснять смысл вопроса, поскольку Объяснение всегда субъективно и будет подталкивать i ка к определенному ответу. Опросники целесооб- 1.......... ■. i.; рименять лишь в случае, когда есть уверенность том, что речевые и интеллектуальные возможности [шбпнка достаточны для ответов на вопросы. It основу построения проективных тестов поло- <"<> представление о том, что в творчестве человека, в • 111 нущочтениях, интерпретации событий проявляют- к и растеризующие личность скрытые, неосознавае- I побуждения, кон
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|