Тесты к теме № 4. Тема № 5.Тюркские государства X- XII веков на территории Казахстана.. Тюркский этногенез.
Тесты к теме № 4 1. Письмо, которым пользовались древние тюрки в 6-8 веках называлось: а) орхоно - енисейским б) андроновским в) алакульским 2. Кто был основателем Тюркского каганата: а) Бумын б) Бильге в) Тоньюкук 3. Как называлось первое раннефеодальное государство тюркских племен? а) царство б) каганат в) улус 4. В каких письменных источниках и когда впервые встречается впервые термин «тюрк»? а) китайские 542 год б) древнетюркские 6 век в) арабские 9 век 5. Где находилось место расселения тюргешей в 6 веке? а) около Каспия б) вдоль Арала в) между реками Или и Чу 6. Между какими войсками произошла Таласская битва 751 года? а) между арабами и китайцами б) между карлуками и тюрками в) между тюрками и китайцами 7. В чем состоит историческое значение Таласской битвы? а) Танский Китай перестал вмешиваться в среднеазиатские дела б) усилились антиарабские выступления тюрок в) арабы заключили союз с Китаем 8. Назовите дату возникновения государства Караханидов: а) 942 г. б) 552 г. в) 704 г. 9. В каком государстве на территории Казахстана ислам был объявлен государственной религией: а) в государстве Караханидов б) в Карлукском государстве в) в Кипчакском ханстве 10. Кто ввел в научный оборот термин «Караханиды»? а) Григорьев б) Уалиханов в) Бартольд
Тема № 5. Тюркские государства X- XII веков на территории Казахстана. Тюркский этногенез. Цель и задачи: - Определить основные тенденции развития тюркских государств в X- XII веков, культуры тюрков, ее взаимосвязи с другими культурами. План: 5. 1. Этнические и социально-экономические процессы на территории Казахстана до монгольского нашествия.
5. 2. Государство огузов. 5. 3. Кимекская и кыпчакская государственность. 5. 4. Исламский ренессанс в тюркскую эпоху. Ключевые понятия: икта, хасс, вакуф, диуан, институт коммендации, дуальная система власти, ташнау, левират – аменгерство, гурхан, Дешт- и Кыпчак. Литература: 1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т. 1. Алматы, 1996. 2. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма- Ата, 1992. 3. Байпаков К. М. По следам древних городов Казахстана. Алма-Ата, 1990. 4. Байпаков К. М. Средневековые города на Великом Шелковом пути. Алматы, 1998. 1. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно - тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев. Большую роль в развитии этнических и политических процессов в Казахстане сыграли каракитаи, найманы и кереиты. Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. В XII веке они появляются на территории Казахстана под предводительством Елюй Даши. Система наследования у каракитаев была довольно своеобразной, допускалось воцарение женщин, получавших в этом случае титул гурхана. Перейдем теперь к истории найманов и кереитов. Это были родственные тюркоязычные племена, участвовавшие в формировании государства Караханидов. Хозяйство их – кочевое скотоводство.
2. В IX-X веках здесь сложился раннефеодальный союз огузских племен. Процесс этногенеза огузских племен был длительным. В состав Огузского каганата вошли самые различные племена. Главным было деление на 2 фратрии – бузук и учук, которые в свою очередь делились на 22 родовых подразделения. Главой огузского государства в IX-XI веках был верховный правитель с титулом «джабгу». Важнейшие внешнеполитические акции Огузов были направлены на сохранение контроля над торговыми путями. Однако в XI веке государство Огузов пало под ударами усилившихся кипчаков. Часть Огузов ушла в пределы восточной Европы и Малой Азии, часть, оставшись на своих землях, покорилась Караханидам. 3. Кимекское государство сложилось к концу IX века. Первые упоминания о нем появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX- начало X веков ( в сочинениях Ал-Якуби, Ибн ал –Факиха). В кимекскую конфедерацию вошли эймуры, имаки, татары, байандуры, кипчаки, ланиказы, аджлады. Они освоили среднее течение Иртыша, северо-восточное Семиречье, Приуралье и прикаспийские степи. Глава племенного союза носил титул «шад-тутук», а с конца IX века – хакан. Огузское государство, кимекский каганат стали своеобразным мостом между государствами VI-IX и X-XII веков. В начале XI века на территории от Иртыша до Волги установили свое политическое влияние кыпчаки. Кипчакское государственное объединение (начало XI – 1219г. ) стало естественным преемником кимаков. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков). Внешнеполитические связи кипчаков были самого разнопланового характера. Долгое время (весь XI и начало XII века) они находились в союзнических отношениях с кереитами, меркитами, уйгурами, народами северного Кавказа и Средней Азии. История Кипчакского ханства завершилась с вторжением монгольских войск. Но именно кипчаки дольше всех сопротивлялись захватчикам, неоднократно поднимая освободительные восстания, ведя на протяжении многих лет партизанскую войну в тылу. Но об этом речь пойдет на следующей лекции. 4. Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой.
Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры. Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами. Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры. Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледельческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью. Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент. Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани.
Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т. д. Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласких текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра. Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи. Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби ат-Тюрки – именно таково его полное имя, из которого мы видим, что он был из знатной тюркской отрарской семьи (Фараб - одно из названий города Отрар). Родился он в 870 году. Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске, где и похоронен у Малых ворот. По сведениям его современников, он отличался скромностью, не интересовался материальными благами, получая у правителя Дамаска в месяц всего 4 серебряных дирхема (прожиточный минимум того времени). Самые ранние переводы трудов ученого на латинский язык – язык науки средневековой Европы - были сделаны еще в XI-XII веках и хранятся в Оксфордской, Парижской и Мадридской библиотеках. Труды аль-Фараби были авторитетом для целой плеяды выдающихся ученых эпохи мусульманского Ренессанса (Джами, Руми, Ибн-Сина и т. д. ) и европейского Возрождения (Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон). К XI веку относится творчество Махмуда Кашгари (Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммад Кашгари), правнука Богра-хана. В 1074 году он закончил главный труд своей жизни – «Диуан лугат-ат тюрк» - «Словарь тюркских языков». В X-XI веках, в государстве Караханидов жил и творил Жусуп Баласагуни (родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году), автор поэмы «Кутадгу билик» - «Благодатное знание». Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости».
Учеником Ахмета Яссауи был Ахмет Иугнеки, известнейший поэт. В своем труде «Вознаграждение истины» он писал о равенстве всех людей перед лицом Бога, о предопределенности всего происходящего. Он считал, что человек должен довольствоваться малым, тем, что у него есть. Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|