Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«вы утверждаете…». «что вы больше всего любите делать на досуге? ». Ваша мама была права. Язык тела. Вы здесь главный (или должны быть Таковым)




«Вы утверждаете…»

 

Подобный зачин требует подготовки, потому что он означает, что вы прочитали мнение вашего собеседника по определенному вопросу или прослушали его комментарии. Но, если вы поднимаете разговор о том, что было сказано в прошлом, у собеседника появляется шанс показать, что он до сих пор придерживается своих взглядов или (что еще лучше) что он уже изменил свое мнение на этот счет.

 

«Что вы больше всего любите делать на досуге? »

 

Услышав такой вопрос, ваш собеседник начинает оценивать и сопоставлять сразу несколько вещей одновременно, и благодаря этому вам может открыться нечто личное и откровенное. Этот вопрос однажды задал Джесси Торн режиссеру Вернеру Херцогу. Херцог ответил, что любит смотреть футбол, и Торн подхватил эту тему, спросив, что привлекает Херцога в футболе.

 

Ваша мама была права

 

Но дело не только в том, чтобы задавать хорошие вопросы. То, как вы их задаете, тоже способно повлиять на ответы, которые вам дадут. Мама была права: важно не только то, что вы говорите, а то, как вы это говорите.

Помните, что хорошее интервью – это не допрос.

Невербальные сигналы наподобие «угу» продляют разговор. Расслабляетесь вы, расслабляется и собеседник. Если цель интервью состоит не только в том, чтобы вытащить на поверхность пару фактов, вопросы, задаваемые вами, и интонация, с которой вы их задаете, напрямую влияют на то, сколько полезного вам удастся узнать.

 

 

ЯЗЫК ТЕЛА

Задавая вопрос, вы стремитесь продемонстрировать собеседнику, что слушаете его «всем телом». Важен зрительный контакт. Попытайтесь смотреть на человека, лишь изредка опуская взгляд в свои заметки. Это умение не приходит само собой. Когда ваш собеседник отвечает на вопрос, наклонитесь немного вперед. Учитесь выражением лица показывать, что вы согласны, удивлены или сомневаетесь. Всевозможные «угу» и «да‑ да» – это то, что мотивирует собеседника продолжать разговор. Очень внимательно относитесь к тому, в какой момент лучше прервать его. Вы многое поймете о необходимости научиться прерывать, приостанавливать человека, брать разговор в свои руки, если послушаете пару‑ тройку своих интервью. Это одновременно унизительно и полезно. Поэтому не забывайте этим заниматься.

Умение поддерживать зрительный контакт – дело наживное. Как набирать сообщения и вести машину (только не одновременно! ). В любом случае с этой способностью вы не рождаетесь. Но можете усовершенствовать этот навык, если постараетесь.

 

Это справедливо для специалиста любой профессии. Если вы как работник отдела кадров проводите собеседование с кандидатом и видите в резюме, что он или она проехали на велосипеде через всю Америку, забирались на Мачу‑ Пикчу или выиграли золотую медаль в соревновании по строительству пирамид из пластиковых стаканчиков (такие соревнования существуют – я знаю парня, который реально этим занимается), лучше задать свой первый вопрос именно об этом, а не о том, каким было первое место работы кандидата. В начале ежегодного планового осмотра мой врач спросил (наверняка предварительно заглянув в мою карточку):

– Так вы все еще преподаете на факультете журналистики, да? Зачем? Я думал, что журналистика умерла!

Он сказал это не в агрессивной манере и без насмешки. Он сказал это, чтобы наше общение стало более открытым.

 

ВЫ ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ (ИЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТАКОВЫМ)

 

В каждом интервью кто‑ то должен контролировать процесс. Мой совет таков: перед началом разговора твердо скажите себе, что этот человек – вы.

Слово «контролировать» довольно жесткое, так что позвольте мне объяснить. Я не имею в виду, что вам нужно стать диктатором. Вы скорее экскурсовод, гид, который хорошо знает, куда вам нужно идти, какие достопримечательности посетить, где закончить свою прогулку, даже если вы отклонитесь от прямого курса или станете часто останавливаться передохнуть. Вам необходимо не давать собеседнику сбиться с пути, мягко направлять его в сторону тех тем, которые вы решили обсудить, настаивать на том, чтобы ваши вопросы не остались без ответа, и поддерживать в себе чувство заинтересованности, оставаясь при этом спокойным и сосредоточенным. Это приходит с опытом и практикой.

Контролировать ход интервью – это значит чувствовать, что может раскрепостить собеседника, и обладать достаточной твердостью характера, чтобы удержать его в интересующем вас русле. Задавая открытые вопросы вроде «почему? » и «как? », вы придаете интервью определенное направление, но не диктуете, где повернуть или перестроиться в другой ряд. Это самое важное.

Контроль присутствует практически в каждом интервью, и вы обязательно должны понимать, в чьих руках он сосредоточивается.

Хороший экскурсовод не передаст управление автобусом импульсивным туристам. Он знает, куда едет, и всегда может напомнить туристам, кто за рулем.

Но есть и другой образ. Интервью могут напоминать фехтование. Фехтование как облегченную версию борьбы на шпагах. Я видел немало интервью, участники которых скорее дрались на шпагах, и мне такой подход не кажется эффективным. Фехтование – занятие более художественное. В нем есть место парированию, ответным выпадам, уколам шпагой, отступлениям и наступлениям. Вы интервьюер, и наступление часто является именно вашей прерогативой.

Если вы разговариваете с человеком, у которого часто берут интервью и который умеет работать на публику, такой собеседник может попытаться перехватить контроль. Ваша задача – быть начеку и не дать этому случиться. Это может случиться и в другом случае: если вы берете интервью у очень сильной личности, у человека, привыкшего управлять. Тогда ваша задача – сдерживаться, не давать волю агрессии, сохранять самообладание. Это ведь ваше интервью.

Это возможно, только если вы активно слушаете, помните о главной цели интервью и твердо решили, что у руля будет один‑ единственный человек.

Есть одно замечательное интервью (к сожалению, в Сети его найти нельзя, у меня оно записано на видеокассету. Некоторые из вас даже слова такого не знают), которое Барбара Уолтерс взяла у Майка Уоллеса в 1980‑ х, как раз перед тем, как Уоллес должен был давать показания в деле о клевете. Обвинения были выдвинуты генералом Уильямом Уэстморлендом, главнокомандующим американскими войсками во Вьетнаме, против него самого и CBS News. Выше я уже упоминал это интервью: Барбара спросила, красит ли он волосы.

В процессе интервью Уолтерс задала Уоллесу сложный вопрос о его характере, и Уоллес ответил: «Вам так кажется? »

Ясно, что в этот момент сделал Уоллес. Вместо того чтобы ответить на ее вопрос, он быстро перехватил роль задающего вопросы. Но Уолтерс его раскусила и сразу же ответила: «А вы как думаете, Майк? » На этот вопрос он ответил, и роли в этом диалоге были восстановлены.

А вот еще один фрагмент того же интервью:

 

УОЛТЕРС: Вас обвиняли в том, что вы…

УОЛЛЕС (прерывает): Еврей, который ненавидит самого себя. Так?

УОЛТЕРС: Верно.

УОЛЛЕС: Да. И что?

УОЛТЕРС: И что?

 

В этом коротком обмене репликами произошло несколько событий. Руководствуясь инстинктом, Уоллес попытался захватить право быть главным в интервью, ведь он привык задавать вопросы, а не отвечать на них. Он закончил вопрос Уолтерс и продолжил репликой: «И что? » Теперь вопросы задает он. Барбара мгновенно распознала этот сценарий и вернула себе контроль, отзеркалив его вопрос: «И что? » В голове возникает такой образ: он выхватывает из ее руки эстафетную палочку диалога, но она быстро вырывает ее обратно и оставляет себе.

Таким образом она смогла продемонстрировать, что, несмотря на попытки собеседника взять пальму первенства в свои руки, ход интервью зависит только от нее одной.

Если вы не берете на себя ответственность за разговор, ваш собеседник или собеседница могут начать тянуть время и не прекращая говорить о посторонних вещах. Вам необходимо аккуратно подталкивать их в сторону ответа на заданный вопрос. Для этого важно активно слушать и уверенно транслировать источнику, что это ваше интервью, а не его.

Заметив, что он или она теряют нить размышлений, не понимают вопроса или слишком разнервничались, вы должны успокоить их и напомнить, какова тема разговора. Это ваша обязанность.

Как вернуть собеседника в русло беседы? Есть несколько методов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...