Пародия, ее сущность, ее роль в литературном процессе.
Признаки пародии: - высмеивание, передразнивание - смешные детали, комический эффект - направленность на кого-либо, пародирование - высмеивание недостатков (человека, политика) Не во всех пародиях встречаются вышеуказанные признаки. Бывают несмешные, не вызывающие желания улыбнуться пародии. (Например, высмеивание пристрастия Бунина к аллитерациям одним из пародистов) Пародия может быть смешной и направленной на какое-либо лицо, может быть смешной, но не направленной ни на кого, может быть направленной на кого-либо, но не смешной. Связано это с тем, что выделяется 2 типа пародий: - пародийность (пародийная функция) - пародировать кого-то, сделать смешным текст кого-то (их немного). - пародичность (пародическая форма) - направлено не на автора, переделывание чьих-то текстов Приемы пародии заключаются иногда в том, что для изменения смысла иногда достаточно заменить слово, звук, переправить заглавную букву на строчную и наоборот, изменить знак препинания. Если функция не пародийная, то какая же она? Жуковский написал «12 спящих дев» - одна из первых русских баллад. Сразу начали выходить пародии (например, «12 спящих будочников», на эту поэму, причем написанные не врагами, а друзьями - Пушкиным, Вяземским, А.И. Тургеневым. Таким образом друзья продвигали текст. 40. Олицетворение и образный параллелизм. Их место в системе литературы (*). Олицетворения основаны на отождествлении явлений природы, растительного и животного мира с сознательной жизнью и деятельностью людей по принципу сходства между ними. Олицетворение — это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, но имеющий в произведении самостоятельное предметное значение.
В лирическом народном творчестве образы-олицетворения часто создавались в помощью обращений к тем или иным явлениям природы как к живым и сознательным существам. Так, в «Слове о полку Игореве» Ярославна, узнав о поражении Игоря, обращается с укоризной и просьбой к ветру, Днепру, солнцу. Олицетворения лежат в основе образного параллелизма. Этот вид образности возник еще в устном синкретическом творчестве. В древности люди, будучи зависимыми от сил природы, не только уподобляли ее явления и процессы своим сознательным действиям, но и наоборот — мыслили о своих действиях и отношениях по аналогии с процессами, протекавшими в неорганической природе или в мире животных и растений. Отсюда и возникли в их словесном творчестве параллели между отношениями в природе и в жизни людей. Так, в русской народной песне поется: «Не свивайся, не свивайся, трава, с повиликой. || Не свыкайся, не свыкайся, молодец, с певицей. || Хорошо было свыкаться, тошно расставаться». Изображение природы в образном параллелизме всегда на первом месте (это — первый член параллелизма); изображение человеческих действий и отношений — на втором (это — второй член параллелизма). Между первым и вторым членами параллелизма существует прямая связь. Такая разновидность образности называется прямым двучленным параллелизмом. В специальной статье о параллелизме А. Н. Веселовский определяет этот вид образности как «сопоставление по признаку действия, движения». «...Параллелизм, — писал он, — покоится на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения, действия, как признака волевой жизнедеятельности». Он называл такой параллелизм «психологическим», в отличие от параллелизма «ритмического», т. е. от интонационного сопоставления фраз, стихов в процессе пения или декламации. Однако такое определение сужает значение параллелизма образов, так как он основан, по существу своему, не только на эмоциональной, психологической связи между явлениями природы и отношениями человеческой жизни, но и прежде всего на их объективном сходстве, получающем обобщающее познавательное значение.
Гораздо меньшее распространение получил возникший на основе прямого параллелизма параллелизм отрицательный, встречающийся особенно часто в устной народной поэзии славянских народов. Но сходство между ними и их действиями уже не есть их тождество: их тождество отрицается с помощью отрицательной частицы «не». Кажется, сокол летит и роняет перья — нет, это молодец скачет и роняет слезы. И отрицание тождества явлений здесь более важно, чем утверждение их сходства. По замечанию Веселовского, «психологически на отрицательную формулу можно смотреть, как на выход из параллелизма...». Поэтому отрицательный параллелизм не может служить самостоятельным средством предметной изобразительности, основой построения целого произведения. Он употребляется обычно в зачинах произведений или отдельных их эпизодов. 41. Литература, беллетристика, массовая литература. Их соотношение в литературном процессе. Эксперты делят произведения литературы в рамках литературных процессов или вне их на 3 категории, каждая с ценностным направлением: 1) Собственно литература (высокая, классическая лит-ра) Нетленный запас лит. ценности. Литература прошлого: Пушкин, Толстой, Чехов. Небольшой круг писателей, чье творчество до сих пор живет в общественном сознании. Интеллектуальная элита общества должна понимать, что эта лит-ра - носитель архетипов, зерно, объединяющее национальное самосознание, дающее национальному самосознанию вписаться в мировое сознание, общемировой запас культурных ценностей - «золотой запас». Это представление человечества о том, какой культурой оно должно питаться. 2)Более низкая, но необходимая для существования лит процесса - Беллетристика. (На франц-ом беллетристика = вся существующая лит-ра). Эта лит-ра не создает худ. мира - она дает только намеки, но не оставляет окончательной оформленности, то есть решает лишь часть литературных задач. Новый роман Пелевина - общество считает необходимым прочитать его, обдумать. Но со временем становится ясно, что в книгах Пелевина не на все вопросы даны ответы, не все автор видит в современности, в его стиле много провисающего, недейственного. Он - первый из символов беллетристики.
Лит-ра, век которой определяется существованием поколения, определяется развитием общества и за эти пределы, как правило, не выходит, остается в своем времени История - не единственный критерий. «3 мушкетера» мы читаем и перечитываем сегодня, хотя это - не высокая лит-ра. герои - незаконченные характеры, тенденции, воплощающие универсальные черты без живого человеческого характера и несколько однообразных ситуаций, постоянно повторяющихся сцен. Несмотря на недостатки, в определенный момент времени эта книга отвечает нашим чувствам, помогает в трудную минуту. Главное - целостность художественного мира, то, что можно проанализировать. Однако, что является высокой литрой, а что - беллетристикой, в ряде случаев определить невозможно. Есть то, что признано классикой. 3)На франц-ом - паралитература = «рядом с литературой» В Германии ее название - тривиальная литература. Англия - массовая, trash. Граница между беллетристикой и паралитературой размыта. Тривиальная лит-ра - женский роман, гангстерские, квази (=как бы) исторические романы - это все разработано беллетристикой и лишь повторяется в произведениях массовой лит-ры. Каждый новый женский роман повторяет все предыдущие - одни и те же характеры, сходные сюжеты с минимальными, высосанными из пальца вариациями. Для науки паралитература неинтересна, изучать детективы Бушкова никто не будет. Интересно для изучающих литру другое: почему ее читают люди, на какие ожидания публики она рассчитана. Массовая лит-ра - художественный мир на все произведения, правильнее сказать, художественный мир напрочь отсутствует. Срабатывают заимствованные из произведения в произведение схемы, «обкатанные» в сознании читателя. В беллетристике художественный мир возникает, но не завершается. 42. Основные особенности художественной речи (*).
— это о б р а з н о-экспрессивная речь. С помощью слов художественной речи писатели воспроизводят те индивидуальные черты своих персонажей и подробности их жизни, которые составляют в целом предметный «мир» произведения. Поэтому речь художественных произведений всегда обладает эмоциональной выразительностью. Говоры. - Чем дальше писатель от реализма, тем в большей мере в действиях, мыслях, чувствах его героев, а также в их речи раскрываются не столько сущность их характеров, сколько идейно-эмоциональная направленность, тенденция произведения, тем ближе их речь по своим особенностям к авторской речи. Вот, например, как говорит в повести Карамзина «Бедная Лиза» главная героиня, крестьянская девушка, живущая со своей матерью в подмосковной деревне: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». По выраженному в этих фразах эмоциональному отношению к жизни, по выбору и интонационному звучанию слов это речь самого писателя, а не простой необразованной крестьянки, выросшей в условиях повседневного деревенского труда. - в собственно авторской повествовательной речи писатели-реалисты не всегда соблюдают нормы литературного языка. Бывает так, что они ведут повествование от лица одного из своих героев или же от лица того или иного рассказчика, не участвующего в ходе событий произведения. Тогда словесная ткань произведения заключает в себе художественное применение того или иного социального диалекта. Писатель может даже «стилизовать» в своем повествовании диалектные особенности речи, придавая им творчески большую насыщенность и характерность, чем они могут иметь в жизни, и вместе с тем выражая ими свое отношение к изображаемым характерам. - Писатели избегают нарушения целостности и художественности словесного строя своих произведений, если их герои и в выражении отвлеченных интересов обнаруживают особенности своих социальных характеров, если в их речи на общие темы раскрывается своеобразие их социальной психологии, чувств, стремлений и, наконец, индивидуальности героев. - художественная литература, по специфическим особенностям своего содержания, с одной стороны, дает писателям большие возможности творчески применять в своих произведениях различные виды речи, а с другой стороны, по той же содержательной специфике ограничивает их в этом отношении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|