Д.12. Понимает смысл сказанного
Д. 12. Понимает смысл сказанного Видно ли по реакции ребенка, что он понимает смысл сказанного слова? К примеру, на вопрос «Где лампа? » (мишка, кукла, мячик) ребенок должен посмотреть в сторону названного предмета. Достаточно, если ребенок понимает значение хотя бы одного выражения, связанного с определенным предметом или действием. Например, после слов «Поцелуй маму» целует маму, а после слов «Помаши ручкой» машет ручкой. Если ребенок проявляет слабую реакцию или реагирует редко, с заданием он справляется лишь наполовину. Если ребенок не реагирует совсем, с заданием он не справляется. 26 Практическое руководство. Задания к Таблице сенсомоторного развития
Второй год жизни
А. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
А. 13. Предпочитает определенную игрушку Есть ли у ребенка любимая игрушка? Главное, что у ребенка есть любимый предмет, при этом неважно, что это – мишка, кукла, машинка, погремушка или платочек. Задание выполнено успешно, если из нескольких ему предложенных предметов ребенок выбирает самый любимый. Задание выполнено наполовину, если ребенок реагирует ожидаемым образом слабо или изредка. Если ребенок не проявляет ожидаемой реакции, задание считается невыполненным.
А. 14. Узнает родителей, братьев и сестер Радуется ли ребенок при виде родителей, братьев и сестер? Здесь важно выяснить, реагирует ли ребенок по‑ разному на приближение знакомых и не знакомых ему людей. Оставьте ребенка на короткое время одного. Затем один из родителей, брат или сестра или кто‑ то из соседей поочередно приближаются к ребенку. Задание выполнено успешно, если при виде родителей и брата или сестры ребеок приходит в веселое возбуждение. Если в семье нет старших братьев и сестер, достаточно проверить реакцию ребенка при виде родителей. Остальные оценки – как в задании А. 13.
А. 15. Следит взглядом за катящимся мячиком Может ли ребенок проследить взглядом за медленно удаляющимся от него мячиком среднего размера? Убедитесь в том, что ребенок действительно смотрит на мячик, после чего дайте мячику медленно откатиться. Задание выполнено успешно, если ребенок продолжает следить за мячом, пока тот не откатится минимум на 3 метра. Остальные оценки – как в задании А. 13.
А. 16. Наблюдает за своим отражением в зеркале Рассматривает ли ребенок какое‑ то время свое отражение в зеркале? Посадите ребенка перед зеркалом, как в задании А. 9., и проследите, действительно ли он наблюдает за своим отражением в зеркале. Для этого можете смотреть ребенку прямо в лицо, стоя за зеркалом, или наблюдать за ним в зеркале, стоя за его спиной. Задание выполнено успешно, если ребенок в течение 3 секунд внимательно изучает свое отражение в зеркале. Остальные оценки – как в задании А. 13.
А. 17. Охотно рассматривает яркие картинки Охотно и с радостью ли ребенок рассматривает яркие картинки? Возьмите отдельные картинки, желательно большого размера, или книжку с картинками. Рассматривайте картинки вместе в ребенком, посадив его к себе на колени. Для выполнения задания вполне достаточно, если ребенку нравится рассматривать картинки, ему не обязательно понимать их смысл. При выполнении данного задания можно разговаривать с ребенком и приближать картинки, объясняя их смысл. Остальные оценки – как в задании А. 13.
А. 18. Издалека узнает близкого человека Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?
Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как хорошо знакомый ему человек приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая. Ребенок справляется с заданием, если проявляет знаки радости на расстоянии 10 м. Повторите задание с другим близким человеком. Если ребенок реагирует на расстоянии 5–8 м, считается, что он справляется с заданием лишь наполовину. Если ребенок узнает с расстояния менее 5 м, с заданием он не справляется. Важно: Приближающийся человек не должен звать ребенка или разговаривать с ним, иначе ребенок может узнать его по голосу.
А. 19. Распределяет правильно предметы Понимает ли ребенок, что видит два одинаковых предмета, если они лежат или стоят рядом? Для проведения задания необходимо взять два вида совершенно одинаковых предметов, например, спичечные коробки и пластмассовые ложки. Положите слева от ребенка несколько спичечных коробков, а справа несколько пластмассовых ложек. Протяните ребенку коробок или ложку и проследите, положит он их соответственно справа или слева от себя. Предварительно несколько раз покажите ребенку, в какую кучку следует положить соответствующий предмет. Ребенок справляется с заданием, если минимум два раза распределит правильно предложенные ему предметы. Он может, к примеру, положить протянутую ему ложку в нужную кучку или взять еще одну ложку в другую руку. Если ребенок преимущественно справляется с заданием, но иногда все‑ таки допускает ошибки, считается, что с заданием он справляется лишь наполовину. Если ребенок раскладывает предметы как попало, с заданием он не справляется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|