Тесты к теме № 1. Тема № 2. Доисторический период в истории Казахстана
Тесты к теме № 1 1. Какая из конкретных задач истории Казахстана как учебной дисциплины направлена на познание истории: а) гносеологическая задача б) праксеологическая задача в) аксиологическая задача 2. К историческим источникам относятся: а) все перечисленное б) данные археологических изысканий в) этнографические материалы, устное народное творчество 3. Основоположником казахской археологической школы является: а) К. М. Байпаков б) А. Х. Маргулан в) Ж. Таймагамбетов 4. За какую монографию историк Е. Бекмаханов был осужден на 25 лет тюремного заключения? а) “Казахстан в 20-40-е годы ХХ века” б) “Добровольное присоединение Казахстана к России” в) “Из истории казачества Казахстана” 5. Автор сочинения “Тарих-и Рашиди”, в котором содержатся сведения о первых казахских ханах: а) Юсуф Баласагуни б) Кадыргали Жалаири в) Мухаммад Хайдар Дулати 6. В каком веке были написаны сочинения Ш. Валиханова? а) в XIX веке б) в начале XX века в) в XVIII веке 7. Какое сочинение средневекового казахского автора, используется как источник по истории России? а) «Джами ат-тауарих» Кадыргали Жалаири б) «Тарих-и Рашиди» Мухаммада Хайдара Дулати в) «Шежире» Шакарима Кудайбердыулы 8. Что такое «Шежире»? а) летопись б) родословная в) вид письменности 9. Кто из казахстанских археологов открыл и описал «Золотого человека»? а) К. Акишев б) А. Х. Маргулан в) А. Формозов 10. Автор сочинения «Джами ат-тауарих»? а) Кадыргали Жалаири б) Мухаммад Хайдар Дулати в) Шакарим Кудайбердыулы
Тема № 2. Доисторический период в истории Казахстана Цель и задачи: представить научную картину происхождения человека, возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана, а также охарактеризовать основные этапы его развития в период камня и бронзы.
План: 2. 1 Общая характеристика камня. Антропогенез и социогенез. 2. 2 Эпоха бронзы. Зарождение номадизма как типа цивилизации. 2. 3 Культурогенез. Искусство позднего камня и эпохи бронзы. Ключевые понятия: антропогенез, социогенез, культурогенез, палеолит, мезолит, неолит, бронза, неолитическая революция Литература: 1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т. 1, Алматы 1996. 2. Археологические памятники древнего Казахстана. Алматы, 1978. 3. Маргулан А. Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алматы, 1988. 1. Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда: - каменный век (2, 6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н. э. ); - бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н. э. ); - железный век (с 1 тысячелетия до н. э. ). Первобытнообщинный строй – наиболее ранняя стадия развития человеческого общества и приходится на каменный и бронзовый века. Древнейший человек в своей эволюции прошел несколько последовательных этапов. В основе их лежит совершенствование техники обработки камня и связанный с этим рост производительности труда, материальной и духовной культуры. Каменный век занял значительный временной отрезок, который делится, в свою очередь на три крупных периода – палеолит, мезолит, неолит. Именно тогда человек собственно и стал человеком – мыслящим, разумным существом, способным к абстракциям, преодолевшим животные инстинкты.
Эпоха палеолита – это эпоха древнего камня. Именно тогда совершился переход наших предков к прямохождению, а руки, освобожденные для новых операций, создали первые примитивные орудия труда из камня. Древний каменный век, или палеолит делится на 3 длительных хронологических периода: - ранний палеолит (дошелль, шелль, ашелль) – с 2, 6 миллионов до 140 тысяч лет назад; - Средний палеолит (поздний ашелль и мустье) – 140 – 40 тысяч лет назад; - Поздний палеолит (ориньяк, соллютре, мадлен) – 40 – 10 тысяч лет назад. Хронологическая последовательность периодов каменного века: - палеолит, мезолит, неолит, энеолит. На территории Казахстана очень много памятников эпохи палеолита. Два миллиона лет назад на территории Казахстана сложился новый тип климата, начался период антропогена, сформировался рельеф, в чем-то похожий на нынешний мелкосопочник. Климат был теплым и влажным, что способствовало росту богатой субтропической растительности. На основе геологических находок мы знаем животный мир, населявший территорию Казахстана в эпоху палеолита: верблюды-пребактерианы, мастодонты, шерстистые носороги, южные лесные слоны, лошадь Стенона, олени-маралы, бизоны, сайгаки. Древнейшей формой общественной организации первобытного человека являлось человеческое стадо. Таким образом, появление человека на нашей территории пришлось на ранний или нижний палеолит, судя по находкам археологов в Южном Казахстане (в районе хребта Каратау), у поселков Конырдек, Борыказган, Танирказган. В это время отступали льды первого оледенения, которые при таянии превращались в реки, несшиеся вниз с гор, прокладывая русла в толще галечника. Речная галька стала одним из первых источников для изготовления первых простейших каменных орудий – рубил, скребков и других. Каменное рубило использовалось как универсальное орудие. Археологические находки дают основания считать, что редкое в палеолите население Казахстана распадалось на десятки замкнутых общин. Археологами обнаружены первые стоянки первобытных людей в южном Казахстане. На территории Казахстана памятники позднего палеолита находятся в районе северного Прибалхашья, на склонах горы Каратау (стоянка Ачисай), в районе Бухтармы, Иртыша (Новоникольское). На раскопанных стоянках изучены инвентарь, жилища, захоронения. В большинстве общин умерших хоронили прямо между жилищами, в других случаях покойников зарывали в стороне от поселений. Захоронение сопровождалось обрядами, такими, как осыпание праха охрой, украшение его ожерельями из раковин, клыков животных и т. п.
Инвентарь стоянок позднего палеолита представлен скребками, резцами, остроконечниками. Каменные орудия позднего палеолита представлены такими инструментами как нуклеус, рубила, отщепы, скребла, резцы, ножи, наконечники копий. Из кости человек изготавливал шила, иглы, лопатки и т. д. Основным способом добычи пищи оставалась охота – загонная и облавная, возможная только при больших коллективах. Не теряло значения рыболовство, собирательство растительной пищи. Мезолит (X-VII тыс. лет назад) связан с прогрессом в обработке камня. Рельеф местности, флора и фауна стабилизировались и стали близки к современным условиям. Изменения климатических условий привели к исчезновению крупных животных. Охота на более мелкую дичь требовала совершенствования оружия, орудий и приспособлений для охоты и рыболовства. Наконечники и лезвия ножей, топоров, гарпунов делались теперь из костяных или каменных вкладышей - микролитов (вкладышевая техника изготовления орудий труда). Одним из важнейших достижений стало изобретение лука – оружия дальнего боя. Люди научились делать силки и охотничьи ловушки, бумеранги. К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Постоянные миграции травоядных животных – объектов охоты человека, более теплый климат привели к миграциям людей, освоивших в эту эпоху прибрежные зоны Ишима, Тобола, Иртыша, Приаралье и Прикаспий. Обнаружены мезолитические стоянки близ г. Петропавловска - Мичуринская, Боголюбова 2, Явленка 2; у Атбасара - Тельмана 7, 8а, 9а, 14а; у Караганды – Акимбек и Караганда; на берегу степной Чаглинки у Кокшетау –Виноградовка2а, 12; в районе Торгайского прогиба – Дузбай 6; у Костаная – Дачная и Евгеньевка; Мангыстау – Кызылсу 1; Северо-Западный Устюрт (Айдабольская группа) и юго-западный Устюрт ( Дефе-Чаганак).
В эпоху мезолита отмечены попытки людей плавать на бревнах. Началось одомашнивание животных – собаки, лошади, овцы, козы и других. Именно в эпоху мезолита появляются ударные музыкальные инструменты, зарождается рисуночное письмо. Хорошо изучен на территории Казахстана неолит. Природная среда в эпоху неолита приняла современный вид. Состав животных также приблизился к современному. Это бизоны, лошади, дикие козлы, сайгаки, зайцы, утки. Большое значение в эпоху неолита играли охота и рыболовство. Начало неолита падает на V тысячелетие до нашей эры. Неолит стал эпохой расцвета в использовании камня. Появились новые технологии его обработки – шлифование, сверление, пиление, заточка. Из камня изготавливались не только орудия охоты, но и топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Важнейшая черта этой эпохи, вошедшая в историю под названием “неолитической революции” – зарождение скотоводства и земледелия, пришедших на смену охоте и собирательству. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества. С этого времени на территории Казахстана фиксируются глиняные изделия с острым дном. Памятников неолита на территории Казахстана известно более 600. По типу расположения они делятся на 4 типа: - Родниковые (временные, сезонные стоянки) – Ушбулак (ЮКО), северо-восточное Прибалхашье; - Речные (наиболее распространенные в Казахстане) – Беркутты в Южном Казахстане, Космола (Приаралье), Кзыл-су (Восточно-казахстанская область); - Озерные – Пеньки –1, 2 (Павлодарское Прииртышье); - Пещерные – Караунгур (ЮКО). Особенность стоянок неолита на территории Казахстана состоит в том, что они все – открытого наземного типа. Инструментарий, найденный на стоянках разнообразен: это и наконечники стрел, и топоры, и долота, ножи, скребки и т. п. Здесь же в большом количестве найдены кости животных (медведя, оленя, кабана, архаров, зайцев, барсуков, фазанов, черепах и т. д. ). Орудиями труда были скребки, нуклеусы, топоры. Очень много на стоянках орудий из кости – шила, иголки, украшений из костей, бус. В большом количестве найдены и керамические изделия, украшенные примитивным орнаментом. Причем орнамент очень разнообразный, ритмичный. На многих костяных и каменных предметах, на стенах пещер появляются рисунки солнечной ладьи, следовательно уже существовал солярный миф. В Чулакских горах обнаружены изображения “хороводов”, движущихся животных. Скорее всего, они несли культовый смысл. В это время появляются примитивные духовые и струнные инструменты. Исследованные памятники эпохи неолита относятся к трем археологическим культурам – кельтеминарской (юго-западный Казахстан), атбасарской (центральный Казахстан), маханджарской (северный Казахстан).
Следующим, как бы переходным этапом от камня к первому металлу, был энеолит - медно-каменный век (III-II тыс. до н. э. ). Появляются первые изделия из меди. Сначала человек использовал самородную медь, а затем бронзу. К каменным и костяным орудиям неолита добавились более твердые и острые орудия из бронзы, что повышало производительность труда, повышало урожайность. Энеолит в Казахстане представлен Ботайской культурой Кокшетауской области. Для нее характерно появление плоскодонной посуды, богато орнаментированной керамики. Начался постепенный переход от матриархата к патриархату. Подводя краткие итоги вышесказанному, мы видим, что в эпоху камня произошли коренные изменения. Фактически, человек стал человеком с только ему присущими интеллектуальными, нравственными, психологическими признаками. 2. Эпоха бронзы наступает во II тысячелетии до нашей эры. В Казахстане хронологические рамки этой эпохи могут быть обозначены как XVIII – начало VIII века до нашей эры. Археологи делят это тысячелетие на три этапа: - ранняя бронза – XVIII – XVI века до нашей эры; - средняя бронза – XV – XII века до нашей эры; - поздняя бронза – XII – начало VIII века до нашей эры. Важнейшими изобретениями этой эпохи стали колесо, гончарный круг, ткацкий станок, повозка, жесткое седло. Человек начал осваивать золото и серебро. Все это вело к имущественной дифференциации, выделению трех основных социальных слоев – военоначальников, жрецов, рядовых общинников. Все это вело постепенно к разложению первобытнообщинного строя. На территории Казахстана в эпоху бронзы существовали родственные по происхождению племена, оставившие яркие, самобытные культуры – срубную, андроновскую, бегазы-дандыбаевскую. Рассмотрим для начала андроновскую культуру, названную так по первой находке у села Андроново в Красноярском крае известным археологом Андреяновым. Хронологически андроновская культура соответствует раннему (XVIII – XVI вв. до н. э. ) и среднему (XV – XII вв. до н. э. ) периодам эпохи бронзы. На территории Центрального Казахстана обнаружено более 150 могильников и 30 поселений андроновской культуры. В эпоху ранней бронзы появляются протогорода примером которых, могут служить поселения Аркаим, Кент и другие. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга «Авеста» длает названия андроновских племен ариев, туров, дана, сайрима, саина, даха, хьона. Они населяли просторы не только Казахстана, но и Средней Азии. По данным археологических изысканий, андроновцы вели, в основном, оседлый образ жизни. Важнейшую роль в жизни андроновских племен играло горное дело и металлургия. Казахстан в силу огромного количества полезных ископаемых еще в эпоху бронзы стал одним из центров горнорудного дела. Камень также оставался необходимым материалом для производства ступок, жерновов, пестиков. Широко использовались и костяные предметы – иглы, лопатки, трубчатые кости, из плюсневых костей лошади делали коньки. Большое развитие у андроновцев получили домашние промыслы – ткачество, гончарное ремесло. Керамические изделия лепились вручную ленточной техникой, имели плоское дно. Отличительная черта андроновцев – их погребальный обряд. Родовые кладбища располагались вблизи поселений. Погребальные сооружения андроновцев возводились в виде каменных оград (прямоугольных, круглых, овальных). В области общественных отношений у андроновцев существовал патриархальный род с сильными пережитками матриархата. В области верований мы видим у андроновцев культы огня, луны, солнца, звезд, духов предков, земледельческие и скотоводческие культы. Широкое распространение получило жертвоприношение. Поздняя бронза (XII – начало VIII века до нашей эры) соответствует Бегазы-Дандыбаевской культуре, которая представляет собой дальнейшее, закономерное и последовательное развитие культуры бронзы Казахстана. Это новый, более высокий этап развития общества. Распространились скотоводство и мотыжное земледелие. Расширилось производство металлических изделий. Наиболее известные памятники – Бегазы, Дандыбай, Аксу-Аюлы 2, Аккойтас, Сангру 1, 3. Поселки бегазы-дандыбаевцев располагались у подножия скалистых холмов, недалеко от обильных источников воды и топлива. Ориентированы поселки, как правило треугольной осью с запада и северо-запада на восток и юго-восток, в направлении господствующих ветров. В долинах рек Токраун, Нура, Сарысу, Атасу, Ишим, Селеты и других густо располагались поселки древних рудокопов и металлургов. 3. В палеолитическое время человек уже жил достаточно сложной духовной жизнью, у него появляются объекты поклонения – культы. Один из древнейших зафиксированных культов – культ женщины родоначальницы, хозяйки очага. Изображения палеолитических женщин покажутся нам несколько грубыми – зачастую голова только намечена, основной акцент делался на отличительные женские признаки. В это же время получает распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в то, что через образ животного, воплощенного в рисунке, можно завладеть самим животным. Очень яркое отражение этот культ получил в первобытном искусстве. Росписи и гравировки на скалах, скульптуры из камня, глины, кости посвящены как правило либо женщине, либо промысловым животным. Какой бы памятник мы не взяли – всюду чувствуется мастерство художника. Многие палеолитические навыки изобразительного искусства утеряны человечеством. Керамика – сосуды с воротничком. Они изготавливались в форме кувшина с шаровидным туловом, высокой шейкой, обжигались. Сырьем для производства изделий была глина с примесью гранитного песка. Кроме горшков бегазы-дандыбаевцы изготавливали кувшины, миски, кубки, сосуды с носиком и т. д. Много встречается в могильниках и жилищах бегазы-дандыбаевцев металлических и костяных орудий. Большое количество орудий применялось в горном деле. Это каменные штампы – матрицы, а также льячки, ступки, песты, терки, кайла, мотыги, молоты, а также бронзовые булавки, иголки, пуговицы, накладки, костяные футляры для игл, пуговицы. К ювелирным изделиям относятся обнаруженные у бегазы-дандыбаевцев серебряные и золотые браслеты, кольца, пикторали, подвески, серьги, пряжки, головные диадемы (приблизительно 86% золота, 13% серебра и 1% меди). В эпоху поздней бронзы в больших количествах возводились культовые камни – менгиры. Ими обозначались места жертвоприношений, алтарей, народных сходов. Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к полукочевому скотоводству. Переход к яйлажному, то есть полукочевому скотоводству привел к повышению продуктивности скотоводства, увеличению поголовья скота. В то же время население занималось ирригационным земледелием. Эпоха поздней бронзы стала переходом от эпохи первобытности к эпохе государств. Усложнялись социальные отношения. Постепенно выделяется слой жрецов, появляется имущественная дифференциация, обособляются воины, особенно - воины-колесничие. Несомненно, древняя история Казахстана – история не только материальных, но и духовных достижений, по праву занявшая высокое место в человеческой цивилизации. Древние племена эпохи бронзы были потомками неолитического населения Казахстана и в то же время стали предками сакских, усуньских, канглинских племен, к истории которых мы теперь перейдем. Ключевые понятия: аридность, патриархат, яйлажное скотоводство, менгиры, цисты, скальные мавзолеи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|