Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы
с дошкольниками с ОНР по профилактике и преодолению нарушений личностного развития 11рсдставленные подходы были определены на осип i и [ исследования особенностей личностного разви-школьников с общим недоразвитием речи 111 К). Левченко, Г.Х. Юсупова, 2003). Психологические проблемы ребенка, имеющего трушения речи, наиболее ярко проявляют себя в про- icce <)бщения со сверстниками, поэтому основной фор- и психокоррекционной работы с такими детьми дол- н II быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных заня-1'ИЙ д.-и итого направления являются:
34
35 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи > отработка коммуникативных навыков, развитие > снижение психоэмоционального напряжения, тре > коррекция агрессивных проявлений и негативных > организация эмоционального поведения детей, т.е. > обучение способам регуляции эмоциональных со > обучение анализу внутреннего состояния (своего и > работа над пластикой тела, развитие чувственного Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов. 1. Ориентировочный этап Задачи: сплочение группы; раскрепощение участников; установление доверительных отношений между детьми и психологом; снятие негативного настроения. 2. Коррекционный этап Задачи: развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии; 1 [£ганизация и содержание диагностической и психокоррекционной работы
1»;кфядка агрессивных импульсов; коррекция страхов и негативных черт характера (жадности, упрямства и т.д.); 1>а:шитие мимики, пантомимики; развитие эмоциональной произвольности в комму-пи кативной сфере; развитие психических процессов. 3. Релаксационный этап 'Ли дачи: i ягие мышечных зажимов, развитие чувства соб-• i псиного тела; йижение психоэмоционального напряжения, тре-Южности; развитие воображения, чувственного восприятия. 4. Заключительный этап 1? В д а ч и: Подведение итогов (получение обратной связи); i.iкрепление полученных навыков. и мерные конспекты психокоррекционных заня-i ни представлены в Прилож. 2.) [ хокоррекционные занятия проводятся не менее I неделю, продолжительность каждого заня-гмл НО Н5 мин. [вржание и организационные формы занятий дяются этапом работы, конкретными задачами пил, а также психологическим настроем группы. атика и планы занятий не являются фиксиро- п могут меняться, но при условии соблюдения [ОВательной взаимосвязи между теорией (содер- N11 ■ тем) п практикой (усвоение навыков). Эффектив-
Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи ность усвоения навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь. Поэтому психокоррекци-онная работа по преодолению личностных нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей. Занятия проводятся в кабинете психолога, в физкультурном зале, в музыкальном зале и в групповой комнате (дети сидят в два ряда или полукругом на стульях). Во всех помещениях для занятий детям необходимо обеспечить свободное размещение и передвижение, и дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок. Основное оснащение занятий: > иллюстративный материал; > мягкие игрушки;
> магнитофон, аудиозаписи; ¥ музыкальные инструменты; > костюмы, головные уборы для игр; > тексты рассказов или историй для обсуждения; > фломастеры, цветные карандаши, акварельные В выборе психокоррекционных техник наиболее оправдан интегративный подход, включающий использование приемов разных направлений. I ил на 2. О рганизация и содержание диагностической и лсихскорреодионной работы ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПСИХ0К0РРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В условиях логопедического детского сада необхо-ди mo сочетать психокоррекционную работу с коррекци-i in 111)■ педагогической. () этой целью рекомендуется использовать следую-щио приемы психологической коррекции: 1) приемы игровой психокоррекции; 2) приемы элементарной библиотерапии с исполь- ицов; И) приемы арттерагаш и музыкотерапии; 4) приемы гештальттерапии и телесно-ориентиро-той психотерапии. Синтез приемов дает возможность один и тот же м|)л и 1ст пережить в разных системах, первоначально I мокни себя через свою систему восприятия мира сред- чши того или иного искусства, а затем развивая бло- 1 ншнниые или малоразвитые системы. Для и р(»чедения психокоррекционной работы могут |» рекомендованы следующие приемы: '••ихологические игры немецкого психолога Клау-: Фопеля («Как научить детей сотрудничать? Пси-■ > погические игры и упражнения», 1998); |- нрипмы психогимнастики (М.И. Чистякова «Пси-ни1У1ши!Тикп», 1995): пгцьг. способствующие успокоению и организаций («Кто за кем?», «Идем за синей пти- •д|.| на и |>апильное понимание детьми эмоцио-i (.ио-имрпаительных движений рук и адекват- ч ипиол ь:«оппния жестов («Вот он такой», «8а-■ ■1ДОИЯННМЙ ребенок», «Дружная семья»); 39
Психологическая помощь дошкольни кам с общим недоразвитие м речи игры на преодоление двигательного автоматизма для гипер- и гипоактивных детей («Флажок», «Противоположныедвижения», «Стоп», «Запрещенное движение»); некоторые подвижные игры, которые пробуждают активность детей, организуют и сплачивают играющих («Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Сова»); этюды на расслабление мышц («Штанга», «Шалтай-Болтай», «Качели», «Конкурс лентяев»);
этюды на выражение эмоций: сосредоточения («Кузнечик»), удивления («Удивление»), радости («Вкусные конфеты»), печали («Стрекоза замерзла», «Северный полюс»), презрения («Соленый чай»), гнева («Король Боровик не в духе», «Сердитый дедушка»), страха («Гроза»), выражение чувства вины («Провинившийся»); этюды на отображение положительных черт ха-: рактера («Капитан»); этюды на отображение отрицательных черт характера («Робкий ребенок»); (Все эти игры адаптируются с учетом речевого развития дошкольников, в частности для детей с низ ким речевым развитием сокращается объем вербалъ ных заданий.) > специальные упражнения, разработанные немец > литературные произведения отечественных и зар\ Ц Н'анизация и содержание диагностической и психокоррекционной работы I ряививающие музыкальные игры: г|н,1, формирующие стремление к лидерству (11риклеенная нога», «Красная рука», «Дири- игры, развивающие доверие и заботливость («Волшебная дудочка», «Танецшляпы»); игры, побуждающие участников к общению друг С, фугом(«Мне нравится», «Мирные и воинственные», «Свободный стул»); [гры на развитие выдержки («Тихо и громко»); ры на осознание частей тела («Хлопай и качайся», «Мышка»); .1 на расслабление («Усыпляющая музыка»). Приемы игровой психокоррекции '. мировой практике игровая психокоррекция ши-> используется по ряду причин: [Гри является для ребенка одним из основных спо-!Обов взаимодействия с окружающим миром, с шодьми (B.C. Мухина); - один из главных способов познания мира (Д Г», Эльконин); • символическая переработка реальных впе- Пений и переживаний (А.И. Захаров); (Зволяет соприкоснуться со своими личност-ivin проблемами, быть с ними в конфронтации, в щасной ситуации и дает возможность по насто-•iviv управлять ситуацией (А.С. Спиваковская); это язык (система интеракции), который цо-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|