Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как анимус проявляется в повседневной жизни и во снах




В годы моей молодости анимусное поведение было легко определить, так как оно отличалось от стереотипов женского поведения и контрастировало с ним. Как я уже говорила, на стереотип женского поведения сильно влияла мужская анима, и он был противоположностью мужского стереотипа. Иудео-христианское западное общество было ригидно-патриархальным на протяжении почти двух тысяч лет. В течение этого времени женское не было представлено в образе бога и даже не мыслилось как находящееся рядом с ним. Кроме того, до последнего времени у женщин не было контрацепции и не существовало женского движения. Фактически, доступность контрацепции освободила женскую энергию для новых попыток развития. По всем этим причинам, а также из-за мужских и женских предрассудков, все, что не было пассивным, рецептивным, любящим и кормящим (за исключением некоторого манипулятивного поведения, неизбежного в обществе с доминированием мужчин), было отнесено к категории анимуса. Для Европы все это остается актуальным – в гораздо большей степени, чем для Америки. Традиции там меняются очень медленно. Я помню один инцидент, который послужит хорошим примером. Я была на пляже с одной европейской парой. Мы пошли купаться. Жена, что характерно, не умела плавать. Я почувствовала свободу и радость от океана, с удовольствиям двигаясь в воде. Ее муж сказал: «Анимус!».

Но времена радикально изменились. Женщины теперь могут выразить себя множеством способов, которые, как мне кажется, являются нормальными, если они не вытекают из идентификации с анимусом.

Следует объяснить, что я имею в виду под идентификацией. Чтобы упростить картину, я буду использовать некоторые образы снов, связанные с проблемами реальной жизни. Во снах женщины сталкиваются с мужскими и женскими фигурами. Женские фигуры представляют состояние эго женщины, а также тени, которая включает не только недостатки, но и более или менее доступные потенциальные качества. Мужские фигуры во снах представляют аспекты контрасексуального компонента и редко относятся к реальным мужчинам. Некоторые мужские фигуры из снов будут меняться или исчезать по мере того, как качества, ими представляемые, становятся более сознательными, когда женщина осознает свою тень. На следующей ступени эти качества появляются в женских фигурах, приближаясь к сознанию.

Так должно быть в идеале. Но это сопоставление во снах и фантазиях таких женщин указывает на проблему идентификации (в реальной жизни эту позицию анимуса, особенно в случае идентификации, трудно обнаружить, и ее почти невозможно продемонстрировать, кроме как в женщинах, которые ведут себя по-мужски). Другими словами, дело здесь в отношении женского эго к анимусу в женской психике и в ее снах. Если она (ее эго) находится рядом с мужчиной (ее анимусом), и если анимус играет поддерживающую и сопровождающую роль, то она (ее женское эго) становится сильней. Если мужчина находится сзади по отношению к ней, то это даже лучше. Но если мужчина (анимус) находится перед ней, создавая помехи ее зрению и слуху, или если она вынуждена смотреть через него, то она действительно отождествилась с ним. Если же видеть и слышать он мешает лишь немного, то она лишь частично отождествилась с ним в своей сознательной жизни. (Исключением является ситуация, когда мужская фигура в качестве психопомпа, или проводника, ведет ее по дороге к большему духовному осознанию). Если же она только иногда попадает в эти неравные отношения с анимусом, то она отождествляется с ним периодически. Если в сновидении или фантазии у нее есть пенис или атрибуты мужского тела, она отождествилась еще более явно. Или ее анимус нуждается в активации. Если она или атакована, или ранена, или убита мужчиной в сновидениях или фантазиях, то ее состояние идентификации связано с чувством женской неполноценности.

Женщина может находиться во власти предрассудков, представленных мужскими фигурами в ее снах, или переживать чувство неполноценности. Кстати, слово «предрассудок» в его истинном значении означает предвзятость, которая является опасной в реальной жизни. Если, например, во сне я нахожусь в тени Юнга или некоторых других известных юнгианцев, или появляюсь во второстепенной роли по отношению к ним, то у меня юнгианские предрассудки, то есть я не могу воспринимать другие психологические теории, разве что на время или случайно. Если женщине снится, что ею помимо ее воли овладевает какой-то мужчина, то она во власти анимуса. То же можно сказать и в случае, если она должна вернуть мужчине какой-то предмет, ранее ему принадлежащий.

Конечно, бессознательное – не настолько простая штука, как я его изобразила. Я здесь использовала образы снов и фантазий только для пояснения явлений реальной жизни, которые иначе было бы сложно описать. Они могут помочь нам пробраться через массу разных данных. Анимус может быть настолько тонким в своих внешних проявлениях, что, например, иногда можно встретить женщину, которая хорошо выглядит, но с которой невозможно общаться на личном уровне. Это может быть действием анимуса, который является бессознательным и незаметным на первый взгляд. Обычно анимус легко увидеть. Однако неспособность видеть его также может происходить из его негативного действия.

Если подвести некоторый итог, то можно сказать, что проблема идентификации с анимусом будет доминировать в нашем обществе до тех пор, пока существуют предрассудки по отношению к женщинам.

В дни моей молодости существовало два типа женщин. Одни жили «через мужчин», а другие пытались тем или иным способом жить самостоятельно. Я хочу сказать несколько слов о первой группе.

Эти женщины, живущие «через мужчин», не являются подавляющим большинством, как это было когда-то, но они позволяют мужчинам контролировать себя (что является функцией анимуса). Им нужны социально успешные мужчины, которые будут их «строить» и ставить на место. По этой причине, если анимус спроецирован, то отношения возможны, пока держатся проекции. Но когда по той или иной причине проекции разрушаются, результат может быть трагическим, потому что женщина останется с неразвитым анимусом. Весьма вероятно, что у нее случится кризис середины жизни, потому что ранее она не смогла избавиться от своих проекций через конфликт. Женщина, проживающая жизнь через своего мужчину, может жить с некоторой импульсивностью и свободой, которая может со стороны вызывать зависть. Но если этот мужчина исчезает, а другого кандидата для проекций не находится, женщина становится невыносимой или негативной. У нее есть особые проблемы в отношениях с женщинами из второй группы, которые научились использовать анимус. Я отделяю тех женщин, которые научились вызывать позитивный анимус (силу воли) и сдерживать его негативный аспект, пока он не обнаружит свою сущность. Я считаю, что негативный анимус или анимус, находящийся не на своем месте, враждебен эго. Анимус, навязанный мужчинами, был примитивным, его энергия использовалась примитивно. Примитивное использование энергии анимуса может превратить женщину в торговку или нечто подобное.

Для второй группы женщин ситуация была иной. Это группа состоит в основном из женщин суетливых и тревожных, которые делают сразу слишком много дел и пытаются выживать с помощью анимуса. Но когда анимус не давит на них, они могут быть расслабленными и приятными. В ситуации давления вследствие требования анимуса выживать они становятся грубыми и агрессивными, иногда задевая этим других и отпугивая мужчин вокруг себя. Более поздние поколения в большей степени могут сочетать красоту и женственность с образованностью и достижениями (хотя бы внешне).

Для современных женщин учеба, профессия и интересы, лежащие за рамками домашних забот, доступны с самого рождения. Так что их выбор активности в значительной степени варьируется, и они могут двигаться без особых усилий внутри широкого спектра жизненных стилей. Им не надо привлекать для этого много волевых усилий. Кроме того, когда активность проявляется гармонично, она требует меньше энергии и усилий. В прошлом ограниченные возможности в выборе работы часто приводили к тому, что идентификация с анимусом толкала женщин на неподходящую работу. Поэтому они вынуждены были использовать много волевых усилий. Сила воли является энергией анимуса и лучшим помощником женщин, если становится осознаваемой. Позже я коснусь этого вопроса подробнее.

Сегодня все еще многие женщины имеют эту старую проблему – как использовать анимус без идентификации с ним. Сюда относятся женщины, которые не констеллируют анимус в качестве защиты против неподходящих условий жизни, и те, у которых сильные мужские гены. Этим женщинам не хватает осознания анимуса. Они занимаются работой, которая им не подходит, требующей слишком много усилий или утомительной. Раньше настойчивость в работе требовала большой силы воли. В этой ситуации стресса многие женщины переставали чувствовать себя человеческими существами, они превращались в эту работу. В результате они теряли свою инстинктивную бессознательную позитивную связь с анимусом, и разрушались их отношения с внешним миром.

Чтобы современная женщина могла одновременно справляться с двойной задачей – и работать, и быть в отношениях, - она должна идентифицироваться со свои женским эго и получать поддержку от анимуса. Подобно многим женщинам моего поколения, она могла бы растождествиться с анимусом с помощью сознательных усилий. Затем, используя анимус, она в качестве независимой женщины может столкнуться со следующей задачей – поддержание отношений с мужчинами. После того как анимус, связанный с работой и достижениями, станет осознаваемым, она будет вовлечена в витальные отношения с ним. Проецирование этого аспекта анимуса на отношения с мужчиной будет уже неподходящим для нее. Она найдет такого мужчину, который находится в связи со своей анимой, и будет развиваться в общем с ним направлении.

Неизбежно я нарисовала мрачную картину, которая не только показывает то, что происходило в прошлом, но и обрисовывает анимус в его крайних проявлениях. Важно помнить, что проблема анимуса была сложной в силу установок общества христианской этики. У женщин моего поколения не было шанса до тех пор, пока Юнг не озвучил эту проблему и не разработал теорию контрасексуальных компонентов. Но даже после этого освобождение еще далеко от завершения, потому что в нашем обществе все еще сохраняются традиционные роли мужчины и женщины. Женщина может знать про свой анимус, но не задействовать его в отношениях. [4] Сегодня некоторые виды анимусного поведения, недопустимые в прошлом, считаются приемлемым поведением для женщин. Возможно, в наше время анимус больше уважают. Женщине позволено проживать некоторые его аспекты в отношениях, как и все большему числу мужчин позволено проживать некоторые аспекты анимы. Эта ситуация будет улучшаться с каждым новым поколением, если анимусная идентификация не исказит женское эго, уменьшив возможности женщин вносить вклад в общество.

 

Глава 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...