Дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ГРУППЫ, Задачи: совершенствование коммуникативных навыков; сплочение группы, раскрепощение участников; создание положительного эмоционального настроя; установление межличностного доверия, развитие эмпатии; развитие интереса к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения, агрессии, импульсивности, гиперактивности. Утреннее приветствие Содержание. Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе). Психолог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись». Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки. Г-5362 Пс ихологическая помощь дошкол ьникам с общим недоразвитием речи Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает: «И <Таня> здесь... И <Саша> здесь... И <Лю-ба> здесь...». Дети вслед за ним повторяют: «И <Таня> здесь...». Затем психолог говорит: «Все здесь!» Участники истают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!» После этого медленно опуская руки, садятся на корточки. Давайте поздороваемся Содержание. Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — дети здороваются за руку; 2 хлопка - касаются друг друга плечиками; 3 хлопка — касаются спинками. ■га. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Я такой Содержание. Дети образуют большой круг. Каждый участник поочередно входит в центр и называет свое имя, затем возвращается на место. Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы Все дети, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза). Ребенок, имя которого назы-кается, наблюдает за этим стоя на месте. ■js. Первым войти в центр круга рекомендуется психологу. Хлопок по спине Содержание. Дети садятся в круг, повернувшись п ицом к сидящему слева и глядя ему в спину. Ведущий хлопает по спине сидящего впереди него, а тот, в свою очередь, передает хлопок следующему участнику. Таким образом игра продолжается по кругу. ■га. Детям следует сидеть спокойно, сосредоточившись на «сообщении», передаваемом по кругу. Рекомендуется предложить детям поиграть с закрытыми глазами. Можно передавать по кругу определенное число хлопков. Это я, узнай меня Содержание. Дети сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры. Дети до очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. S. В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Доброе животное Содержание. Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое! доброе животное. Давайте подышим вместе. На |дох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад».
52 53 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного» „
Зеркало Содержание. Дети встают в круг. Водящий входит в центр круга. Он показывает различные движения, а остальные участники («зеркало») копируют увиденное. Затем водящий меняется, упражнение продолжается. "а. В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Упражнение может выполняться в парах. Оборудование. Магнитофон, аудиозапись веселой музыки. Содержание, Выбираются двое водящих - «липучки». Они, держась за руки, пытаются поймать остальных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки? присоединяют к своей компании. Когда все участники станут «липучками», психолог включает аудиозапись веселой музыки. Дети танцуют и напевают: «Мы — липучки-приста-вучки. Будем вместе мы плясать», ■£&. Пока дети не освоят игру, в роли водящего выступает психолог. Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы Лягушки Оборудование. Подушечки-думочки. Содержание. Дети сидят на маленьких подушечках-думочках. По сигналу психолога они начинают передвигать-Оя на подушечках по ковру, хором произнося: А лягушечки с утра Съесть хотели комара. Далее психолог говорит: Комары все улетели, И лягушки их не съели. Дети встают с подушек и, взявшись за руки, пляшут и напевают: Тара-pa, тара-ра, Веселиться всем пора. Дракон кусает свой хвост Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки па плечи впередистоящих участников. Первый ребенок — «голова дракона», последний — t кончик хвоста». «Голова» должна дотронуться до «кончика хвоста». ♦Тело дракона» неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», первый участник встает в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участ-II и к не побывает в двух ролях.
54 55 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Добрый медвежонок Содержание. Дети встают в колонну. Психолог просит детей погладить впередистоящих участников по голове, по плечам, по спине, по рукам. Затем детям предлагается положить руки на талию (на плечи) впередистоящих и представить, что все они превратились в одного маленького доброго медвежонка.
«Медвежонка» просят подышать, походить по комнате, присесть, встать и т.п. Гусеница Оборудование. Воздушные шары или мячи. Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воздушный шар или мяч между животом одного играющего и спиной другого. Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую гусеницу. «Гусеницу» просят походить по комнате, огибая препятствия (стулья, мягкие игрушки и т.п.). "&. Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках. Улитка Оборудование. Картинки с изображением улитки и лягушки. Содержание. Психолог показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет, почему улитка боится лягушки, что делает улитка в момент опасности. Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы Затем дети встают в колонну, кладут руки на талию вперед истоящих участников. Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую улитку. По команде психолога «Лягушка!» — «улитка» ткручивается в спираль и замирает без движения. По команде «Лягушка ускакала» - дети, не расцеп-м я я рук, движутся по комнате и хором произносят: Вновь гулять улитка хочет, Радуется и хохочет. Игра повторяется несколько раз. ■». Вначале во главе колонны может встать психолог. Психологическая лепка Оборудование. Картинки с изображением морской |везды. Содержание. Психолог говорит: «Ребята, сейчас мы >удем «лепить» одну большую общую фигуру: морскую лвезду - вот такую. (Показывает картинку с изображе-IIнем морской звезды.) Ложитесь на ковер. «Лепите» морскую звезду, «оживляйте» ее — медленно и плавно двигайтесь все вместе». "г*. Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п. Волшебный круг Содержание. Дети встают в круг. По команде психолога и под счет участники «превра-111,пют» круг в квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб. >i Постепенно следует увеличивать скорость выполнения упражнения.
Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи
Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы
Кенгуру Содержание. Дети разделяются на пары. Один из детей, входящих в пару - «кенгуру», - стоит, второй - «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки и движутся в таком положении до указанного места (до стены, до окна и т.п.). Затем дети меняются ролями, игра повторяется. Пугливый ежик Содержание. Дети разделяются на пары. Один из детей, входящих в пару, сворачивается в клубочек, изображая ежика. Другой должен его развернуть, не используя при этом силовые приемы, щекотку, уговаривание словами. •$& Упражнение считается выполненным, если «ежик» производит непроизвольные движения, т.е. если есть реакция на действия партнера. Пластилиновая кукла Содержание. Дети разделяются на пары. Один из детей, входящих в пару, будет «скульптором», другой - «пластилином». «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым. Затем дети меняются ролями, упражнение повторяется. £». После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в той позе, которую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ Задачи: развитие эмоционально-выразительных движений; развитие паралингвистических средств общения; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; регуляция социальных отношений; коррекция страхов и негативных черт характера; развитие психических процессов. Изобрази животное Содержание. Дети образуют большой круг. Поочередно пересекая круг, они с помощью выра-аительных движений изображают животных. Остальные участники пытаются угадать, кого изображает ребенок. «>, Принимается любое изображение. Психолог поддерживает проявление активности. Изобрази предшет Содержание. Дети образуют большой круг. Психолог говорит: «Сейчас каждый из вас задума- Ш предмет, мысленно разглядит его, вспомнит его форму (цвет, запах, вкус)». Дается время для возникновения представлений. Психолог продолжает: «А теперь по очереди покажите форму задуманного предмета с помощью рук».
58 59 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Дети поочередно выполняют инструкцию. Остальные участники пытаются угадать, какой предмет показывает ребенок.
Театр масок Содержание. Психолог говорит: «Ребята, мы с вами посетим «Театр масок». Вы станете артистами, а я -фотографом. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга». Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Баба-ягу. Психолог продолжает: «Хорошо! А теперь замрите. Фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону из басни «Ворона и Лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр». Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы - изображают клюв. Психолог продолжает: «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком». ■га. Можно предложить детям изобразить сердитого Кара-баса-Барабаса, грустного Пьеро, радостного Буратино, который нашел золотой ключик, спящую царевну (спокойное расслабленное лицо) и т.п. Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы Сбор фруктов Содержание. Психолог говорит: «Представьте, что иi.i находитесь в саду, где растут фрукты. Рвите яблоки и груши, кладите их в корзинку. Пытайтесь увидеть каждый фрукт, который срыва-■6. Нет двух одинаковых. Фрукты маленькие и большие, на тонком и толстом корешке. Срывать их нужно >-разному. Одни держать в руке легче, другие — тяже-иее. Теперь представьте, как вы надкусываете яблоко. Какое оно, кислое или сладкое? Если яблоко вкусное, угостите вашего приятеля». Покажи по-разному Содержание. Психолог говорит: «Внимательно смотрите на меня. Вот я захожу в ворота высокие (сопровождает свои снова показом), а вот я захожу в ворота... {нагибается). Какие?» Дети должны назвать антоним к слову «высокие». «Я несу легкий пакет {показывает), а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?» «Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перешагиваю через ручей (показывает)... Какой?» «Я иду медленно, а вот я иду... Как?» «Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне стало...» «Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...» Затем дети поочередно показывают действия по и п струкции психолога.
61 Психологическая пом ощь дошкольникам с об щим недоразвитием речи Покажи, что чувствуешь Содержание. Дети образуют большой круг. Психолог говорит: «Встаньте так, чтобы в центре круга образовалось как можно больше места. Представьте, что вы на-пляже, под ногами раскаленный песок. По очереди выходите в центр круга так, словно ступаете босыми ногами по горячему песку. Постарайтесь почувствовать песок под ступнями своих ног». Дети выполняют задание. Психолог продолжает: «Теперь представьте, что вам нужно перейти горный ручей с холодной водой. Покажите, как вы это делаете». Дети выполняют задание. Психолог продолжает: «Представьте и изобразите, что вы пробираетесь через кусты... Наслаждаетесь нежным весенним ветерком... Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы Содержание. Дети образуют большой круг. Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) следующие движения: подбрасывают и ловят мяч; причесывают волосы; умывают и вытирают полотенцем лицо; нюхают апельсин, розу, лук; разрезают лимон и пробуют одну из его долек; вдевают нитку в иголку; пришивают пуговицу; застегивают пуговицы; перелистывают страницы книги; насыпают в стакан с чаем несколько ложек сахара, размешивают и пробуют чай и т.п. Пробираетесь сквозь толпу перед кинотеатром. „.» Необходимо напоминать, что работа проводится каждым индивидуально, хотя и в присутствии группы. При возникновении затруднений следует описывать детали ситуации, обращать внимание на движения разных частей тела. 1ОДЯЩИИ - ВЫХОДИТ Остальные участники задумывают цвет и при появлении водящего изображают его с помощью движений, й пытается угадать задуманный цвет. Содержание. Психолог обрисовывает ситуацию, а дети (поочередно или вместе, распределив между собой роли) изображают ее с помощью пантомимики. Садовник подстригает деревья. Вдруг видит на одном кусте божью коровку. Он осторожно сажает ее на ладошку, рассматривает, затем жучок улетает. Ма льчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что следует быть мужественным. Мальчик пытается улыбнуться. Ему это удается, хотя и с трудом.
62 63 Психологич еская помощь дошкольникам с общим недо развитием речи. Ребенок убирает со стола посуду. Аккуратно ставит несколько тарелок одна в другую. Поднимает и несет стопку тарелок. Но вот верхняя тарелка неожиданно падает на пол. Что делает мальчик? Мама купает малыша. Малыш сидит в ванной. Когда мама отвернулась, чтобы взять что-то, малыш встал и сбросил все (шампуни, пузырьки...) с полочек в воду. Что делает мама? Что делает малыш? Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится с ними. ■Js. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Заинька (драматизация потешки) Этапы: 1. Разучивание текста потешки «Заинька». Хор: «Ты куда, серый Зайка, ты куда, побегайка, По кустам, ай-ай-ай, вечерком крадешься?» Заинька: «В огород я, ребятки, в огород, голубятки, Там растет, ай-яй-яй, вкусная капуста». Хор: «Не ходи, серый Зайка, не ходи, побегайка, Там барбос, ай-яй-яй, стережет капусту». Заинька: «Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки. Я его, ай-яй-яй, сам перепугаю». Глав а 3. Игры и упражнения для психокоррещионной работы 2. Изготовление атрибутов для драматизации потеш 3. Проведение хороводной игры «Заинька» (Заинь
4. Разыгрывание потешки психологом, педагогом, 5. Разыгрывание потешки детьми. Дикий танец Оборудование. Воздушные шары. Содержание. Психолог показывает детям воздушный шар (отверстие зажато пальцами), затем предлагает понаблюдать за тем, что сейчас произойдет, и подбрасывает шарик. ■г* Шарик исполняет «дикий танец», вертясь и поворачиваясь до тех пор, пока из него не выйдет воздух. Можно поэкспериментировать с несколькими шарами и понаблюдать за ними (все они двигаются по-разному). Психолог просит детей описать движение шара слонами, подсказывает детям яркие определения: стремительный, атакующий, виляющий, жужжащий и т.п. Затем детям предлагается изобразить шарики, из которых выходит воздух. Дети выполняют задание. ■js. Необходимо напомнить детям-«шарикам», что каждая часть их тела должна находиться в движении.
64 '. S362 65 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Маленькие добрые привидения Содержание. Психолог говорит: «Ребята! Сейчас вы будете играть роль маленьких добрых привидений. Им захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения... (психолог приподнимает согнутые в локтях'руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы — добрые привидения и хотите только слегка пошутить».. По окончании игры психолог хлопает в ладоши и говорит: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Снова станьте детьми!» Драка Содержание. Дети разделяются на пары. Психолог говорит: «Представьте, что вы друг с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сомкните челюсти. Пальцы рук сожмите в кулаки, до боли вдавите ногти в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Пожмите друг другу руки». "& Упражнение полезно проводить с тревожными и с агрессивными детьми. Глава 3. Игры и упражнения для лсихокоррекционной работы Избавься от недобрых чувств Оборудование. Листы бумаги (формат А4), краски, КИСТОЧКИ. Содержание. Психолог раздает детям листы бумаги, краски, кисточки и говорит: «Недобрые чувства -:шость, страх, обиду — можно победить. Для этого нарисуйте свое чувство или ту ситуацию, когда вы испыты-пали злость, страх или обиду. Когда будете рисовать, каждый штрих сопровождайте громким выдохом, шипением или каким-нибудь подходящим звуком». Дети выполняют задание. Психолог продолжает: «Теперь скомкайте или разорвите рисунки на множество кусочков и выбросьте их В корзину для мусора». Дети выполняют задание. Психолог заканчивает: «Молодцы! Мы чувствуем, что нам стало легко и хорошо!» '&, Психолог может познакомить детей с другими способами избавления от негативных эмоций: Медленно посчитать до 10 и обратно. Встать под душ. Слепить что-нибудь из пластилина. Разорвать старую газету на множество кусочков. Сильно сжать кулаки, а затем медленно разжать их. Маленькими глотками выпить стакан воды, сока или компота. Потанцевать под музыку. Побоксировать с подушкой. Высказать свои чувства. Попросить помощи. Подумать о чем-нибудь приятном.
66 S362 67 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ 3 ад ачи: развитие межличностного доверия и группового сотрудничества; развитие внимания, слухового и тактильного восприятия. Поймай мой взгляд Оборудование. По одному музыкальному инструменту на каждого участника. Содержание. Дети садятся в круг. У каждого участника музыкальный инструмент. Ведущий начинает играть на своем инструменте и вскоре взглядом призывает кого-то из группы последовать его примеру. Через некоторое время присоединившийся участник смотрит еще на кого-то, и тот тоже начинает играть. Так продолжается до тех пор, пока не заиграет вся группа. 5а. Вначале в роли ведущего выступает психолог. Ведущему рекомендуется играть на мелодичном инструменте, а остальным - на ударных. Целесообразно, чтобы вначале все инструменты лежали на полу (за исключением инструмента ведущего). Каждый участник берет свой инструмент, присоединяясь к игре. Ведущий может помочь участникам осознать зрительный контакт, продевая в соответствующий момент их имена. Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной раЬоты Хлопай и качайся Содержание. Участники хлопают в ладоши, пока ведущий поет подходящие слова на мелодию песни «Нам не страшен серый волк». Например, такие: «Ну-ка все в ладошки хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп». Закончив фразу, ведущий начинает петь в другом темпе, значительно медленнее, с изменением слов. Например: «Мы - деревья на ветру, на ветру, на ветру*. Две версии песни поочередно повторяют несколько раз. "а, Вначале в роли ведущего выступает психолог. Дети будут более внимательными, если между частями песен делать небольшую паузу. После нескольких повторений мелодия может звучать без слов, а ведущему достаточно показывать соответствующие движения. Вместо хлопков в ладоши можно, например, топать ногами, а вместо покачиваний - кивать головой. Дети могут сами предлагать движения для игры. Дети могут объединиться в пары и хлопать друг друга по коленям. Красная рука Оборудование. Один большой барабан на подставке; наклейки или легко смываемые с рук (ногтей) краски, например краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой. Содержание. На тыльную сторону ладони каждого участника прикрепляется наклейка или наносится краска (наклейки или краски должны отличаться цветом). 69 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Каждый участник кладет «помеченную» руку на барабан. Ведущий называет цвет руки, например: «Красная рука». Участник, рука которого «помечена» названным цветом, ударяет в барабан один раз. Затем называется другой цвет, игра продолжается. "га. Возможно, участникам следует некоторое время всем вместе поиграть на барабане, чтобы не утратить интереса к игре в ожидании своей очереди. Ведущий может определять силу удара по барабану, называя цвет руки тихо или громко. Волшебная дудочка Оборудование. Флейта; платок. Содержание. Дети разделяются на пары. Два участника встают лицом друг к другу. Одному из них (по желанию) завязывают глаза платком, просят внимательно слушать, как его партнер играет на флейте и следовать за ним. Играющий на инструменте все время медленно движется назад. Игрок с завязанными глазами идет на звук, следуя за партнером по всей комнате, но до него не дотрагиваясь. По сигналу психолога (взмах руки) музыка смолкает, оба участника останавливаются. Затем дети меняются ролями, игра повторяется. "2s. Психологу рекомендуется первым выступить в роли водящего- Играющему на флейте нужно напоминать о том, что следует двигаться медленно и не уходить слишком далеко от партнера. Вместо флейты можно использовать другие подходящие инструменты. Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы В игре могут одновременно участвовать две пары. В этом случае используются контрастные по звучанию инструменты. Завязать глаза можно двум участникам. В этом случае они движутся по комнате взявшись за руки. В каком направлении Оборудование. Портативный синтезатор; бубенцы. Содержание. Дети садятся в круг. Во время звучания музыки (в среднем регистре синтезатора) играющие передают бубенцы по часовой стрелке. Когда ведущий берет на синтезаторе две самые высокие ноты, группа должна изменить направление движения бубенцов - передавать их против часовой стрелки. Ведущий продолжает играть на инструменте, и каждый раз в момент звучания двух высоких нот направление движения бубенцов меняется. & В роли ведущего выступает взрослый. Портативных! синтезатор можно заменить другими мелодическими инструментами, например ксилофоном. Сигнал для изменения направления движения бубенцов можно подавать, ударяя палочками по тарелке или барабану. В этом случае вместо синтезатора используют аудиозапись. Психолог ичес кая помощь дошкольникам с оЬщим недоразвитием речи Шалтай-болтай Содержание. Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо pi влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Психолог произносит: «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне». Дети приседают или падают на ковер. Воздушный шарик Содержание. Дети встают в круг. Психолог говорит: «Представьте, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, надуйте щеки. Поднесите воображаемый шарик к губам и медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как на нем увеличиваются, растут узоры. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите свои шарики друг другу». is. Упражнение повторяется три раза. Подвески Содержание. Дети образуют большой круг. Психолог говорит: «Сейчас вы превратитесь в кукол-марионеток. Спектакль в кукольном театре закончился. Кукол после выступления вешают на гвоздики в шкафу. Представьте, что вас подвесили за руку. Ваше тело зафиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается. Теперь представьте, что вы подвешены за палец... за правое плечо...». Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы •23. Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Психолог следит за степенью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряженных местах. Росток Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Однажды в теплое летнее утро, когда яркое солнце нежно обогревало землю, с дерева упало маленькое семечко. Земля мягко и нежно обняла его. Семечко чувствовало, как погружается в землю, которая окутала его своей заботой и теплом. И ему стало так спокойно и комфортно, что оно расслабилось и позволило земле заботиться о себе. Земля, как родная мать, убаюкала семечко, и оно заснуло. А тем временем выпал снег и накрыл всю землю мягким пушистым белоснежным одеялом. Нашему семечку стало уютно, и оно сладко потянулось во сне. Вскоре снег растаял. Солнышко стало припекать, птицы запели звонкие песни, и наше семечко проснулось. И тут оно услышало голоса птиц, животных, почувствовало вокруг движение насекомых. Ой! Как стало интересно нашему семечку. Что же происходит наверху? Не опасно ли там? Но земля только мягко подтолкнула семечко к поверхности, и ему вновь стало спокойно. Семечко уцепилось за землю своими корешками и потянулось вверх, к солнышку. Вначале на поверхности показался его стебелек. Он был еще очень робкий, крохотный, слабенький, но день ото дня набирал силу, питаясь соками матери-земли и тез i -лом отца-неба. И вскоре на стебельке появились листья
Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Гла ва . Игры и упр ажнения для психокоррекционной работы
А сам стебелек продолжал тянуться вверх, к небу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но наш стебелек вырос и превратился в большое сильное дерево, которое укрывает путников от знойного солнца или спасает от дождя под кроной своих листьев. На нем нашли пристанище птицы. Они свили на его ветках гнезда и обзавелись птенцами. К нему приходят и животные, чтобы насытиться его плодами. Вот так и человек растет. Медленно... Но пройдет некоторое время, и вы станете взрослыми, прекрасными юношами и девушками. А пока вы еще дети. Надо радоваться детству, этой прекрасной поре. Поиграем в росточек. Сядьте на корточки, опустите голову и руки вниз. Теперь постепенно, очень медленно выпрямляйтесь, будто стебелек тянется вверх. Я буду считать до 10: 1 - ощутите свои ноги, медленно поднимаясь и вы 2 - выпрямляйте колени; 3-4 - медленно распрямляйте спину, голова и руки расслаблены, по-прежнему опущены вниз; 5-6 - спина становится прямее; 7-8 - руки поднимаются вверх, будто листья на нашем стебельке; 9 - голова поднимается вверх; 10 - потянитесь всем телом вверх и улыбнитесь сол Вот вы и выросли!» "s. После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись-сломались». Психологу рекомендуется: 1) показать разницу между выполнением команд «опустить руки» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); 2) когда дети лежат на полу, подойти к каждому из них и проверить, насколько расслаблено тело ребенка, указать места зажимов. Потянулись-сломались Содержание. Дети образуют большой круг. Психолог говорит: «Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше...» Дети выполняют задание. Психолог продолжает: «А теперь кисти рук как будто сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова. Мы «сломались» в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол. Лежим расслабленно, удобно... Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаблены? Наступило полное расслабление». Водопад Содержание. Психолог говорит: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь». ■а. Упражнение выполняется стоя. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Тихое озеро Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете... А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня». ж Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку. Порхание бабочки Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобнс положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Ды- щ шите легко и спокойно. I [редставьте себе, что вы находитесь на лугу в пре-1 росный нотиий день. Прямо перед собой вы видите ве- ■ I1 ающую с цветка на цветок. Глава 3. Игры и упражнения для психокорррк-ционной работы Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый во-1 образит, что он - бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях». Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях. "га. Упражнение рекомендуется проводить иод спокойную, расслабляющую музыку. Поле
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|