Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пожилые женщины – модели для будущего




 

Обсудив некоторые примеры анимусной идентификации у пожилых женщин и их трагические и патологические аспекты, я хочу сделать позитивные и обнадеживающие замечания по поводу будущего. Мы посмотрим на примеры проявлений анимуса у успешных пожилых женщин, таких как Элеонора Рузвельт, Теодора Крубер и Джорджия О’Кифи. Я также хочу поразмышлять об огромном потенциале пожилых женщин в плане их влияния на других.

Элеонора Рузвельт перенесла тяжелое детство, трудный брак и расцвела к пожилому возрасту. Она является примером женщины, имеющей позитивные (хотя, возможно, бессознательные) отношения с анимусом, особенно в его духовном аспекте. Она стала одной из самых знаменитых женщин в истории политики, будучи при этом любимой многими людьми.

Джорджии О’Кифи сейчас за 90 лет, и после смерти мужа у нее отношения с человеком вдвое младше ее, причем она продолжает свое творчество. Ее лозунг: «Я рисую, что вижу». Она сохраняла интегрированность и индивидуальность на протяжении всей жизни, даже в те периоды, когда женская оригинальность не одобрялась. Она рисует как женщина, а не подражает мужчинам.

Рузвельт и О’Кифи, у которых анимус остался бессознательным, опровергают утверждение Юнга, что бессознательный анимус должен быть негативным. Вместо этого мы могли бы утверждать, что анимус, успешно справившийся с требованиями внешнего коллективного мира, стал поддерживающим фактором и не создал проблем. Более молодые женщины обычно интересуются судьбой пожилых, проживших успешную жизнь. Я знаю, что готовится к выходу книга с фотографиями старых женщин – с комментариями Памеллы Волос, молодого фотографа. Она утверждает, что молодое поколение нуждается в руководстве.

Женщины в возрасте, особенно заслужившие внимание общества, в целом ориентированного на молодость, спрашивают себя, зачем они вообще пришли в этот мир. Когда их семьи распадаются (четыре из пяти из них овдовели), они собираются вместе, чтобы справиться с превратностями жизни. Они предаются философским размышлениям и размышляют про свою жизнь. Иначе им придется подчиниться неизбежности смерти. В европейском обществе большинство персональных связей, которые в нормальном случае придают непрерывность жизни, в старости разрушаются, особенно это касается вдов и неимущих. Молодежь покидает дом, зачастую переезжая в другую часть страны.

Женщины в возрасте, которые веками следовали духовному руководству мужчин, будут оспаривать их лидерство вследствие накопленного жизненного опыта. Вдовство или развод из-за более молодой соперницы приводят к развенчанию иллюзий, и они начинают сомневаться в мужчинах, на которых раньше ориентировались. Некоторые, более независимые, могут впервые в своей жизни произнести вслух: «Где же руководство для нашей женской индивидуальности?», ведь никто не попытался учесть то, из «чего сделаны женщины». И они не услышат ответа.

Если у стареющих женщин найдется мужество, они будут искать более удачной адаптации, той, которая лучше подходит именно им. Поскольку они лишены родни, у них больше свободы для внутренних субъективных реакций, чувств и мыслей. Если они будут обращать внимание на свои переживания, они смогут найти неизвестную им силу. Я называю ее истинной женской силой. Интровертированные женщины, особенно те, кто не имел возможности прожить свою интроверсию, должны быть готовы к переменам в пожилом возрасте. Они могут обнаружить внезапно ставшую доступной непрожитую субъективную энергию. Поскольку их не научили, как с этим справляться, они будут искать любую информацию. Оказавшись в своем возрасте в ситуации «пан или пропал», они могут полагаться лишь на свою фемининную психику. Этот истинно женский инстинкт, ранее непознанный, будет толкать этих женщин к утверждению себя, возможно, впервые в жизни.

Сегодня многие пожилые женщины относительно плохо образованы и приучены воспитанием к зависимости. Они смогут продвинуться, если им не «промыли мозги» патриархальные предрассудки. Будучи зависимыми как дети, они могут сохранить детскую спонтанность и задавать невозможные вопросы, которые приведут их к интересным выводам. То малое, что известно про женщин, не может направить их. Если они откажутся от мужского руководства, которому они следовали, то неожиданно освободятся от предрассудков. Если они отпустят убеждение, что их назначение в семье с мужчиной во главе, и что единственно возможным миром является патриархальное общество, то им удастся сохранить при взрослении то детское любопытство, которое было частью их зависимости. Их любопытство может стать ценным достоянием в период одиночества. Отвергнув мужское лидерство со всеми его «если», «и» и «нельзя», они обнаружат, что остались без предрассудков и с хорошей «пенсией» в мужском мире.

Домашняя жизнь не поможет женщинам противостоять мускулинности. В некоторых случаях, когда работа слишком тяжелая, сила воли приводит к идентификации с анимусом. Когда нет профессиональной реализации, они могут переоценить мужской принцип и превратиться в женщин типа «мамочка знает лучше». Выйдя из роли дочерей, они занимают единственную роль, оставленную им в патриархальном мире; и поскольку анимус тут как тут, они впутываются в его коллективные установки. Менее щепетильные женщины, вероятно, будут подвержены этому меньше.

Пожилые женщины, не слишком связанные прошлыми обстоятельствами и воспитанием, достигнут духовного, философского и рефлексивного периода своей жизни. Их рефлексивность будет вести или толкать их к поиску своей женской физической и психической силы. Они столкнутся с потребностью подвести итоги своей жизни. «Что принесут мне предстоящие годы?». Это позволит им открыть анимус как сильный инстинкт к независимости в действиях и мышлении. Такие женщины могут сформировать общий женский идеал, имеющий огромное влияние, по меньшей мере, на них самих.

Некоторые пожилые женщины андрогинны в смысле характера или черт личности; но все они будут индивидуальностями, а также творческими звездами своих сообществ. Они в конце концов примут вызов жизни и станут авторитетами для самих себя и, в этом смысле, «мудрыми старухами». Если они воспользуются поддерживающей ролью своего мужского компонента и реальных мужчин, которые станут их спутниками, они могут стать важными членами общества, идеальными образцами для других женщин.

Пожилые женщины, которых я описала, служат ориентиром для молодых, ищущих свой путь. Пожилые женщины, научившиеся справляться с неопределенностью преклонного возраста, могут дать примеры творчества для тех, кто вовлечен сегодня в женское движение. Хотя они ищут руководства, соответствующего их преклонному возрасту, они могут стимулировать идеалы независимости у молодежи. Молодые инстинктивно ищут руководства пожилых. Их опыт первооткрывателей показывает идущим за ними новый стиль жизни, что может быть полезным для людей любого возраста. Экспериментируя, пожилые женщины в определенной степени определяют, из чего вообще «сделаны» женщины. Пожилым женщинам нечего терять; у них все впереди, потому что общество о них не слишком заботится. Они могут взять инициативу в свои руки и помочь самим себе. Молодые женщины связаны со своими мужчинами, от которых они зависят, связаны своим периодом жизни, не позволяющим рисковать, поэтому у них нет возможности почувствовать себя подобно тем, кому терять нечего. Поэтому пожилые женщины могут стать образцами, моделями для растущего поколения.

Некоторые пожилые женщины, не способные жить в рамках патриархальных стереотипов, могут стать хорошими лидерами, авангардом, открывающим будущее женщин. Если им не везло в молодости и среднем возрасте, они с большей вероятностью к старости станут передним краем общественного прогресса. Интроверты, о которых я ранее говорила, и думающие женщины, имеющие время для своих размышлений, которые раньше не могли проявить себя из-за домашних забот или проблем адаптации, теперь смогут прийти к интересным выводам. Владея теперь своим временем, они смогут разобраться в современном женском движении с его мириадами аргументов. Эти пожилые женщины, особенно не сумевшие реализоваться в патриархальном обществе, будут видеть необходимые возможности, по меньшей мере, для других предприимчивых женщин. Они будут хорошо угадывать варианты, потому что сомневаются во всех вопросах женско-мужского сходства и различий, а также вопросах морали. Каждое мнение, верование, убеждение и традиция пересматриваются и перерабатываются ими. Их инстинктивная рефлексия включается сомнениями и ограниченными физическими возможностями возраста и помогает им понять что-то про себя. Они могут развить уверенность в себе. Некоторые могут развить помогающий анимус с помощью анализа.

По моему мнению, истинно женское в пожилых женщинах дает им силу и уверенность, в которых они нуждаются. Если они сдадутся анимусу, идентифицируются с ним, то получат ложное ощущение достижений или впечатление, что в результате достигнуто нечто чуждое (а именно анимус). У меня было много женщин в анализе, которые имели чувство, что они ничего не достигли. Это неутешительный вывод по поводу своей жизни. В пожилом возрасте нельзя позволять себе раздуваться искусственным образом за счет анимусного компонента. Угроза смерти не позволяет это. Если в жизни нет смысла, неизбежность смерти ужасает, представляется суровым наказанием. Глубинная женственность пожилых женщин, не боящихся думать о смерти, найдет творчество и смысл жизни при поддержке анимуса и женского эго, если оно является достаточно сильным, чтобы удержать анимус на своем месте. Эта констелляция может быть названа внутренним бракосочетанием.

Мы говорили, что интроверты и мыслительные типы имеют больше шансов для наполненной смыслом и творчеством жизни в старости, если они не вписываются в патриархальное общество. Следовательно, у них большая потребность в том, чтобы их услышали. У других женщин, которые были хорошими женами и матерями в первой половине жизни, была более легкая жизнь. Но и они могут почувствоваться себя потерянно, оказавшись в одиночестве или – по воле случая – вне мужского общества на долгое время. У них тоже может произойти кризис. После периода в молодости, когда они соответствовали требованиям социума, позитивным изменением для них может стать активность вне дома. Теперь они знают все о семейной жизни, и у них есть шанс пожить той жизнью, о которой они мечтали в молодости до того, как вовлеклись в семью, детей и социум. Я склонна считать подростковые амбиции проявлениями истинной натуры человека. В пожилом возрасте их уже ничто не останавливает, никто не «промывает мозги», нет давления социальных установок, и они могут прожить непрожитую жизнь. На передний план могут выйти другие психические функции и другие стороны личности, так как природа стремится после прохождения середины жизни найти иные формы выражения. Эта непрожитая часть жизни содержит удивительное количество энергии и может привнести творчество, если пожилая женщина услышит, как ей говорят: «Что бы это ни было, сделай это!». Установка «сделай это, скажи, будь» включает анимус правильным образом. Она, то есть ее женское эго, чувствует и действует, влекомая импульсами, идущими из женского аспекта самости. Анимус, укорененный в самости – это ее настойчивость, ее смелость и посланник из источника творчества. Анимус переводит импульсы в конкретную форму – размер и цвет в живописи или словесное выражение в литературе. У каждого из нас большой внутренний потенциал, и вследствие неожиданных и неприятных обстоятельств жизни мы можем понять то, что отрицали в период своей более защищенной жизни.

Я долго хожу вокруг темы анимуса в поисках подхода к этой важной проблеме. Наполненная смыслом жизнь в пожилом возрасте является двойным продуктом – знания и, что более важно, сознательного или бессознательного опыта анимуса. В старости, с уменьшением сил и мозговых способностей, поддержка анимуса становится более важной. Потому что, в конце концов, это позитивная или негативная часть целостной личности женщины. Будучи негативным, он приведет к плохому концу. Позитивный анимус подарит женщине энергию и азарт для творческого проживания старости и смерти.

 

 

Глава 9

Анимус на службе эго

 

Меня просили рассказать о женском эго, на которое я постоянно ссылаюсь. Женское эго индивидуально для каждой женщины. Возникает вопрос об идеальном женском эго, и об этом я и хочу здесь поразмышлять.

Эго является центром сознания, через который весь опыт, внешний или внутренний, все мысли и импульсы соединяются и усиливают сознание. Это часть личности, которую мы называем Я. В состоянии острого психоза или смерти эго не существует.

Не относящиеся к эго структуры, например, анима или анимус, могут захватить эго. Находясь во власти комплексов, Я может содержать бессознательные элементы, которые к нему не должны относиться. По этим причинам трудно четко определить эго. Есть много различных фаз в его нормальном развитии и много его разновидностей, связанных с конфликтами и коллизиями его развития от младенчества к старости.

Тень является другой стороной по отношению к эго. Говоря о победах, не надо забывать и о поражениях, которые являются их обратной стороной.

Эго имеет корни в самости. Можно сказать, что самость является архетипом, содержащим эго. Но связь между ними такова, что самость может выходить на передний план в оболочке эго, вызывая инфляцию эго, а не рост сознания. В старости ось эго-самость функционирует так, что иногда человек может сказать: «Я не знаю, откуда это пришло!». Это голос чего-то большего или более мудрого. Эго тогда должно понимать, что это голос самости и не пытаться приписывать его себе.

Женское эго уравновешивает женскую тень; и это, и тень имеют корни в женском аспекте самости. Женское эго можно спутать с анимусом. Мужской аспект самости существует бок о бок с женским, и самость объединяет оба эти элемента. Следовательно, когда самость выходит на передний план, в женском эго возникают элементы, которые являются ни женскими ни мужскими, или одновременно и женскими и мужскими.

Ситуация с женским эго отражена во снах. Каждое женское Я во сне будет смешением разных элементов. Оно может выглядеть и как подросток, и как идеальная женщина, и как мать, и даже как псевдо-мужчина. Его поведение во сне может быть разнообразным, как и в жизни. Наблюдая эти вариации, можно понять ситуацию, в которой находится эго: соответствует ли оно возрасту или находится во власти прошлого, ищет новой адаптации или подвержено негативным состояниям. Сны предупреждают сновидца о бессознательных областях, требующих внимания.

Эго меняется на протяжении жизни. Оно проходит ряд фаз. По словам Розмари Гордон [9], эго формируется через сепарацию и обретение уникальности, проходя через состояния слияния и независимости. В течение жизни позиция эго колеблется между этими двумя крайностями. Есть надежда, что в конце жизни, на пороге смерти, эго сохранит сознание.

Тридцать или сорок лет назад подчеркивались различия между полами и необходимость сохранения этих различий. Мужчины и женщины должны были вести себя противоположным образом. А то, что считалось женским в мужчинах и мужским в женщина, обычно высмеивалось. Однако диапазон поведения, допустимого для мужчин, был шире, потому что оно связывалось не только с профессией, но и с активной социальной позицией. Женщины же были исключены из социальной жизни. С тех пор мы еще не до конца разобрались, в какой степени идеал женского эго моделировался через коллективную аниму мужчин.

В то время было мало профессионально успешных женщин, анимус которых был активирован и сформирован внешним профессиональным коллективом. Например, мои предрассудки и неуклюжие суждения развеялись, только когда мне пришлось вести публичную жизнь. Не только потому, что люди могли уличить меня, а потому, что анимус вообще лучше функционирует в коллективе.

Как уже отмечалось, многое из того, что изначально относилось к женскому эго, в западном обществе было отброшено в категорию анимуса и осуждено христианством как дьявольское. Сегодня, медленно и с трудом, женщины возвращают из анимуса себе, своему биологическому эго, эти отвергнутые характеристики, в попытках создать на практике новый тип женщины. Некоторые женщины сортируют качества и выбирают, какие из них будут принадлежать их эго, а какие – нет. Все больше женщин выбирают для себя именно то, что предопределено для них природой. Но многие другие ищут новый стиль поведения, с большим влиянием анимуса, как и в мои дни.

Женщины более образованного молодого поколения – в целом независимые, энергичные, активные и экспериментирующие. Они при необходимости проявляют свой обоснованный гнев, отстаивают свое мнение и могут выразить протест. В мое время женщин, которые вели себя подобным образом, осудили бы как захваченных анимусом, и весьма вероятно, что они действовали под влиянием коллективного общественного анимуса. Под давлением общества, которое произвольно относило женский потенциал к категории анимуса, женщину заставляли действовать через комплекс анимуса, а не исходя из требований своего биологического эго. Ее позитивные качества, управляемые и искажаемые анимусным комплексом, делали ее не независимой, а несогласованной, не энергичной, а компульсивной. Она становилась колеблющейся, но не решительной, полной страхов вместо желания экспериментировать, раздраженной, но не способной к справедливому гневу, внушаемой, но не способной выражать свою точку зрения. Можно сказать, что она не возражала, а вызывала возражения. Анимус изначально является инструментом творчества. Его второй задачей является придание стойкости для достижения любых целей. Когда анимус нагружают тем, что к нему не относится, он принимает негативный характер и разрушает отношения. Поэтому я считаю, что понимание своего анимуса важно для женщин любого возраста.

 

 

Глава 10

Наоми Джеймс

 

Я выбрала молодую женщину Наоми Джеймс в качестве примера идеальной современной женщины, интегрировавшей анимус. Многие другие женщины достойны внимания, но она похожа на меня по психологическому типу, и поэтому мне легче ее понять. В своей книге «В одиночестве вокруг света» [10] она рассказывает о кругосветном путешествии на корабле в 1977 г. Это заняло девять месяцев, которые были наполнены разными событиями. По указу британской королевы Елизаветы Второй за свои достижения она была названа Госпожой Командор. В далекой Новой Зеландии о такой чести не стоило умалчивать. Но вместо этого она больше говорила о себе, жаловалась на слабость и зависимость от удачи, а не хвасталась достижениями. Она избегала шумных приветствий, не поддавалась анимусному самообману, которому подвержены многие женщины, достигшие выдающегося мастерства.

Наоми Джеймс росла в малонаселенной новозеландской глубинке до двенадцати лет. Ей нравились вещи, которые она не могла контролировать в своем ограниченном пространстве, и ей помогало необычное ощущение реальности своих мыслей. Эти увлекательные мысли и ее интересы развивались интенсивным чтением, вкус к которому ей привили родители, которые увезли ее из провинциального городка, где она родилась. Она больше ценила собственные мысли, выношенные в уединении, чем то, чему ее учили, и очень хотела быть индивидуальностью. В конце концов она ушла из школы.

Мать понимала ее и помогла стать парикмахером. Эта профессия привела ее в Австрию. Она освоила немецкий и стала учиться у других людей тому, как они переживают столкновение с трудностями и выбором. У нее возникло реалистичное чувство своих собственных потребностей, и она выбрала Австрию (это было нечто среднее между ее дикой родиной и старой Европой). К счастью, природа там напоминала ей Новую Зеландию.

У Наоми были фантазии о выдающихся свершениях. Но в прошлом она пребывала в изоляции, была невероятно стеснительной и неразговорчивой, из-за чего ей сложно было устанавливать контакты. Если бы эти особенности были менее выраженными или подверглись искажающему влиянию цивилизации, то она скатилась бы в контрфобическую анимусную агрессивность или в анимусное само-принижение. Возможно, ее фантазии были компенсацией ее чувства незначительности. Она думала, что ее достижения каким-то образом повлияют на ее проблемы в отношениях с людьми. Трусость была ей не присуща, и она развила силу воли – чтобы реализовывать свои собственные решения, выбирать себе будущее и не быть жертвой случая. Другими словами, она инстинктивно научилась обуздывать анимус. Это управление дало ей силу, настойчивость и смелость, необходимую для одиночного кругосветного путешествия, побившего рекорд лорда Чичестера.

Я считаю, что ранние мечты Джейс о великих свершениях были первичными проявлениями мощного архетипа анимуса, который в результате реализации стал нормальным психическим атрибутом для женщины со способностями выше средних. Это не помешало ее романтическим намерениям в отношении свадьбы. Она переехала из Австрии в Англию и нашла работу в зоопарке, поскольку любила животных. Там она встретила молодого человека с репутацией хорошего моряка. Именно он научил ее управлять судном, и из общения с ним у нее родилась идея путешествия вокруг света. Без его помощи она не смогла бы это совершить. Он, должно быть, был вполне современным молодым человеком, имеющим хорошую связь с анимой, потому что не испугался особой силы и настойчивости ее анимуса.

Хотя Джеймс не была религиозной в формальном смысле, у нее была вера в стихии, которые человек не может контролировать, то есть в то, что выше его; это служит еще одним свидетельством того, что ее анимус не руководил ею. Иначе он бы занял позицию высшего авторитета. Она говорила, что эта вера в стихии давала ей чувство безопасности и (вместе с поддержкой ее матери) была высшей опорой в ее путешествии. Другими словами, она искала защиты в природе и своем женском наследии, а не в патриархальном христианском Боге.

То, что она выполняла обязательства перед самой собой, предполагает творчество и непрерывный диалог с анимусом. Невероятная смелость, физическая сила, интеллигентность, любовь к природе и естественная скромность поставлены ей в заслугу в комментарии к ее книге, где она названа «очень особенной женщиной».

То, что Джеймс прожила такую наполненную жизнь в соответствии со своими наклонностями, чувствами, интересами и вкусами, сделало ее совершенной женщиной, достигшей всего не за счет анимуса.

Без помощи психологии, образования, религии и установок общества Джеймс реализовала свой огромный потенциал и стала женщиной, которой должна была стать. Она является примером настоящей независимости, которая может возникнуть только из позитивных отношений с анимусом. Ее история поддерживает мое убеждение, что менее удачливые женщины, вынужденные бороться с коллективными мужскими предрассудками, среди которых они родились, могут продвинуться, следуя своим истинным желаниям и действуя внутри врожденных границ своей женской природы.

 

Примечания:

 

1. Юнгианский аналитик с практикой в Цюрихе.

2. Хотя согласно Юнгу современные мужчины и женщины более свободны в выражении себя. Их поведение в меньшей степени продиктовано жесткими патриархальными нормами. Что раньше казалось мужским (анимусным) поведением, теперь допустимо для женщин, хоть и оставляет у них чувство неуверенности.

3. Wheelwright, J. The Death of a Woman, N-Y: St. Martin’s Press, 1981.

4. Я полагаю, что проблемы анимы и анимуса в значительной степени относятся к краткосрочным отношениям, которые мы наблюдаем повсюду вокруг себя.

5. М-Л. фон Франц – аналитик с практикой в Цюрихе.

6. Когда анимус функционирует в качестве «должна», бесконечные свободные ассоциации представляются мне сомнительным средством самоисследования. Анимус стал коллективным общим инструментом. Он может ослеплять женщин предрассудками своего времени.

7. Кроме того, мужчина, которого любят, кажется более желанным, чем свой муж.

8. В прошлом проститутку видели как теневую женщину. Сегодня инстинкты и сексуальность больше не табуированы. Вероятно, сегодняшней тенью является жертвующая собой женщина или фригидная.

9. Юнгианский аналитик с практикой в Лондоне.

10. James, N., Alone around the World, N-Y: Dane Publishers, 1979

 

Опубликовано: Wheelwrihgt, J.H., The Animus. For Women Growing Older, 1984, C.G. Jung Educational Centre of Houston

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...