2. Задачи для самостоятельной работы.
2. Задачи для самостоятельной работы. 1. Напишите формулу мицеллы золя гексацианоферрата (II)меди(II), полученного при смешивании 20мл 0, 001моль/л раствора K4[Fe(CN)6] и 15мл 0, 002моль/л и раствора CuSO4. Каков знак заряда коллоидной частицы? 2. Золь кремниевой кислоты получен при взаимодействии K2SiO3 и HCl. Какой из электролитов был в избытке, если в электрическом поле гранулы перемещаются к аноду? Напишите формулу мицеллы. 3. Напишите формулу золя золота, стабилизированного KAuO2. К какому электроду частицы коллоидного раствора будут перемещаться? 4. Бактерии и вирусы по своим размерам близки к коллоидным частицам. Какими способами воду можно очистить от бактерий? 5. Какой объем 0, 001М NaCl надо добавить к 0, 03л 0, 002М раствора AgNO3, чтобы частицы золя AgCl в электрическом поле двигались к катоду? Напишите формулу мицеллы. 6. Рассчитайте, сколько мл 28% AlCl3 (плотность 1, 33г/моль) надо прибавить к 5 мл 0, 001М раствору AgNO3, чтобы частицы золя AgCl3 в электрическом поле двигались к аноду? 7. 4. Контроль усвоения темы занятия. Образец билета выходного контроля 1. При образовании мицеллы потенциал определяющие ионы адсорбируются по правилу: 1)Шульце-Гарди 2)Шилова 3)Панета-Фаянса 4)Ребиндера
2. Способность белка препятствовать выпадению в осадок лиофобных золей и отложению на стенках сосудов холестериновых бляшек называется: 1) коагуляция 2) коацервация 3)седиментация 4) коллоидная защита
3. Золь AgJ получен в виде дисперсной фазы, которая в электрическом поле двигается к аноду. Какие электролиты были смешаны, и который из них был взят в избытке: 1) избыток AgNO3 2) избыток NaJ 3)избыток AgJ
4)избыток AgCl 5)избыток PbJ2
4. Золь получен при смешении 10мл 0, 001М раствора K2SiO3 и 1, 0 мл 0, 01М раствора HCl. Потенциал определяющим является ион: 1)K+ 2) Cl- 3) SiO32- 4)H+ 5)Ca2+
5. Смешали равные объёмы 1%-ых растворов CaCl2 и Na2SO4. Плотности обоих растворов равны 1, 01г/мл. Напишите формулу мицеллы образовавшегося золя. Какой метод получения был использован? 1) диспергирования 2) конденсации 3) гидролиза 4) обменной реакции 5) замены растворителя
7. 5. Подведение итогов занятия 7. 6. Задания на дом: Устойчивость коллоидных систем и расчет порога коагуляции. Место проведения самоподготовки: читальный зал и др. Литература: [1], [2].
Занятие №14 Тема: Устойчивость коллоидных систем и расчет порога коагуляции. 1. Актуальность темы: для дисперсных систем характерна термодинамическая неравновесность из-за наличия избытка свободной поверхностной энергии, связанного с сильно развитой поверхностью раздела фаз и большим значением межфазного натяжения на поверхности раздела фаз. Это приводит к неустойчивости лиофобных дисперсных систем и к самопроизвольному протеканию в них процессов, ведущих к разделению систем на макрофазы, т. е. к разрушению. Нарушение устойчивости коллоидно-дисперсных систем организма может произойти при поступлении некоторых веществ. Например, образующиеся при гидролизе солей висмута (lll) соединения находятся в крови в коллоидно-дисперсном состоянии. Смещение имеющегося равновесия между дисперсной фазой и дисперсной средой может привести к развитию коллоидно-пластического шока. Для биологов и медиков имеет большое значение изучение процессов коагуляции и пептизации. Коагуляция коллоидных растворов кальция и холестерина в крови приводит к образованию и отложению осадков на внутренней поверхности кровеносных сосудов. Свёртывание крови – слипание эритроцитов в так называемые «монетные столбики», представляют собой процессы, аналогичные коагуляции. В основе процесса растворения тромбов лежит явление пептизации. В гигиене и санитарии применяют коагуляцию для очистки питьевых и сточных вод.
2. Учебные цели: научиться измерять порог коагуляции золей электролитами, определять коагулирующую способность электролита и выявлять её зависимость от знака и величины заряда иона. Научиться пептизировать осадки электролитами. Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен знать -правила работы в химической лаборатории с реактивами и приборами -состав и строение коллоидной частицы, причины ее устойчивости уметь - написать строение мицеллы, определять протенциалопределяющие ионы -производить расчеты по известным формулам и определять размерность различных величин -использовать правило Шульце-Гарди для определения ионов-коагулянтов владеть -самостоятельной работой с учебной и справочной литературой -безопасной работы в химической лаборатории и обращаться с химической посудой и реактивами 3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы. Вопросы для самоподготовки к занятию: 1) Основные виды устойчивости коллоидно-дисперсных систем. 2) Коагуляция. Механизм коагуляции. Медленная и быстрая коагуляция. 3) Порог коагуляции, его определение. Коагулирующая способность электролитов. 4) Правило Шульце-Гарди. 5) Пептизация, виды и механизм. 4. Вид занятия: лабораторное занятие. 5. Продолжительность занятия: 3 академических часа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|