Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности




ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Впервые теоретическое обоснование проблемы об­щего недоразвития речи было дано в результате много­аспектных исследований различных форм речевой па­тологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных со­трудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекцион-ной педагогики (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спи-рова, Г.М. Жаренкова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех ком­понентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллек­те. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произно­шение и различение звуков на слух, недостаточно пол­ноценно происходит овладение системой морфем и, сле­довательно» плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возра­стной нормы как по количественным, так и по каче­ственным показателям; оказывается недоразвитой связ-


Глава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

наяречь(В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В,П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заика­нии — в тех случаях, когда выявляются одновременно не­достаточность словарного запаса, грамматического строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бед­ная, малословная, тесно связана с определенной ситуа­цией и вне этой ситуации становится непонятной. Связ­ная монологическая речь или отсутствует, или разви­вается с большим трудом и характеризуется качествен­ным своеобразием. Наиболее ярким показателем обще­го недоразвития речи является отставание экспрессив­ной речи при относительном, на первый взгляд, пони­мании обращенной.

Анализ литературных источников позволил выде­лить два основных подхода к классификации общего недоразвития речи.

Первый подход - психолого-педагогический, был предложен Р.Е. Левиной.

Второй подход — клинический, наиболее полно представлен в работах Е.М. Мастюковой.

В рамках психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого раз-пития у детей с речевой патологией.

Первый уровень характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не следует понимать буквально, поскольку такие


6


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

дети в общении используют целый ряд вербальных средств: отдельные звуки и их сочетания - звукокомп-лексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («сииа» - машина). Речь детей на этом уровне изобилу­ет диффузными словами, не имеющими аналогов в род­ном языке («кия» - кофта, свитер). Характерной осо­бенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки или действия, совершаемые с ними (например «бика» произносится с разной интона­цией и обозначает «машина», «едет», «бибикает»).

Эти факты указывают на крайнюю бедность словар­ного запаса, в результате чего ребенок вынужден при­бегать к активному использованию интонации и пара-лингвистических средств: жестов, мимики.

Кроме того, у детей отмечается ярко выраженная недостаточность в формировании импрессивной сторо­ны речи. Затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и мно­жественного числа, мужского и женского рода, прошед­шего и настоящего времени глаголов и т.д.

Речь детей на первом уровне малопонятна для ок­ружающих и имеет жесткую ситуативную привязан­ность.

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трехсловной, иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, ребенок может правильно использовать способы согласования и управления, может и нарушать их.


Глава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

В самостоятельной речи детей изредка появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде слу­чаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет чле­ны предложения по грамматическим категориям («Асик ези тай» — «Мячик лежит на столе»).

По сравнению с первым уровнем наблюдается замет­ное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: рас­ширяется объем употребляемых существительных, гла­голов и прилагательных, появляются некоторые числи­тельные, наречия и т.д. Однако недостаточность слово­образовательных операций приводит к ошибкам в упот­реблении и понимании приставочных глаголов, относи­тельных и притяжательных прилагательных, существи­тельных со значением действующего лица. Наблюдают­ся трудности в формировании обобщающих и отвлечен­ных понятий, системы синонимов и антонимов.

Речь детей со вторым уровнем речевого развития часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

Третий уровень речевого развития характеризует­ся развернутой фразовой речью с элементами недоразви­тия лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых, распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушать­ся, например за счет отсутствия главных или второсте­пенных членов предложения. Возрастают возможности детей в использовании предложных конструкций с вклю­чением в отдельных случаях простых предлогов. В само­стоятельной речи уменьшается число ошибок» связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных паде­жах. По-прежнему явно недостаточным остается пони­мание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются простыми предло­гами.

Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным мо­делям. Наряду с этим, дети затрудняются в правильном выборе производящей основы («человек, который стро­ит дома» - «доматель»), используют неадекватные аф­фиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»). Типичным для данного уровня является неточное пони­мание и употребление обобщающих понятий, слов с аб­страктным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.

Словарный запас может показаться достаточным: в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми, например, частей предметов. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет выявить труд­ности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

Наряду с заметным улучшением звукопроизноше-ния наблюдается недостаточная дифференциация зву­ков на слух: дети не справляются с заданиями на выде­ление первого и последнего звука в слове, с трудом под­бирают картинки, в названиях которых есть заданный звук.

Таким образом^ у ребенка с третьим уровнем рече- ВОГО развития эвуко СЛОГОВОЙ анализ и синтез оказыва-


.лава 1. Психолог ичес кие особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

ются недостаточно сформированными, что, в свою оче­редь, служит препятствием для овладения чтением и письмом. Образцы связной речи таких детей свидетель­ствуют о нарушении логико-временных связей в пове­ствовании: они могут переставлять местами части тек­ста, пропускать важные элементы и обеднять содержа­тельную сторону рассказа.

Изучение Т.Б. Филичевой (2001) речи 6-7-летних дошкольников позволило выделить еще одну группу детей, которая оказалась за пределами вышеописанных уровней и может быть определена как четвертый уро­вень речевого развития.

У этих детей обнаруживаются незначительные на­рушения всех компонентов языка. Чаще они проявля­ются в процессе детального обследования, при выпол­нении специально подобранных заданий.

Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление: у них нет ярких наруше-ний звукопроизношения, как правило, имеет место пить недостаточная дифференциация звуков (р-рь-л-э-йот, щ-ч-ш, ть-ц-сь и др.). Характерным нарушени-vi слоговой структуры является то, что, понимая зна­чение слова, ребенок не удерживает в памяти его фоне­матический образ. И как следствие - искажение звуко-ншюлняемости в разных вариантах.

Степень отставания в употреблении сложных по Структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контексте прослеживается в сравнении с нормой. У де­тей без речевой патологии нарушения звуко-слоговой структуры выявлены в 0,2% случаев; у детей с третьим уровнем развития речи - в 72%; у дошкольников с чет­вертым уровнем - в 38%.

У детей с четвертым уровнем характер нарушений СЛОРовой структуры и звуконаполняемости слов имеет


И


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи __

свои особенности. Преобладают элизии, которые в ос­новном характеризуются сокращением звуков, и толь­ко в единичных случаях наблюдаются пропуски слогов. Отмечаются парафазии, чаще касающиеся перестанов­ки звуков, реже — слогов; незначительный процент со­ставляют персеверации и добавления слогов и звуков.

Недостаточная внятность, выразительность, не­сколько вялая артикуляция и нечеткая дикция остав­ляют впечатление общей смазанности речи. Незакон­ченность формирования звуко-слоговой структуры, сме­шение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особен­ность является важным показателем еще не закончив­шегося до конца процесса фонемообразования. Имею­щиеся у детей трудности не всегда внешне проявляют­ся, так как в большинстве случаев в речевом общении дети умышленно заменяют одни слова другими, избе­гая сложных для них звукосочетаний и грамматических конструкций.

Ограниченность речевых средств, неточное упот­ребление отдельных слов наиболее ярко прослеживают­ся в самостоятельных рассказах по отдельным сюжет­ным картинкам и по серии сюжетных картинок. При этом у каждого ребенка в большей или меньшей степе­ни оказываются нарушенными все компоненты языка.

Обследование детей показывает, что четвертого уровня достигает часть детей к концу коррекционного обучения в логопедическом детском саду. Около трети детей, обучающихся в группах с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием, также могут быть отнесены к этой категории. Кроме того, четвертому уровню соответству­ет речевое развитие детей, которые посещали массовый детский сад и были диагностированы как имеющие ре­чевые нарушения только при определении в школу.


 


Глава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

Таким образом, дети с четвертым уровнем речевого развития могут быть определены как стабильная груп­па детей, которая к началу школьного обучения нужда­ется в дальнейшей логопедической помощи в условиях специальных «речевых» классов.

Обобщая психолого-педагогические данные о ха­рактере речевых нарушений у детей с ОНР, можно от­метить, что, несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указыва­ющие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из характерных признаков является более позд­нее начало речи: первые слова появляются к 3-4-м, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена и малопонятна. Наиболее вы­разительным показателем является отставание экспрес­сивной речи при относительно благополучном, на пер­вый взгляд, понимании обращенной речи. У всех детей наблюдается недостаточная речевая активность и кри­тичность к своему дефекту.

Специальные исследования детей с ОНР показали и клиническое разнообразие проявлений общего недо-риавития речи, что отражает клинический подход, ко­торый представлен в работах Е.М. Мастюковой. Она ныделяет три варианта ОНР и соответственно делит та­ких детей на три группы.

Дети первой группы имеют признаки лишь общего недоразвития речи без других выраженных нарушений игрино-психической деятельности. Это неосложнекпый вариант ОНР. У таких детей не выявляются признаки локального поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные от­клонения в протекании беременности и родов. После Подробных бесед с матерями факты нерезко выражен -mm токсикоза второй половины беременности или дли-



Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

тельной асфиксии в родах выявлены лишь у одной тре­ти обследуемых. В этих случаях часто отмечается недо­ношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическая ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность простудным заболеваниям.

Отсутствие парезов и параличей, выраженных под­корковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедви-гательного анализатора. Небольшие неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями мышечного тонуса, недостаточностью тонких диффе­ренцированных движений пальцев рук, несформиро-ванностыо кинестетического и динамического пракси-са. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР (Е.М. Мастюкова).

У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологи­ческих синдромов. Этот вариант характеризуется Е.М. Мастюковой как осложненный вариант ОНР, при котором имеет место энцефалопатический симптомо-комплекс нарушений. При тщательном неврологиче­ском обследовании у таких детей выявляется ярко вы­раженная неврологическая симптоматика, свидетель­ствующая о негрубом повреждении отдельных мозговых структур (В,В. Ковалев, И.И. Кириченко, 1970). Среди неврологических синдромов у детей второй группы наи­более частыми являются:

►гипертензионно-гидроцефальный синдром (синд­
ром повышенного внутричерепного давления);

►цереброастенический синдром (повышенная нерв­
но-психическая истощаемость);

►синдромы двигательных расстройств (нарушения
мышечного тонуса).


Глава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

Клиническое и психолого-педагогическое обследо- вание детей второй группы выявляет наличие у них ха­рактерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низ­кой работоспособностью.

У детей третьей группы имеет место наиболее стой­кое и специфическое речевое недоразвитие, которое кли­нически обозначается как моторная алалия. У этих детей выявляются признаки поражения (или недораз­вития) корковых речевых зон головного мозга и, в пер­вую очередь, зоны Брока. При моторной а л алии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатиче-ские нарушения. Характерными признаками моторной алалии являются: выраженное недоразвитие всех сто­рон речи — фонематической, лексической, синтаксиче­ской, морфологической, всех видов речевой деятельно­сти и всех форм письменной и устной речи.

Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онто­генетический путь развития речи, свойственный нор­мальным детям. Для преодоления ОНР необходимы спе­циальные коррекционные мероприятия, направленные на формирование речевых средств, достаточных для са­мостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача реализуется различно, в зависи­мости от возраста детей, условий их обучения и воспи­тания, уровня развития речи.


14


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

1.2. Особенности

познавательной деятельности

детей с общим недоразвитием речи

В основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования психических процессов у детей с патологически развивающейся речью, легли теоретические положения Л.С. Выготского о соци­ально обусловленной природе высших психических фун­кций, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании психических процессов.

К числу таких работ относится исследование Р.Е. Ле­виной «К психологии детской речи в патологических слу­чаях (автономная детская речь)» (1936), которое прово­дилось под непосредственным руководством Л.С. Выгот­ского. Р.Е. Левина выявила специфические особенности «автономной речи» и психологические структурно-дина­мические закономерности возникновения и развития словесных значений у детей-алаликов. Показано, что под словами «автономная речь» понимается обобщенное, но не расчлененное, слитное восприятие целой группы пред­метов, связанных принадлежностью к общей ситуации. Это свидетельствует о том, что у детей еще полностью от­сутствует в значении слова «мера общности», т.е. у них не существует общих и более частных понятий, их рече­вые связи не выходят за пределы недифференцирован­ных ситуационных связей.

Другая работа этого автора - «Опыт изучения него­ворящих детей-алаликов» (1951), относится к числу не­многих исследований в логопедии, проведенных с пози­ций последовательного системного анализа речевой и психической недостаточности детей с ОНР вследствие алалии. Описание изучения и обучения алаликов, при-


I пава I Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

веденное в работе Р.Е. Левиной, свидетельствует о том, ч то вторичное недоразвитие познавательных функций у: игн х детей претерпевает те же системные патологические изменения, что и речевые процессы, но на другом, более высоком уровне. В работе показано, что внешние прояв­ления недоразвития речи и познавательной деятельно­сти алаликов часто имеют сходные признаки. Однако эти нарушения в разных случаях имеют качественно разно­родную психологическую структуру, зависящую от при­роды и особенностей первичного нарушения.

Некоторые отечественные клиницисты (И.З. Берн-штейн, В.В. Ковалев, Е.И. Кириченко и др.) в вопросе соотношения нарушений мышления и речи при алалии считают, что ведущая роль в недоразвитии речевых и других психических процессов принадлежит глубоким юрвичным нарушениям в их интеллектуальной сфере.

Анализ данных, полученных при исследовании раз-

дчных психических функций у детей с ОНР (Л.И. Бе-

Лякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),

показывает своеобразие их психического развития.

У детей данной категории отмечается недостаточность

различных видов восприятия и в первую очередь слу-

х оного, зрительного, пространственного.

Недостаточность базового слухового восприятия влия­ет на формирование фонематического слуха, а в дальней­шем - фонематического восприятия. Нарушения фонема- тического восприятия отмечаются у всех детей с ОНР.

Нарушения зрительной сферы проявляются в ос­ти 1 ном в бедности и недифференцированности зритель-пм.х представлений, в инертности и нестойкости зри- Твльных следов, а также в отсутствии прочной и адек- ■атной связи слова со зрительным образом предмета.

Изучение особенностей ориентировки в пространстве •капало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в


 



 



Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

основном в дифференциации понятий «справа» и «сле­ва», обозначающих местонахождение объекта. У них так­же наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются прими­тивностью и малым количеством деталей.

Внимание характеризуется недостаточной устойчи­востью, быстрой истощаемостью, что определяет тенден­цию к снижению темпа деятельности в процессе рабо­ты. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.

Исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти прак­тически не отличается от нормы. Однако заметно сни­жены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехсту-пенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают в речевому общению с целью уточнения инструкций (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо).

Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возмож­ности смыслового, логического запоминания.

В совместной работе О.Н. Усановой и Т.Н. Синяко-вой (1992) выявлена неоднородность группы детей с об­щим недоразвитием речи третьего уровня как по про­явлению речевого расстройства, так и по особенностям формирования познавательных процессов. Подчеркива­ется, что количественные показатели развития невер­бального интеллекта у этих детей колеблются преиму-


I пава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

щественно в пределах от нормы до низкой границы нор­мы. Несформированность некоторых знаний и недоста­точность самоорганизации речевой деятельности влия­ет на процесс и результат мыслительной деятельности. В этой работе привлекается внимание к необходимости дифференцированного подхода к детям с учетом особен­ностей их интеллектуального развития.

Специфические особенности неречевых процессов у детей с ОНР отмечают Г.В. Чиркина, Т.Б. Филиче-Вв (1991). Авторами выделяются недостаточная устой­чивость внимания, сложности при распределении вни­мания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями раз-нмтия познавательной деятельности. Связь между рече-I!i,iми наруптениями и другими сторонами психическо­го развития обусловливает особенности мышления. 06- Я&дая в целом полноценными предпосылками овладе­ния мыслительными операциями, доступными их воз­расту, дети отстают в развитии словесно-логического м i.i тления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей с ОНР отмечается соматическая ос-ллбленность и замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движе-н и ii, неуверенностью в выполнении дозированных дви­жений, снижении скорости и ловкости выполнения, отмечается в работах В.И. Селиверстова, Т.Б. Филиче- п\ и др. Наибольшие трудности выявляются при вы­полнении движений по словесной инструкции. Дети с • НИ' отстают от нормально развивающихся сверстников и воспроизведении двигательного задания по простран-< тпешю-временным параметрам, они нарушают после- довател ьность элементов действия, опускают его состав-


 



 


19


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

ные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

Таким образом, выявленные особенности познава­тельной деятельности при общем недоразвитии речи ориентируют на изучение детей данной категории с по­зиции целостного подхода, который предполагает вы­деление в структуре нарушения как речевой, так и не­речевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта.

1 Л, Проблема формирования личности ребенка с недостатками речевого развития

Известно, что одной из общих закономерностей на­рушенного развития являются отклонения в формиро­вании личности. Трудности социальной адаптации та­ких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В.И. Лу-бовский. В процессе коррекционной работы с этими детьми важнейшую роль играет апелляция к личности.

Анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков указывают, что системные дан­ные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описа­ния носят фрагментарный характер. В связи с этим за­трудняется разработка индивидуальных программ пси­хологической коррекции и внедрение различных орга­низационных форм деятельности психолога в работу дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи.

Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.


и.мы 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной небла­гоприятных отношений в группе сверстников.

Ряд исследовательских работ по изучению особен­ностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи выпол­нен под руководством Г.В. Чиркиной (1996). Эти дан­ные существенно дополняют представления о взаимо-I юусловленности речевых и коммуникативных умений. Выявленные авторами (Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева) I юобенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтакси-1 и'(-кого и композиционного характера) сочетались с на­рушениями коммуникативной функции, что вырази­лось в снижении потребности в общении, несформиро- Ишности способов коммуникации (диалогическая и ivi он о логическая речь), особенностях поведения (незаня­то роеованность в контакте, неумение ориентироваться к ситуации общения, негативизм).

Большой интерес представляет исследование осо-t им1 и остей личностного развития дошкольников с ОНР, ы полненное на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А. Шо- вохова под руководством И.Ю. Левченко (2003). Авто­ры исследования (И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова) дока-:t;i.м и, что личность ребенка с ОНР характеризуется спе­цифическими особенностями, среди которых имеют Место заниженная самооценка, коммуникативные на-v i иония, проявления тревожности и агрессивности раз­ной степени выраженности.

В зависимости от уровня коммуникативных нару­шен ий и степени переживания речевого дефекта до-ми с< игьники с ОНР были разделены на три группы. Дети



Психологическая помощь дошкольникам с обидим недоразвитием речи


первой группы не демонстрировали переживания рече­вого дефекта, у них не отмечалось трудностей при рече­вом контакте. Они активно взаимодействовали со взрос­лыми и сверстниками, широко использовали при этом невербальные средства общения. У детей второй груп­пы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к обще­нию, на вопросы старались отвечать односложно, избе­гали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демон­стрировали умеренное переживание дефекта. У детей третьей группы отмечался речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, замкнутости, были за­фиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользовались вербальными средствами; на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции. (Примеры, ил­люстрирующие особенности детей трех групп, представ­лены в При лож. 1,)

Подводя итог анализу научных исследований по проблеме изучения дошкольников с общим недоразви­тием речи, можно отметить, что не все аспекты психи­ческого развития детей с ОНР изучены в одинаковой степени. Наименее изученным является аспект лично­стного развития. Разработка этой проблемы будет спо­собствовать совершенствованию системы психолого-пе-дах огического сопровождения ребенка с речевыми на­рушениями, которая предполагает тесное профессио­нальное взаимодействие психологов и логопедов и дол­жна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом дошкольного учреждения.


Я ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И

ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ

НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

2,1, Теоретические основы диагностики

нарушений личностного развития у детей

с тяжелыми нарушениями речи

Психологическое изучение личности ребенка с про­блемами в развитии имеет свои особенности, значитель­но более выраженные, чем при исследовании познава­тельной сферы (которые не всегда отмечаются в специальной литературе).

В отечественной психологии одним из ведущих принципов психологического исследования является качественный системный анализ результатов изучения особенностей психики. Этот принцип обусловлен теоре­тическими положениями, согласно которым психиче­ские процессы формируются прижизненно в процессе деятельности человека, его общения с другими людьми (.П.С, Выготский, А.Н. Леонтьев). Поэтому психологи­ческое исследование должно быть направлено не на из-vh'i кшие отдельных психических процессов, а на иссле-i,oмание ребенка", совершающего реальную деятель-icicti., па анализ механизмов нарушения деятельности и иолможноети ее восстановления.


 


22



Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

Ориентированность экспериментально-психологи­ческих приемов на раскрытие качественной характери­стики психической деятельности особенно важна при исследовании детей с отклонениями в развитии. По­скольку развитие ребенка, пусть и в специфических ус­ловиях, продолжается, психологическое исследование не должно ограничиваться констатацией имеющихся у ребенка нарушений, оно должно выявлять его потенци­альные возможности (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн).

В то же время использование качественного анализа не предполагает отказа от количественных оценок и ста­тистической обработки данных там, где этого требует поставленная задача. Но количественный анализ должен играть второстепенную роль, уступая главную роль ка­чественному анализу, оценке всего процесса деятельно­сти, факторов, способствующих и препятствующих ей. Важность этого положения в том, что нарушения психи­ки по своим внешним проявлениям могут быть одинако­вы, тогда как причины - разными, в связи с чем разны­ми должны быть и коррекционные подходы.

Одним из ведущих принципов психолого-педагоги­ческого изучения детей с нарушением в развитии выс­тупает принцип выявления не только нарушенных, но и сохранных сторон психики (Л.С. Выготский, В.И. Лу­бовский, У.В. Улъенкова). Недостаточно обнаружить дефектные звенья деятельности; нужно определить и точки опоры для психолого-педагогической коррекции. Именно учет сохранных функций поможет разработать верную тактику дальнейшей работы.

Важным принципом психологической диагностики детей с нарушениями развития является апелляция к личности (И.Ю. Левченко, 2000). Ни одно психологи­ческое явление не может быть понято без учета моти-


I пава 7. Организация и содержание диагностической и психокоррекционной работы

нов, потребностей, целей, ценностей человека, его отно­шения к себе и к миру. Это сложная задача, имеющая с ною специфику, которая заключается в том, что воз­можности применения традиционных подходов к диаг­ностике личности и межличностных отношений детей

0 отклонениями в развитии в известной мере ограниче-
м>(. В первую очередь это касается таких методов, как

«и 1 росники и проективные тесты (И.Ю. Левченко, 2000). Опросники представляют собой набор особым обра- ВОМ составленных вопросов, на которые испытуемый П1.1ЧПО должен отвечать «да» или «нет», а в некоторых л у чаях давать развернутые ответы. После специальной и iработки ответов можно получить характеристику тех ими иных особенностей личности - эмоциональной ус­тойчивости, агрессивности, интроверсии-экстраверсии, -кожности, акцентуации характера и т.п. Вопросы Иногда имеют довольно сложную формулировку. Дети г отклонениями в речевом развитии могут испытывать |ц<'<;твенные трудности в понимании вопросов, по- КОЛЬКу для этого требуется достаточно большой пассив-i словарь, знание грамматических правил и пр. Ворослый же, согласно условиям заполнения опросни- КОВ, in; должен объяснять смысл вопроса, поскольку Объяснение всегда субъективно и будет подталкивать i ка к определенному ответу. Опросники целесооб-

1.......... ■. i.; рименять лишь в случае, когда есть уверенность

том, что речевые и интеллектуальные возможности [шбпнка достаточны для ответов на вопросы.

It основу построения проективных тестов поло-

<"<> представление о том, что в творчестве человека, в

• 111 нущочтениях, интерпретации событий проявляют-

к и растеризующие личность скрытые, неосознавае-

I побуждения, кон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...