Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умерщвление и вскрытие лабораторных животных




Умерщвление и вскрытие лабораторных животных

В лабораторной практике приняты способы умерщвления, которые характеризуются простотой приемов и вызывают быструю, безболезненную смерть животного. Мышей, крыс, морских свинок по­мещают в стеклянную, плотно закрывающуюся банку с ку­сочком ваты, пропитанным хлороформом или эфиром. Жи­вотные засыпают и гибнут в течение 3—5 минут. Кроликов умерщвляют посредством воздушной эмболии. Для этого в краевую вену уха по направлению к его основанию вводят иглу шприца. Появление капельки крови свидетельствует о том, что игла находится в вене. После этого иглу соединяют с пу­стым 10-граммовым шприцем, поршень которого вытянут до конца. При надавливании на поршень в кровеносную систему животного поступает находящийся в цилиндре шприца дух, вызывая эмболию и быструю смерть.

Вскрытие животных

Трупы лабораторных животных вскрывают с целью выяснения причин гибели, выделения вве­денного возбудителя, выявления механизма распространения микробов в организме и места их локализации, изучения патологоанатомических изменений, наступающих в результате перенесенной инфекции. Вскрытие трупов животных произво­дят стерильными инструментами, соблюдая правила асеп­тики.

На столе должны находиться стакан, наполненный до по­ловины спиртом, стерильные ножницы, скальпель, анатомиче­ские и хирургические пинцеты, бактериальная петля, стериль­ные чашки Петри, пробирки и чашки с питательными среда­ми, стерильные пастеровские пипетки, предметные стекла, сте­рильный изотонический раствор хлорида натрия, банка с дез­инфицирующим раствором, ватные тампоны, спички и горелки (спиртовая и газовая). Вскрытие трупов следует производить таким образом, чтобы предупредить внесение микро­организмов с поверхности в глубину тканей, а также перенос микробов из одного органа в другой. С этой целью рекомен­дуется вскрывать животных в агональном состоянии, усыпив их эфиром, или тотчас после наступления смерти, так как в ближайшие часы после нее проницаемость тканей нарушается, и бактерии из одного органа могут проникнуть в другой. Особую опасность в этом отношении представляет кишечник, со­держимое которого изобилует микробами.

Труп животного брюшком кверху кладут на деревянную доску или лоток с пластинкой застывшего парафина, растяги­вают пинцетом все 4 лапы и в таком положении фиксируют их булавками или небольшими острыми гвоздиками к по­верхности дерева или парафина. Грудь и брюшко протирают ватой, смоченной 5% раствором карболовой кислоты или 5% раствором хлорамина, или, лучше, смачивают спиртом и поджигают шерсть, чтобы содержащиеся на ней микробы, в том числе спороносные палочки, не разлетались и не загрязняли стерильные инструменты и органы вскрытия трупа. В процес­се вскрытия придерживаются общепринятого порядка. Сна­чала исследуют наружные покровы и подкожную клетчатку, затем проводят вскрытие, исследование и взятие материала из органов грудной полости, а в последнюю очередь вскрытие, исследование и взятие материала из органов брюшной по­лости.

Обработанную кожу разрезают по средней линии живо­та протяженностью от симфиза до грудино-ключичного со­членения. На уровне передних и задних лап делают боковые надрезы. Кожные лоскуты отпрепаровывают от подкожной клетчатки и отворачивают в стороны, прикалывая булавками к доске.

В протоколе вскрытия отмечают состояние подкожной клетчатки и лимфатических узлов в паху и подмышечных впадинах. Подкожная клетчатка может быть развита сильно, слабо или умеренно. Подмышечные и паховые узлы обнару­живаются легко. При осмотре узлов обращают внимание на их величину, форму и цвет. Для бактериологического иссле­дования лимфатические узлы раздавливают стерильным пин­цетом и погружают в жидкую питательную среду или втира­ют в поверхность плотной питательной среды.

Сменив или простерилизовав использованные для вскры­тия кожных покровов инструменты, приступают к вскрытию грудной клетки. Грудину, захваченную пинцетом, слегка при­поднимают, делают под ней небольшой надрез, вводят в него браншу ножниц и перерезают ребра вначале с одной, а за­тем с другой стороны. Если в грудной полости есть экссудат, из него делают мазки и посев. Вновь сменив ножницы или протерев их ватой, смоченной спиртом, разрезают перикард, обнажая поверхность сердца. Накаливают на пламени го­релки бранши пинцета или скальпель, прижигают поверх­ность сердца, затем стерильным пинцетом оттягивают кверху ушко правого предсердия и после этого через прижженное место вводят в полость желудочка или предсердия капилляр пастеровской пипетки. Кровь, поднявшуюся по капилляру пи­петки, засевают в питательную среду.

Далее приступают к осмотру органов, расположенных в грудной полости, регистрируя в протоколе имеющиеся в них изменения, например наличие экссудата в полости плевры, абсцессы, гиперемию (багрово-красное окрашивание) или, на­оборот, ишемию (малокровие) в легких. Кусочки легкого с выявленными в нем изменениями вырезают для бактериоло­гического исследования.

После этого, сменив инструменты, переходят к исследова­нию органов брюшной полости. Передний листок брюшины вскрывают ножницами. При наличии экссудата в брюшной полости делают из него мазок и производят посев в пита­тельную среду. Затем осматривают печень, селезенку, почки, отмечая цвет, величину органов, характеризуя их консистен­цию (нормальная, дряблая, уплотненная, хрупкая) и имею­щиеся очаги поражения, например абсцессы.

При локализации инфекционного процесса в желудочно-кишечном тракте делают посев содержимого желудка и кишечника, набирая его в пастеровскую пипетку через приж­женную желудочную и кишечную стенки. Таким же образом для посева берут экссудат, содержимое абсцессов, желчного и мочевого пузыря.

Из паренхиматозных органов (печень, почки, селезенка) взятие материала и засев его производят одним из следующих способов.

· У стерильной пастеровской пипетки обламывают кон­чик и проводят ее через пламя горелки. Затем капилляром пипетки прокалывают прижженный участок исследуемого ор­гана и насасывают в нее тканевую жидкость, которую засе­вают в питательную среду. Пипетки после использования опу­скают в банку с дезинфицирующим раствором.

· Прижженную поверхность органа надрезают стериль­ным скальпелем и из глубины надреза соскабливают бакте­риальной петлей небольшое количество материала, которое затем вносят в питательную среду.

· На прижженной поверхности органа делают надрез, остроконечными ножницами из глубины его вырезают ма­ленький кусочек, раздавливают между браншами пинцета и опускают в жидкую питательную среду или срезом ку­сочка делают отпечатки на поверхности плотной питательной среды.

Изменения, обнаруженные при вскрытии трупа, а также результаты бактериологического исследования вносят в про­токол вскрытия и бактериологического исследования трупного материала, составленный примерно по такому образцу:

1. Вид лабораторного животного, взятого в опыт.

2. Время заражения (месяц, число, час).

3. Материал, примененный для заражения (взвесь микро­бов с плотной питательной среды, бульонная культура, взвесь патологического материала и т. д. ).

4. Время гибели животного (месяц, число, час).

5. Изменения, обнаруженные при вскрытии животного в месте введения заразного материала, состояние подкожной клетчатки, лимфатических узлов; изменения, найденные во внутренних органах.

6. Вид микроба, выделенного из трупного материала, его основные морфологические, культуральные, биохимические и серологические свойства.

После вскрытия трупы животных складывают в металличе­ские бачки с плотно закрывающимися крышками и засыпа­ют сухой хлорной известью. Трупы мелких лабораторных животных можно заливать раствором различных дезинфициру­ющих веществ: 5% раствором карболовой кислоты, 3—5% мыльно-карболовым раствором, 3—5% раствором хлорамина. Трупы животных, погибших от заражения споровыми форма­ми микробов, заливают хлорно-известковым молоком или 5—10% осветленным раствором хлорной извести. В дезинфици­рующем веществе трупы животных хранят до момента их сжигания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...