Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лирика как литературный род. Понятие о лирическом герое.




Лирика (по Аристотелю) поэт остается собой, не изменяя своего лица. Рассказ о самом себе, не развернутое повествование (снимок собственной души). Субъективность. Субъективность внутри мира, внутри самого себя. Спонтанное выражение того, что существует в душе. Лирическое состояние подчиняет себе объективность. Мир существует до тех пор, пока мы наблюдаем его через свой внутренний мир. То, что внутри, отделено от действительности.

В лирике (др.-гр. lyra -музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации (пушкинское "Я помню чудное мгновенье..."). "

Лирика обретает себя главным образом в малой форме. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма (особенно в близкие нам эпохи) обращаются преимущественно к прозе.

Состояния человеческого сознания воплощаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, исполненных рефлексии (вспомним шедевр С.А. Есенина "Не жалею, не зову, не плачу..."), либо косвенно, опосредованно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика). Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом.

Лирический герой - носитель переживания, выраженного в лирике. Этот термин, введенный Ю.Н. Тыняновым в статье 1921 года "Блок", укоренен в литературоведении и критике (наряду с синонимичными ему словосочетаниями "лирическое я", "лирический субъект"). О лирическом герое как "я-сотворенном" (М.М. Пришвин) говорят, имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а также творчество поэта в целом.

Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном автопсихологична.

При этом автор в процессе творчества нередко создает силой воображения те психологические ситуации, которых в реальной действительности не было вовсе. Литературоведы неоднократно убеждались, что мотивы и темы лирических стихотворений А. С. Пушкина не всегда согласуются с фактами его личной судьбы. Знаменательна и надпись, которую сделал А.А. Блок на полях рукописи одного своего стихотворения: "Ничего такого не было". В своих стихах поэт запечатлевал свою личность то в образе юноши-монаха, поклонника мистически таинственной Прекрасной Дамы, то в "маске" шекспировского Гамлета, то в роли завсегдатая петербургских ресторанов.

Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой (в отличие от автопсихологической). Таковы стихотворения "Нет имени тебе, мой дальний..." А.А. Блока-душевное излияние девушки, живущей смутным ожиданием любви, или "Я убит подо Ржевом" А.Т. Твардовского, или "Одиссей Телемаку" И.А. Бродского. Бывает даже (правда, это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором. Таков "нравственный человек" в стихотворении Н.А. Некрасова того же названия, причинивший окружающим множество горестей и бед, но упорно повторявший фразу: "Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла.

Но магистралью лирического творчества является поэзия не ролевая, а автопсихологическая: стихотворения, являющие собой акт прямого самовыражения поэта. Лирике в ее доминирующей ветви присуща чарующая непосредственность самораскрытия автора, "распахнутость" его внутреннего мира.

Полнотой выражения авторской субъективности определяется своеобразие восприятия лирики читателем, который оказывается активно вовлеченным в эмоциональную атмосферу произведения. Полно воспринять лирическое произведение - это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное, личное, задушевное.

Литература и мифология.

Мифология - легенды, которые мы воспринимаем как недостоверную информацию.

Для людей с традиционным сознанием мифы о человеке, природе, происхождении мира были нужны, чтобы объяснить устройство жизни. Мифы отражали все стороны существования мира. Люди того времени видели в мифе достоверное знание.

Функции мифов:

1.объясняют создание мира

2.регулирование отношений между людьми

Миф - реальное объяснение действительности, воспринимается как правда, Это не только что-то древнее, отжившее. Мифы создаются и сегодня.

Отношение современного искусства к традиционной мифологии:

1) Прямое заимствование.

Агата Кристи - «Подвиги Геркулеса». 12 рассказов. Современный Геракл совершает аналогичные подвиги - сама суть не изменяется. Эркюль (модификация имени Геракла-Геркулеса) Пуаро очищает Авгиевы конюшни в переносном смысле.

2) Образы из античной литературы в готовом виде вставляются в произведения другой эпохи. А. Толстой читал ранние произведения Пушкина и его раздражало обилие образов древнегреческих богов - Вакха, Леля, граций, любимцев Цитереи. Пишет пародии на полях книг произведений Пушкина.

Пародическое осмысление поэта другой эпохи показывает то, насколько изменилось время.

3) Миф можно переосмыслить, и мифологический образ получает иное направление.

Аргонавты ездили за золотым руном на корабле «Арго»  Русская культура начала 20-ого века, Борис Бугаев (= Андрей Белый), студент МГУ – душа сообщества «Аргонавтов», пишет стихи, воспевающие аргонавтов: «...Зовет за собою старик аргонавт». Сборник «Золото в лазури» (=солнце в небе). Золотое руно в понимании Белого - солнце, разливающее тепло на всю землю - и аргонавты этого сообщества должны добыть и привести в ощетинившуюся Москву это тепло, солнце. Многие в то время искренне верили в эту теорию как в истину, ждали корабль «Арго». 20в. Лавров восстановил историю аргонавтов в своей статье.

Мифы ограничены людьми, поглощенными мифологическим сознанием. Мифологическое сознание - национальное, континентальное, мировое - явление универсальное.

Фрейд: индивидуальное бессознательное - то, что человек делает инстинктивно, что скрыто в нем глубинно и почти неизвлекаемо.

Люнг (ученик Фрейда): коллективное бессознательное (более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное) - за словом не только прямые значения, но и скрытые глубинные смыслы, которые для коллектива понятны на подсознательном уровне, к человеку с молоком матери приходят.

Архетип - отдельная единица коллективного бессознательного 1) первичный образ, древняя форма, прообраз, прототип; 2) психол. центральное понятие аналитической психологии способ связи образов, переходящих из поколения в поколение.. Введенный автором «в лоб» архетип не срабатывает. Намного серьезнее, когда автор вводит архетипы исподволь, когда мы подсознательно чувствуем, что речь идет о чем-то большем, более высоком.

Юнг выделял 3 архетипа: анима(хаос, женщины), старец(мудрость), тень(темная сторона личности).

26. Художественная деталь, ее функции в тексте. Деталь и подробность (*).

Деталь выражает незначительный, внешний признак сложного явления. Художественная деталь реализуется в тесте во всем многообразии, поскольку внешнее проявление чувств и авторский подход к внешним проявлениям рождают бесконечное разнообразие деталей.

В детали употребляется прямое значение слова, в отличие от синекдохи.

Виды:

1.Изобразительная – создает зрительный образ (внешности, природы)

2.Уточняющая - фиксирует незначительные подробности факта или явления для создания его достоверности

3.Характерологическая – фиксирует черты изображаемого характера.

Как детали, так и подробности свойственна потенциальная способность к проникновению в суть художественного целого. Подробность действует во множестве, а деталь тяготеет к единичности. Деталь дает возможность охватить предмет быстро, как в действительности. Деталь – это единственная подробность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...