Hi нет самовыражаться, общаться (О.А. Караба-
IIH).
40 41 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Все это позволяет рекомендовать игру как основу психокоррекционных занятий, Психокоррекционные игры, используемые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи проводятся психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, заторможенных детей целесообразно назначать водящими (лидерами). Для расторможенных и гиперактивных детей надо подбирать более спокойные игры. Наполняемость групп (от 3 до 12 детей) при проведении игр зависит от содержания игры и имеющихся у детей особенностей личностного развития. В тех случаях, когда к коррекции привлекаются дети с речевым негативизмом, наполняемость групп не должна превышать пяти человек. Игры проводятся в течение обучающего цикла каждый день (в структуре занятий и индивидуально). Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин. Рекомендованные психокоррекционные игры можно условно разделить на две группы. Игры первой группы направлены на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьезным комбинированным играм. Часть игр этой группы тесно связана с приемами телесной психокоррекции и направлена на развитие тактильных и эмоциональных контактов у дошкольников. Игры второй группы предполагают введение более сложных драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами и приемы игры-психодрамы. Они направлены на разрешение личных и межличностных проблем каждого члена группы, на восстановление общения. ' i Типизация и содержание диагностической и психокоррекционной работы
Приемы элементарной библиотерапии »>./[ лотерапия предполагает психокоррекционное стане на детей с помощью чтения специально по- пной литературы в целях нормализации и опти- I их психического состояния. В настоящее вре- 'ика использования библиотерапии с детьми с •пнями в развитии представлена в работах |" И Ili-ic расовой. л члого чтения библиотерапия отличается сво- (лешюстыо на те или иные состояния, свойства . 11ри чтении произведений с целью профилак- I > | кжции личностных нарушений у детей с ОНР гея разные книжные жанры и стили (расска- п, сказки, пословицы, поговорки) с учетом: i доступности изложения, которая зависит имания текста и уровня речевого развития тип ситуаций в книге с ситуациями, в которых [тся ребенок. Шабления негативных состояний детей, уси-|.жптельных эмоций и восстановления душевая рекомендуются следующие литератур- зия: «Что такое хорошо и что такое плоского, «Ласточки пропали» А. Фета, «Ма-щ» А. де Сент-Экзюпери, «Деревья» й, «Карлик Нос» В. Гауфа, «Маугли» 'А, «Дюймовочка», «Дикие.лебеди», «Гадкий. Андерсена, «Сераяшейка», «Храбрый уте-)Ва, русские народные сказки «Лиса и др., различные загадки, пословицы и пого->Ппое - см. Прилож. 3).
42 43 Психологическая помощь дошкольникам с обидим недоразвитием речи Приемы арттерапии и музыкотерапии В последние годы заметно возрос интерес к коррек-ционной деятельности средствами искусства. Это связано с тем, что искусство имеет специальные функции, 4 помощью которых человек может научиться рассказы-i вать о своем внутреннем мире, о том, что его волнует, тревожит, радует (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко и др.). Сущность арттерапии состоит в коррекционном действии искусства на человека и проявляется в рекой] струировании психотравмирующей ситуации, выведе-j нии переживаний, связанных с ней, во внешнюю фор му через продукт художественной деятельности.
Практический опыт психокоррекционной работ средствами арттерапии показывает ее большой терапев тический и коррекционный эффект в работе с детьми проблемами в эмоционально-личностном развитии. Для детей с ОНР рекомендуется использовать при Занятия по арттерапии проводятся в основном гр повые (наполняемость 10-12 детей). Их проводит пс холог совместно с воспитателем. Для усиления позити ных внутренних процессов у детей, для стимуляции ъ речи часто используется специальное музыкальное с ~ провождение. Цели стимуляции музыкой могут бы1 различными: > снять или уменьшить произвольный контроль ► увеличить общую активность, в том числе подня ' i Организация и содержание диагностической и психокоррекционной работы | вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения по- I | к 'дством подражания поющим детям и взрослым. 11мжно, чтобы сам музыкальный контекст содержал ихты реальных движений и ритмов («По малинку 1.1 по й дем», «Веселые гуси»). При нарушении общения у детей рекомендуется (Ользовать следующие приемы музыкотерапии: > 111 ювождение действий ребенка музыкальным от-i и.1 к ком, исполняемым на различных музыкальных нструментах, созвучным его настроению и характеру его действий; провождение голосом. Взрослый комментирует (Кения, выполняемые ребенком, при этом текст Продевается под мелодию, соответствующую на-' 11 >< к ■ 11 и ю ребенка; ■Местная игра на инструментах - еще один вари- стаиовления межличностных контактов.) г m я по музыкотерапии проводятся в музыкальном < тпем музыкального работника. Их продолжило 25 мин., наполняемость группы 10-12 детей. Приемы гештальттерашш и телесно-<»|>itентированной психотерапии г.1кчтия, способствующие осознанию собствен-|. относятся к таким направлениям психокор-.п, гештальттерапия, телесно-ориентирован-ихотерапия. Ория телесной терапии восходит к работам уче- ФроЙда В. Райха, который полагал, что меха-
i психологической защиты можно противодей- i о мощью прямого телесного контакта. За- i |Д(■ 11 не, выражающееся в напряжении мышц ином дыхании, он назвал «телесной броней».
44 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи «Броня» - это хроническое мышечное напряжение, избавляющее человека от переживания неприятных эмоций. В момент напряжения мышц происходит ослабление чувствительности. В коррекционной работе с детьми наиболее перепек тивным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации («здесь и теперь»), что помогает овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путем освоения упражнений по следующим направлениям: ► освобождение от мышечных зажимов; V общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации; ► развитие внимания, чувственного восприятия. Большую роль играет работа над пластикой тела. Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с ОНР: > увеличение диапазона эмоциональных проявлений, > совершенствование психомоторики, развитие уме Таким образом, психокоррекционнаяработа, основанная на синтезе известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность кор-рекционно-педагогическойработы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. 46 1лава 2. Организация и содержание диагностической и психокоррекционной работы Работа с семьей Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на воспитание полноценной личности. Необходимость участия семьи в процессе социализации формирующейся личности наиболее важна при воспитании и обучении детей, имеющих отклонения в развитии, - не только с тяжелыми формами, но и с негрубыми нарушениями, посещающих дошкольные группы разной коррекционной направленности. В связи с этим, система работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекцион-ного воздействия по преодолению личностных нарушений детей с ОНР.
С учетом особенностей социальной ситуации развития ребенка могут быть рекомендованы направления психокоррекционной ж консультативной работы, апробированные в течение многих лет исследователями и практиками (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева): > гармонизация семейных взаимоотношений; > установление правильных детско-родительских от > помощь родителям в формировании адекватной > обучение элементарным методам психологической Содержание психокоррекционного воздействия на родителей представлено двумя формами работы: индивидуальной и групповой. Индивидуальная работа осуществляется в виде бесед или частично структурированного интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед родителей обучают Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка. Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям: 1) гармонизация взаимоотношений между родите 2) гармонизация внутрисемейных отношений; 3) оптимизация социальных контактов семьи. Проводя коррекционную работу по первому направлению, можно использовать организационные формы и содержание коррекционных занятий, представленные в «Практикуме по формированию адекватных родитель-ско-детских отношений», разработанном В.В. Ткачевой (1999). Работа по второму направлению реализуется двумя способами: в виде занятий с реальными супружескими парами или в виде занятий только с матерями. Коррек-ционное воздействие, осуществляемое психологом на мать проблемного ребенка, распространяется и на других членов семьи. Гармонизация позиции матери позволяет оптимизировать отношения между членами семьи и социальные контакты (третье направление коррекционных занятий). Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей проблемных детей.
Работа с персоналом дошкольного учреждения Взаимоотношения ребенка с другими людьми понимаются как один из важнейших факторов его личностного развития. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит персоналу образовательного учреждения. Педагогический коллектив способствует сближению i Пав а 2. Организация и содержание диагностической и психокоррекционной работы детей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимопо-1111 мания. Стиль поведения педагога бессознательно присваивается детьми и влияет на формирование личности. Эффективность общения персонала, особенно воспитателей и логопедов, с ребенком и его родителями зависит от их готовности принять обращенные к ним советы или замечания и адекватно на них реагировать. Коррек-11,ионное воздействие только тогда будет успешным, когда педагогический коллектив пользуется уважением и доверием со стороны родителей и готов с ними сотруд-п ичать на основе равноправного диалога. Очень важно, чтобы воспитатели и логопеды принимали каждого ребенка тепло и доброжелательно, замечали любые продвижения на пути к успеху. С целью оптимизации отношения педагогов детского сада к детям с отклонениями в развитии необходимо проводить психологическое просвещение персонала, в частности, помочь изучить: > возрастные особенности детей с отклонениями в развитии; > оптимальные пути организации общения персона > оптимальные пути организации общения между
> принципы организации детских групп; > методы работы с родителями. У персонала необходимо формировать позицию по отношению к детям и их семьям, базирующуюся на принципах гуманистической психологии (К. Роджерс), ("уть этой позиции заключается в необходимости: > поддерживать в ребенке достоинство и формировать 49 48 А 5362 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи > говорить о ситуации, поступке и его последствиях, > отмечать сдвиги в личностном росте посредством > отказаться от негативных оценочных суждений, 9> избегать навязывания вопреки желанию ребенка способа деятельности и поведения. С этой целью используются такие формы работы, как лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование, подбор и анализ психологической и психолого-педагогической литературы, а также тренинг «Эффективный педагог». Тренинг направлен на приобретение психолого-педагогической компетентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других. Программа тренинга включает анкетирование, психогимнастику (упражнения на снятие физической зажатости и психологическое раскрепощение), взаимоконсультирование, проигрывание и анализ педагогических ситуаций, психотехнические игры, анализ конфликтов в педколлективе и их разрешение. Важнейшим условием эффективности коррекцион-ной работы является кадровая обеспеченность образовательных учреждений специалистами коррекционно-го профиля, знающими особенности развития и характер трудностей детей с проблемами, владеющими технологиями коррекционно-развивающего обучения. Поэтому подготовка кадров — неотъемлемая часть общего комплекса мероприятий по реализации коррекционно-го воздействия на детей и их родителей. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|