Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и задания. Романсы и песни. 35 Умеренно быстро




Вопросы и задания

1. Расскажите о различных периодах жизни и творчества Даргомыжского. Составьте краткий план его биографии.

2. Назовите основные произведения композитора. Какие жанры были ведущими в его творчестве?

3. Дайте краткую характеристику творчества Даргомыжского.

4. Расскажите об операх композитора. В чем состоит новаторство «Русалки» и «Каменного гостя»?

 

Романсы и песни

Даргомыжский вместе с Глинкой является основопо­ложником русского классического романса. Камерная во­кальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества. Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гу­рилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми черта­ми предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Дар­гомыжского «великим учителем музыкальной правды».

Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Сре­ди них — все популярные вокальные жанры того време­ни — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Дарго­мыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окру­жающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Чер­вяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Ти­тулярный советник» на слова П. Вейнберга).

Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творче­ству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам кото­рых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жу­ковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искров­цы Курочкин и Вейнберг и другие. Вместе с тем компози­тор неизменно проявлял особую требовательность к поэти­ческому тексту будущего романса, тщательно отбирая луч­шие стихотворения.

При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настрое­ние стихотворения, воссоздать в музыке основной поэ­тический образ, и для этого он использовал широкую песен­ную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым сло­вом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокаль­ных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.

Фортепианная партия в романсах Даргомыжского все­гда подчинена общей задаче — последовательному вопло­щению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчер­кивает психологическую выразительность текста и отлича­ется яркими гармоническими средствами.

«Шестнадцать лет» (слова А. Дельвига). В этом ран­нем лирическом романсе сильно проявилось влияние Глинки. Даргомыжский создает музыкальный портрет прелест­ной, грациозной девушки, используя изящный и гибкий ритм вальса. Краткое фортепианное вступление и заключе­ние обрамляют романс и строятся на начальном мотиве во­кальной мелодии с его выразительной восходящей секстой. В вокальной партии преобладает кантилена, хотя в некото­рых фразах ясно слышны речитативные интонации:

35 Умеренно быстро

     Романс построен в трехчастной форме. Со светлыми и радостными крайними разделами (до мажор) отчетливо контрастирует средний со сменой лада (ля минор), с более динамичной вокальной мелодией и взволнованной куль­минацией в конце раздела. Роль фортепианной партии со­стоит в гармонической поддержке мелодии, а по фактуре она представляет собой традиционный романсовый акком­панемент.

Романс «Мне грустно» (слова М. Лермонтова) принад­лежит к новому типу романса-монолога. В размышлении героя выражена тревога за судьбу любимой женщины, ко­торой суждено испытать «молвы коварное гоненье» лице­мерного и бессердечного общества, заплатить «слезами и тоской» за недолгое счастье. Романс строится на развитии одного образа, одного чувства. Художественной задаче под­чинены и одночастная форма произведения — период с репризным дополнением, и вокальная партия, основанная на выразительной напевной декламации. Экспрессивна уже интонация в начале романса: после восходящей секунды — нисходящий мотив с его напряженно и скорбно звучащей уменьшенной квинтой:

  Большое значение в мелодике романса, особенно его вто­рого предложения, приобретают частые паузы, скачки на широкие интервалы, взволнованные интонации-возгласы: такова, например, кульминация в конце второго предложе­ния («слезами и тоской»), подчеркнутая ярким гармониче­ским средством — отклонением в тональность II низкой ступени (ре минор — ми-бемоль мажор). Фортепианная партия, основанная на мягкой аккордовой фигурации, объе­диняет насыщенную цезурами (Цезура — момент членения музыкальной речи. Признаки цезу­ры: паузы, ритмические остановки, мелодические и ритмические повто­ры, смена регистра и другие) вокальную мелодию и со­здает сосредоточенный психологический фон, ощущение душевной самоуглубленности.

  В драматической песне «Старый капрал» (слова П. Бе­ранже в переводе В. Курочкина) композитор развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобраз­ная музыкальная драма, главный герой которой — ста­рый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на ос­корбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью; музыка рисует живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.

Песня написана в варьированной куплетной форме с неизменяющимся припевом; именно суровый припев с его четким маршевым ритмом и настойчивыми триолями в вокальной партии становится ведущей темой произведе­ния, главной характеристикой героя, его душевной стойко­сти и мужества:

     Каждый из пяти куплетов по-разному раскрывает об­раз солдата, наполняя его все новыми чертами — то гневны­ми и решительными (второй куплет), то нежными и сердеч­ными (третий и четвертый куплеты).

Вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонаци­ей текста, достигая полного слияния со словом. Фортепиан­ное сопровождение подчинено вокальной партии и своей строгой и скупой аккордовой фактурой подчеркивает ее выразительность при помощи пунктирного ритма, акцентов, динамики, ярких гармоний. Уменьшенный септаккорд в партии фортепиано — залп выстрела — обрывает жизнь ста­рого капрала. Подобно траурному послесловию звучит в ми­норе тема припева, как бы прощаясь с героем.

 

Сатирическая песня «Титулярный советник» написана на слова поэта П. Вейнберга, который активно работал в «Искре». В этой миниатюре Даргомыжский в музыкаль­ном творчестве развивает гоголевскую линию. Расска­зывая о неудачной любви скромного чиновника к гене­ральской дочери, композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам «униженных и оскорб­ленных».

Меткие и лаконичные характеристики персонажи полу­чают уже в первой части произведения (песня написана в двухчастной форме): бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piаnо, а надменная и властная генеральская дочка — решительными квартовыми ходами fortе. Аккордовое сопровождение подчер­кивает эти «портреты»:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...