Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Анимус: что это? Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку Как анимус проявляется в повседневной жизни и во снах Анимус в прошлом и анимус сегодня Динамика анимуса Некоторые мысли о том, как растождествиться с анимусом Трагедии анимусной идентификации у пожилых женщин: три примера Пожилые женщины – модели для будущего Анимус на службе эго Наоми Джеймс
Глава 1 Анимус: что это?
Юнгу было примерно сорок лет, когда он пережил интенсивный опыт встречи с бессознательным. Кризис середины жизни заставил его признать существование внутренней женской фигуры, которая начала утверждать себя и требовать конкретного выражения. Он пришел к выводу, что это душа или анима в примитивном смысле. Как отметила Барбара Ханах [1] в своей биографии Юнга, он много лет интересовался ролями, которые, с психологической точки зрения, играют мужские гены в женщине и женские – в мужчине. Начав с наблюдения своей собственной женской внутренней фигуры, он понял, что она играет важную роль в бессознательном всех мужчин, и назвал ее анимой, бессознательным фемининным принципом. Соответствующую мужскую фигуру в бессознательном женщин он назвал анимусом. Так была сформулирована концепция контрасексуальности. Как и все архетипы, эти компоненты или фигуры, по замыслу Юнга, - внеличностные и имеют как позитивные, так и негативные аспекты. В индивидууме эти контрасексуальные архетипы возникают из трех источников: 1) наследуемого коллективного образа противоположного пола; 2) личного опыта общения со значимыми фигурами противоположного пола, начиная с родителей; 3) врожденного биологического контрасексуального компонента личности.
Здесь важно отметить, что и унаследованный образ, и субъективный опыт общения с противоположным полом имеют культурные детерминанты, что является аргументом в пользу того, что архетип или комплекс анимуса не является константой, а меняется под влиянием культуры. Учитывая это, можно предположить, что некоторые изначально женские атрибуты стали считаться мужскими в результате двух тысяч лет владычества христианства. Это объясняет наши нынешние трудности в понимании того, «из чего сделана женщина». Легче всего понять проявления анимы и анимуса в позитивных или негативных проекциях на человека противоположного пола – в отношении к личности и поведению фигур противоположного пола, а также фигур из сновидений. Юнг считал, что эти архетипические фигуры сначала проявляются в негативном аспекте, заставляя человека вести себя словно подражая противоположному полу. [2] Так, Юнг показал, что негативная анима, например, проявляется, когда мужчина становится слишком эмоциональным, ненадежным, капризным. Женщина под влиянием негативного анимуса описывается им как стремящая к доминированию, рациональная, навязывающая свое мнение. Юнг описывал одержимость анимой или анимусом – ситуации, когда человек попадает под власть архетипа, и тот начинает контролировать личность и управлять эго. Однако я заметила, что Юнг не считал спонтанность позитивным анимусным поведением. Возможно, это было бы слишком радикальным шагом для него; или он столкнулся с дилеммой, на которую мы только сейчас начинаем находить ответы. Надо отметить, что миссис Юнг не соглашалась с ним и выделяла ценность спонтанности, которая может быть (но не обязательно) выражением позитивного анимуса. Обратимся к фигуре того же пола, то есть к тени – женской фигуре в сновидениях женщин. Юнг рассматривал тень в качестве ловушки для неприемлемых качеств. Тем не менее, я считаю, что он часто называл законные женские черты, например, настойчивость, неприемлемыми, и поэтому относил их к теневому поведению. Для людей его поколения эти характеристики часто воспринимались как атрибуты анимуса – фигуры противоположного пола. Если это качество в силу коллективных предрассудков отдалялось от осознания, оно появлялось в сновидениях в виде фигуры противоположного пола. Подобный процесс происходит и сейчас.
Доминантность, прямолинейность и активность – не обязательно неподобающие для женщин качества. Позитивный анимус позволяет женщине лидировать. Только проживая импульсы, она может обнаружить, что относится к ее женскому я, а что – к контрасексуальной инстинктивной внутренней противоположности. Познавая эту разницу, она расширяет свое сознание и жизнь. По мнению Юнга, если человек будет прилагать усилия для осознания природы этой внутренней фигуры и ее силы и найдет способ обращения с ней, то он может освободить себя от доминирования негативного аспекта и пробудить позитивную сторону архетипа. (Он считал, что свобода приходит благодаря аналитическим инсайтам). В своем позитивном аспекте анима помогает мужчине в отношениях, воспитании и эстетических чувствах; анимус дает женщине объективность, настойчивость и духовность. Архетипы никогда не доступны сознанию полностью. В той степени, в которой они ассимилированы сознательной личностью, они могут, по Юнгу, функционировать в качестве психопомпов или проводников в бессознательное. Анима и анимус являются мостиками к творческим ресурсам коллективного бессознательного и посредниками самости – организующего принципа психики.
Глава 2 Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку.
В ранней юнгианской психологии тема идентификации с анимусом рассматривалась параллельно с преувеличением ценности мужского принципа. Эта тема все еще доминирует сегодня, потому что пока недостаточно четко определено, что есть мужское, а что – женское. Существует тенденция относиться к разговорам про анимус как к проявлениям сексизма. Это отношение восходит к несколько неодобрительной позиции Юнга в отношении анимуса. Современные женщины (конечно, не все) могут не знать о недавних серьезных исследованиях анимуса. Возможно, мы потворствуем новым установкам, которые видятся мне негативным анимусным поведением. Мы упускаем из виду тот факт, что идентификация с анимусом делает женщин более бессознательными. Одна женщина-аналитик средних лет с хорошей юнгианской подготовкой как-то объяснила, что ее анализанткам вместо конфронтации с давлением анимуса нужно идентифицироваться с ним для их же пользы, для движения к целостности. Она назвала женщин такого типа Воинственными Девами.
Это может быть нормальным для какого-то периода, но если Воинственная Дева застревает в своей роли и не может пережить свою неудовлетворенность, она будет безнадежно идентифицирована со своим негативным анимусом. Другими словами, она будет заигрываться в роли Воинственной Девы вместо того, чтобы действовать из своего женского эго. Она сражается с ветряными мельницами – воображаемыми препятствиями в своей жизни. Или, иначе говоря, ее носит ветер. Некритическое подтверждение женского поведения может быть связано с наивной верой в андрогинность. Успешные в мужском мире женщины, хотя они и попадают под андрогинный идеал, переживают анимус в качестве части женского эго. Здесь для примера снова вернемся к моей подруге средних лет. Однажды она сказала, что ее эго является мужским (я встречала в литературе примеры того, что женское эго рассматривается как мужское). Моя подруга достигла всего, не осознавая анимуса. Ее фразу можно понять. Тем не менее, эта фраза является сексистской. Если женщина имеет достижения, почему ее эго обязательно должно быть мужским? Другая молодая женщина, также юнгианский аналитик, говорила, что проблема анимуса возникает, когда достигнута уверенность в себе. Ее уверенность в себе была искажена ее тенью (комплексом неполноценности), которая скрепилась с ее анимусом в двойную констелляцию против эго. Подобные наблюдения подтверждают мою догадку, что женское эго, корни которого находятся в самости, необходимо отделять от анимуса, который также укоренен в самости. Только в очень поздний период жизни становится возможным достижение целостности, не имеющей пола. Но даже тогда отсутствие пола сомнительно.
В моей работе с Салли – молодой женщиной, умирающей от болезни [3] – меня удивило, что женский аспект ее самости был не менее важен, чем мужской. Во время Юнга считалось, что самость является мужской (например, Христос – символ самости как для мужчин, так и для женщин). Здесь видно, что термин «андрогинность» понимается неверно. Андрогинность, как я ее понимаю, должна относиться к женщинам, чей анимус интегрирован, или к мужчинам с интегрированной анимой. Я считаю, что анима и анимус не интегрируются должным образом до пожилого возраста. Это означает, что самость включает в себя в равной степени и маскулинность, и фемининность. Следовательно, я рассматриваю андрогинность в качестве символа самости, как раньше в качестве такого символа мы использовали гермафродита. Для современных женщин важно стать сознательными и в конце концов интегрировать анимус. Сегодня женщины не только выполняют мужские обязанности по дому, но зачастую являются и кормильцами семьи. Для этого женщинам необходим развитый или, как мне хочется добавить, образованный и дисциплинированный анимус. Нам также нужно избежать риска попасть в его ловушку. У многих из нас нет альтернативы. Можно воспользоваться задатками биологического эго подчиняться анимусу. Но если вдруг появились сигналы, что наш любимый мужчина не слишком счастлив с нами, то вместо того, чтобы попрекать его, нужно подумать – может, что-то не в порядке с нами. Если мы достаточно чувствительны и хотим сохранить отношения с мужчинами на работе и в личной жизни, мы можем обнаружить, что иногда хорошо бы придержать свое мнение. Мы учимся высказывать его осторожно или как чисто субъективное. Можно найти способ растождествиться с анимусом, по меньшей мере, мы можем быть более открытыми. Или (в лучшем случае), поскольку большинство юнгианских аналитиков поднимает проблему анимуса, можно пойти к аналитику – разобраться с тем, что происходит. Предыдущие параграфы могут служить основой для дальнейшей дискуссии и, надеюсь, помогут связать идеи Юнга с некоторыми современными юнгианскими концепциями. Эту книгу я писала на основе своих заметок середины жизни – времени, когда для большинства женщин анимус становится проблемой. Ранее из-за тесных пут патриархальности женщины, которые находились во власти анимуса, не могли найти себе места в обществе. Я также хочу прокомментировать то, что я вижу в молодом поколении вокруг себя, и поразмышлять об анимусе в пожилом возрасте. В конце я представлю молодую женщину Наоми Джеймс, которая инстинктивно выстроила успешную связь с анимусом.
Я последовательно рассмотрю следующие вопросы: как анимус выглядел и ощущался мною в молодости; как теперь, будучи наученной прошлым опытом, мне удается распознавать идентификацию с анимусом или опасность таковой; какова динамика взаимодействия анимуса и эго; как освободиться из ловушки анимуса. Основная часть книги будет посвящена огромному позитивному и креативному ресурсу, который несет анимус. Но сначала я прокомментирую социальные аспекты этой проблемы в прошлом и в наше время, добавив несколько слов о том, как они проявляются во снах.
Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|