Глава 1. Теоретические аспекты системы документооборота в организации
Стр 1 из 6Следующая ⇒ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления» Факультет экономики и управления Кафедра " Макроэкономика, экономическая информатика и статистика"
Курсовая работа по дисциплине «Информационные системы управления производственной компанией» на тему: «Проектирование системы документооборота отдела информационного обеспечения»
Выполнил: студент 4 курса, гр. Б568 Баиржапов А. Б. Проверил: д. э. н., Садыкова Э. Ц.
Улан-Удэ Содержание ВВЕДЕНИЕ. 3 Глава 1. Теоретические аспекты системы документооборота в организации. 5 1. 1 Сущность системы документооборота. 5 1. 2 Особенности системы документооборота в государственных организациях 16 1. 3 Подходы к проектированию системы документооборота. 22 Глава 2. Анализ системы документооборота отдела информационного обеспечения 25 2. 1 Анализ структуры и динамики документооборота. 25 2. 2 Оценка качества используемой системы документооборота. 31 Глава 3. Проектирование информационной системы электронного документооборота отдела информационного обеспечения 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47 Список использованных источников. 48
ВВЕДЕНИЕ Основными информационными ресурсами любой организации, работа с которыми требует правильной организации являются документы. Они обеспечивают информационную поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях и сопровождают ведение всех бизнес-процессов. Документооборот является непрерывным процессом движения документов, объективно отражающий деятельность организации и позволяющий оперативно и эффективно управлять им.
Следует заметить, что для повышения эффективности управления в современных условиях необходимо совершенствовать работу, связанную с документами, так как любое управленческое решение основывается на информационных потоках, поступающих в организацию, а, следовательно, позволяют значительно упростить управленческий процесс. Фактом, подтверждающим актуальность рассмотрения данной темы исследования, является то, что документооборот не рассматривается в отрыве от специфических бизнес-процессов конкретной организации, а рассматривается, прежде всего, в связке с управлением бизнес-процессами. Целью курсовой работы является исследование системы электронного документооборота. Задачами курсовой работы являются: - изучение теоретических аспектов системы документооборота в организации; - проведение анализа и оценки системы документооборота отдела информационного обеспечения Министерства финансов Республики Бурятия; - проектирование информационной системы электронного документооборота отдела информационного обеспечения Министерства финансов Республики Бурятия. Объектом исследования является отдел информационного обеспечения МФ РБ. Предметом исследования являются информационные отношения, возникающие в результате документооборота в организации. Информационной базой исследования являются нормативно-правовые акты, документы Министерства финансов Республики Бурятии, статьи из электронного научно-практического журнала «Современная техника и технологии», онлайн-проекта «ДоксВижн», интернет-сайта «Центра компетенции по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела EDOU. RU», издания в сфере высоких технологий в России и странах СНГ «CNews», блога российской ИТ компании «Хоулмонт».
Глава 1. Теоретические аспекты системы документооборота в организации 1. 1 Сущность системы документооборота Согласно определению «Энциклопедии делопроизводства», представленной на сайте «Центра компетенций по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела EDOU. RU» компании ООО «Термика. Ру», документооборот – это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки. Документооборот является важным звеном делопроизводства, определяющим инстанции и скорость этого движения [18]. В сфере документооборота существует несколько правил. Одно из них заключается в обеспечении оперативного движения документов по наиболее перспективному пути с наименьшими временными и трудовыми затратами. Перечень организационных документов, составляющих основу документооборота: схемы потоков документов, инструкции по делопроизводству и работе с документацией, приказы и распоряжения о распределении обязанностей, положения о службе документационного обеспечения, положения о структурных подразделениях, устав, пути прохождения отдельных видов документов. В целом, документооборот – это технологический процесс. Данный процесс состоит из нескольких основных частей (потоков). Ии осуществляется прямая и обратная связь в управлении. Потоки разграничиваются по двум основным критериям: по отношению к управленческому объекту и по направлению. Перечень общих требований для рациональной организации процесса документооборота: - быстрота и качество обработки всей исходной документации, в данном случае зависит от способов и форм обработки информации, от качественного выполнения работы функциональными специалистами; - непрерывность движения документов по направлениям, то есть от места составления или поступления в организацию до сдачи их на хранение в архив или отправки заинтересованным лицам, без задержек и скоплений на отдельных рабочих местах. Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом.
С точки зрения автора учебного пособия «Документационное обеспечение управления» М. И. Басакова, документооборот представляет собой главную организационную проблему деятельности службы делопроизводства и проблему технологии документационных процессов, поэтому занимает место узлового звена любой системы делопроизводства [5]. Процесс организации работы с документами, включая их создание, регистрацию, контроль, продвижение, систематизацию и хранение, называют делопроизводством. Все поступившие в организацию документы должны быть зарегистрированы и обработаны. Обработка входящей документации предполагает регистрацию документа в журнале входящей корреспонденции. После регистрации документ передается на рассмотрение руководителю, а затем – исполнителю, у которого он находится до момента окончательного разрешения вопроса. После исполнения документы подшиваются к делу. Дело представляет собой совокупность документов, которые относятся к определенному вопросу. Это картотека или папка, внутри которой документация расположена в соответствующем порядке. После того, как истекает срок, дело передается в архив на хранение. Схема документооборота. Если документ создается в самой организации, то возникает внутренний контур прохождения документа: инициация - исполнение - согласование - утверждение - регистрация. Каждый документ в процессе движения должен проходить через три операции: регистрация, контроль, направление в дело. Для организации четкого упорядочивания документов каждая операция должна выполняться только один раз. В статье «Документооборот. Описание и определение понятия» интернет-портала информационной поддержки «Бизнес-Прост» описана классификация документов [8]. Существует целый ряд вариантов классификации документов (табл. 1. 1). Таблица 1. 1 – Классификация документов
Особенно следует выделять классы управленческих документов (табл. 1. 2). Таблица 1. 2 – Классы управленческих документов
Таким образом, при бумажном документообороте документы проходят все стадии в бумажном виде. Ранее этот вид документооборота преобладал, но с появлением компьютеров он постепенно сходит на нет. В настоящее время преобладающим является электронный документооборот. Бумажные документы регистрировались в больших журналах, которые после заполнения передавались в архив на хранение. После появления ПК, документы начали регистрировать в электронном виде. Бумажный документооборот с использованием автономных ПК означает, что персональный компьютер используется для подготовки и регистрации документов. На этом этапе и возникает понятие электронного документа, то есть документа такого вида, который хранится исключительно в компьютере. Согласно определению, представленному в статье «Система электронного документооборота и проблема обеспечения защиты персональных данных» интернет-издания «CNews», э лектронным документом является созданный с помощью средств компьютерной обработки информации документ, который может быть подписан электронной подписью и сохранён на машинном носителе в виде файла соответствующего формата. В этой же статье приведено понятие электронного документооборота - совокупности автоматизированных процессов по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства» [25]. Электронные документы по утвержденным формам являются составляющими всех бухгалтерских программ. Для признания юридической силы электронного документа, его необходимо подписать электронной подписью. Согласно определению, представленному в статье «Что такое электронная подпись» интернет-проекта «Единый портал электронной подписи», электронной подписью является реквизит документа, позволяющий подтвердить принадлежность электронной цифровой подписи её владельцу, а также зафиксировать состояние информации и данных в электронном документе с момента его подписания [28].
В соответствии с законодательством Российской Федерации, квалифицированная электронная подпись является эквивалентом подписи, проставляемой «от руки» и обладающей полной юридической силой. В Российской Федерации кроме квалифицированной представлены еще два вида электронной цифровой подписи (табл. 1. 3). Таблица 1. 3 – Виды электронной цифровой подписи
Однако преимущества электронного документа при отсутствии локальной сети могут быть реализованы лишь в незначительной степени. Передача, согласование и утверждение документов на этом этапе осуществляется в бумажной форме. При смешанном документообороте ПК, объединенные в локальную сеть, используются для подготовки документов, их передачи и хранения, но юридической силой обладают только бумажные документы. То есть юридические и финансовые документы в таком случае утверждаются и согласуются в бумажной форме. Проект документа готовится на компьютере, после чего отправляется секретарю. Секретарь регистрирует документ, печатает и отдает директору или руководителю на утверждение. Руководитель вносит правку и отдает документ исполнителю на доработку. После того как документ утвержден, он рассылается по локальной сети всем исполнителям. Безбумажный документооборот означает, что все операции с документами производятся в электронном виде. Электронный документ, подписанный электронной подписью, может использоваться, если законодательство РФ не содержит прямого запрета на его использование. Таким образом, договоры, разного рода счета, заявки, отчеты, заявления, а также товарные накладные, акты и счета-фактуры могут являться электронными документами. Также электронные документы делятся на неформализованные документы и формализованные документы табл. 1. 4). Таблица 1. 4 – Виды электронных документов
Для некоторых формализованных первичных документов Федеральная налоговая служба России разработала рекомендованный формат товарной накладной по форме ТОРГ-12 и Акта приема-сдачи работ или услуг. Несмотря на то, что для таких документов указано на рекомендованный характер формата, именно в таком формате компании должны направлять эти документы в электронном виде по требованию налоговой инспекции в случае необходимости подтверждения расходов по налогу на прибыль. Варианты электронного документооборота. Существует два варианта организации системы электронного документооборота. Первый - заключить с контрагентами соглашение об электронном документообороте и обмениваться документами, подписанными электронной подписью через электронную почту. При этом можно использовать простую электронную подпись. Второй вариант - организовать электронный документооборот через спецоператора. При таком способе компания присоединяется к регламенту обмена электронными документами и может обмениваться с контрагентами как формализованными документами (для которых официально ФНС России утвердила формат), так и неформализованными (договоры, соглашения, акты сверки и т. д. ). Основными функциями системы электронного документооборота являются (табл. 1. 5). Таблица 1. 5 – Основные функции электронного документооборота
К основным достоинствам электронного документооборота можно отнести следующие свойства (табл. 1. 6). Таблица 1. 6 – Основные достоинства электронного документооборота
Конфиденциальность обмена обеспечена шифрованием документов. Электронная цифровая подпись обеспечивает идентификацию подписанта и целостность передаваемых документов. Доставка электронных документов гарантируется оператором документооборота. Внедрение системы электронного документооборота. Чтобы вести в действие систему электронного документооборота, необходимо: - разработать и утвердить порядок электронного документооборота; - назначить ответственных лиц за его ведение; - организовать электронный архив получаемых и отправляемых документов; - прописать в учетной политике правила создания, получения и хранения электронных документов, назначить ответственных за формирование и подписание электронных документов. У каждого ответственного работника, к числу функций которого относится обязанность по подписанию электронных документов, должна быть электронная подпись. После внедрения в практику системы электронного документооборота предприятие может хранить документы в электронном виде, а не распечатывать их. Когда возникает необходимость, документы из электронного архива могут быть распечатаны и представлены надзорным органам. Такой документ должен содержать электронные подписи сторон, заверенные надлежащим образом. Систему электронного документооборота регулируют следующие нормативно-правовые акты (табл. 1. 7). Таблица 1. 7 – Нормативно-правовые акты, регулирующие работу системы электронного документооборота
Рисунок 1 иллюстрирует систему электронного документооборота [24].
Рисунок 1 – Система электронного документооборота
В рамках изучения объекта исследования была рассмотрена целевая федеральная программа «Электронная Россия», которая действовала в Российской Федерации с 2002 по 2010 года и была направлена на внедрение технологий «электронного правительства». Целью программы было обеспечение «кардинального ускорения процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления». В соответствии с данными, представленными в свободной энциклопедии «Википедия», по оценке состояния на конец 2010 год, эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась. Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 года), фактически было израсходовано лишь 21 млрд руб [24].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|