Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы





с дошкольниками с ОНР попрофилактике и преодолению нарушенийличностного развития

11рсдставленные подходы были определены на ос­ип i и [ исследования особенностей личностного разви-школьников с общим недоразвитием речи 111 К). Левченко, Г.Х. Юсупова, 2003).

Психологические проблемы ребенка, имеющего

трушения речи, наиболее ярко проявляют себя в про-

icce <)бщения со сверстниками, поэтому основной фор-

и психокоррекционной работы с такими детьми дол-

н II быть групповые и подгрупповые занятия.

Основными задачами психокоррекционных заня-1'ИЙ д.-и итого направления являются:


 


34


 


35


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

> отработка коммуникативных навыков, развитие
навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

> снижение психоэмоционального напряжения, тре­
вожности у детей;

> коррекция агрессивных проявлений и негативных
черт характера, препятствующих общению;

> организация эмоционального поведения детей, т.е.
создание положительного эмоционального настроя
в группе;

> обучение способам регуляции эмоциональных со­
стояний;

> обучение анализу внутреннего состояния (своего и
других людей);

> работа над пластикой тела, развитие чувственного
восприятия.

Независимо от содержания все занятия имеют еди­ную структуру, которая определяет последовательность этапов.

1. Ориентировочный этап

Задачи:

сплочение группы; раскрепощение участников;

установление доверительных отношений между детьми и психологом;

снятие негативного настроения.

2. Коррекционный этап

Задачи:

развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпа­тии;


1 [£ганизация и содержание диагностической и психокоррекционной работы

1»;кфядка агрессивных импульсов;

коррекция страхов и негативных черт характера

(жадности, упрямства и т.д.);

1>а:шитие мимики, пантомимики;

развитие эмоциональной произвольности в комму-пи кативной сфере;

развитие психических процессов.



3. Релаксационный этап

'Ли дачи :

i ягие мышечных зажимов, развитие чувства соб-• i псиного тела;

йижение психоэмоционального напряжения, тре-Южности;

развитие воображения, чувственного восприятия.

4. Заключительный этап

1? В д а ч и :

Подведениеитогов (получение обратной связи);

i.iкрепление полученных навыков.

и мерные конспекты психокоррекционных заня-i ни представлены в Прилож. 2.)

[ хокоррекционные занятия проводятся не менее I неделю, продолжительность каждого заня-гмл НО Н5 мин.

[вржание и организационные формы занятий

дяютсяэтапом работы, конкретными задачами

пил, а также психологическим настроем группы.

атикаи планы занятий не являются фиксиро-

п могут меняться, но при условии соблюдения

[ОВательнойвзаимосвязи между теорией (содер-

N11 ■ тем) п практикой (усвоение навыков). Эффектив-


 




Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

ность усвоения навыков зависит от возможности их пе­реноса в повседневную жизнь. Поэтому психокоррекци-онная работа по преодолению личностных нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи психоло­га с логопедом, воспитателями, родителями детей.

Занятия проводятся в кабинете психолога, в физ­культурном зале, в музыкальном зале и в групповой комнате (дети сидят в два ряда или полукругом на сту­льях). Во всех помещениях для занятий детям необхо­димо обеспечить свободное размещение и передвиже­ние, и дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок.

Основное оснащение занятий:

> иллюстративный материал;

> мягкие игрушки;

> магнитофон, аудиозаписи;

¥ музыкальные инструменты;

> костюмы, головные уборы для игр;

> тексты рассказов или историй для обсуждения;

> фломастеры, цветные карандаши, акварельные
краски, кисточки, бумага и др.

В выборе психокоррекционных техник наиболее оправдан интегративный подход, включающий исполь­зование приемов разных направлений.


I ил на 2. Организация и содержание диагностической и лсихскорреодионнойработы

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПСИХ0К0РРЕКЦИОННОЙРАБОТЫ

В условиях логопедического детского сада необхо-ди mo сочетать психокоррекционную работу с коррекци-i in 111 )■ педагогической.

() этой целью рекомендуется использовать следую-щио приемы психологической коррекции:

1) приемы игровой психокоррекции;

2) приемы элементарной библиотерапии с исполь-
ишием произведений отечественных и зарубежных

ицов;

И) приемы арттерагаш и музыкотерапии;

4) приемы гештальттерапии и телесно-ориентиро-той психотерапии.

Синтез приемов дает возможность один и тот же

м|)л и 1ст пережить в разных системах, первоначально

I мокни себя через свою систему восприятия мира сред-

чши того или иного искусства, а затем развивая бло-

1 ншнниые или малоразвитые системы.

Для и р(»чедения психокоррекционной работы могут |» рекомендованы следующие приемы: '••ихологические игры немецкого психолога Клау-: Фопеля(«Как научить детей сотрудничать? Пси-■ > погическиеигры и упражнения», 1998);

|- нрипмы психогимнастики (М.И. Чистякова «Пси-ни1У1ши!Тикп», 1995):

пгцьг. способствующие успокоению и организа­ций («Ктоза кем?», «Идем за синей пти-

•д|.| на и |>апильное понимание детьми эмоцио-i (.ио-имрпаительных движений рук и адекват-ч ипиол ь:«оппния жестов («Вот он такой», «8а-■ ■1ДОИЯННМЙ ребенок», «Дружная семья»);


39


 

Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

игры на преодоление двигательного автоматизма для гипер- и гипоактивных детей («Флажок», «Противоположныедвижения», «Стоп», «Запре­щенное движение»);

некоторые подвижные игры, которые пробужда­ют активность детей, организуют и сплачивают играющих («Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Сова»);

этюды на расслабление мышц («Штанга», «Шал­тай-Болтай», «Качели», «Конкурс лентяев»);

этюды на выражение эмоций: сосредоточения («Кузнечик»), удивления («Удивление»), радос­ти («Вкусные конфеты»), печали («Стрекоза за­мерзла», «Северный полюс»), презрения («Соле­ный чай»), гнева («Король Боровик не в духе», «Сердитый дедушка»), страха («Гроза»), выраже­ние чувства вины («Провинившийся»);

этюды на отображение положительных черт ха-: рактера (« Капитан »);

этюды на отображение отрицательных черт ха­рактера («Робкий ребенок»); (Все эти игры адаптируются с учетом речевого развития дошкольников, в частности для детей с низ ким речевым развитием сокращается объем вербалъ ных заданий.)

> специальные упражнения, разработанные немец­
ким психологом и психотерапевтом Гертрудой Шот
тенлоэр («Рисунок и образ в гештальттерапии»
2000);

> литературные произведения отечественных и зар\
бежных авторов, подобранные или адаптированна
с учетом речевых возможностей детей;


ЦН'анизацияи содержание диагностической и психокоррекционной работы

I ряививающие музыкальные игры:

г|н,1, формирующие стремление к лидерству ( 11риклеенная нога», «Красная рука», «Дири-

игры, развивающие доверие и заботливость («Вол­шебная дудочка», «Танецшляпы»); игры, побуждающие участников к общению друг С , фугом(«Мне нравится», «Мирные и воинствен­ные», «Свободный стул»);

[гры на развитие выдержки («Тихо и громко»);

ры на осознание частей тела («Хлопай и качай­ся», «Мышка»);

.1 на расслабление («Усыпляющая музыка»). Приемы игровой психокоррекции

'. мировой практике игровая психокоррекция ши-> используется по ряду причин:

[Гри является для ребенка одним из основных спо-!Обов взаимодействия с окружающим миром, с шодьми (B.C. Мухина);

- один из главных способов познания мира (Д Г», Эльконин);

• символическая переработка реальных впе-

Пений и переживаний (А.И. Захаров); (Зволяет соприкоснуться со своими личност-ivin проблемами, быть с ними в конфронтации, в щасной ситуации и дает возможность по насто-•iviv управлять ситуацией (А.С. Спиваковская); это язык (система интеракции), который цо-





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.