Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературные направления. Понятие о литературном манифесте.




Лит. направление формируется внутри лит. группы как отражение лит. процесса.

Лит. направление - это объединение группы писателей с одинаковыми методами обработки действительности, худ. миры. Для лит направлений характерна двунаправленность:

1) Устремления художников вовнутрь, на объединение друг с другом, которое «расколоть можно только силой». Могут возникать несогласия, ибо каждый художник - индивидуальность, но это незаметные на общем фоне мелочи.

2)Стремление обособиться от лит. процесса, противопоставление своей лит. группировки остальным, существующим параллельно.

Один из способов выделения лит. направления - создание манифеста. Манифест - из латыни - провозглашение чего-нибудь, публично заявленная позиция.

Манифест характерен для начала 20-ого века, когда литературная группа, лит направление, чтобы обозначить принципы, которым намеревается следовать, создает тексты о том, чего хочет достигнуть. Брюсов. «Ключи тайн» - вступительная статья в журнале символистов - манифест журнала и символизма. Русские футуристы выходили на Кузнецкий мост с разрисованными лицами - от цветочка до боевой раскраски – эпатаж, привлечение внимания, внесловесная форма манифеста.

Кубофутуристы - статья «Пощечина общественному вкусу» в одноименном журнале. Несколько цитат: «Только мы лицо нашего времени. Рог времени трубит нами», «Пушкин непонятней иероглифов», «Горькому и ему подобным писателям нужны лишь дачи» (как награда)

Целью этого манифеста было заявить, что прежняя лит-ра ничего не стоит, современники (писатели) не удовлетворяют лит процессу. + изложение нескольких невнятных принципов - на несоблюдение которых не обратят внимание, когда появятся произведения. Главная функция манифеста: лит напр. заявило о своем существовании.

Современное лит. направление - московский концептуализм.

Формы присутствия автора в произведении. Сказ и его функции

Действительность в произведении отражается автором. Автор - инстанция всего произведения. Материально автор не может изменить композицию, то есть оказывается выброшен за его пределы.

Автор не отождествляется с автором реальным. Человек-автор существует в двух в двух планах. В момент творчества он - другой - это образ автора.

Автор - творец, создатель жизни. Как Бог создал мир, так автор создает художественный мир своими словами. В том числе автор порождает и образ автора в своем произведении.

Ерофеев «Москва-Петушки». Центральный персонаж, тезка автора, - Венечка Ерофеев. Мы, неразумные студенты, можем предположить, что это автор. Но это образ автора, впитавший черты автора. У Венечки своя логика поведения, в конце произведения он умирает, а реальный Ерофеев живет и творит.

Две природы автора в худ. произведениях:

1) Человек, присутствующий в произведении. (Лирические отступления в «Мертвых душах»)

2) Безличная форма («Легкое дыхание»)

Сказ - художественная имитация монологической речи, воплощающий в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке хронологического говорения. Характерны:

- смешение диалектных слов с разными жанрами письменной речи;

- создание монологов, определяющих построение;

- влечёт цепь чужих языковых сознаний, речевых особенностей.

С позиций исследователя, сказ существует в двух видах:

«повествующий» — характерная, мотивированная манеру повествования, отражающая кругозор и характер повествователя

«воспроизводящий» — игра в различные словесные жесты, в которых повествователь функционирует лишь в качестве актера, носителя языковых масок.

Функции: сказ передает специфические особенности устной речевой манеры героя-повествователя, конструируя тем самым его речевую маску как особую повествовательную позицию автора, который создает двуплановую структуру повествования, — «передоверяет», посредством сказовой манеры, процесс «рассказывания» герою, становящемуся нарратором, обретающим собственный голос, позицию и передающим события с резко выраженной оценочной коннотацией.

Литературоведение и литературная критика.

ЛВ и ЛК -не одно и тоже. Это два рода внутри филологии. ЛК - публицистика, литература о литературе. ЛВ - объективная оценка современной худ. литературы, показывает развитие народов мира, место современной литры в современном обществе, анализирует литературу прошлых эпох.

Общее: ЛВед и ЛКритик - люди пишущие, занимают активное место в жизни, не равнодушны к предмету, о котором пишут, олицетворяют исторически-прогрессивное начало.

Различия:

1. ЛК пишет о современной литературе, ЛВ - о литературе прошлого.

2. -ЛВ обладает законами как и любая наука в рамках гуманитарного знания. ЛК включает элементы науки, синтез науки, искусства и публицистики и находится на стыке с журналистикой.

- ЛК - субъективность, ЛВ - субъективность возможна, но стремление к объективности.

- ЛВ как наука учитывает контекст произведения. Произведение существует в определённом контексте, не только литературном, но и историческом. Для ЛК восстановление контекста неважно, важно стремление не к полноте охвата произведения, а к изоляции произведения, чтобы увидеть нечто важное, найти разрешение всего комплекса идей.

- Свойство ЛК - связь с печатными изданиями. Позиция выбирается в зависимости от позиции издания

- ЛВ - наука со всеми особенностями науки, ЛК - синтез трех сфер деятельности: науки, искусства, публицистики, это наука об искусстве.

На деле - двуединое существование, трудно распознать границы между ЛВ и ЛК.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...