Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самокритика. Учитесь с помощью наставления, а не наказания. Быть спонтанным и естественным




Самокритика

 

У. Дисней, удивительно творческий и успешный человек, работы которого продолжают дарить радость бесчисленному количеству людей повсюду в мире. Он мог бы стать прекрасным бизнес консультантом, потому что использовал общую стратегию творчества, которая может быть применена для любого типа проблем. Сначала он создавал мечту или представление о фильме в целом. Он оценивал ощущения каждого действующего в фильме лица, воображая, как выглядит история глазами этого персонажа. Если фильм был мультипликационный, он поручал аниматорам рисовать персонажи с позиции этих ощущений. Затем он смотрел на свой план реалистично. Он оценивал деньги, время, ресурсы и собирал всю необходимую информацию, чтобы убедиться, что фильм может быть успешно снят, что мечта может стать реальностью. Когда представление о фильме было уже составлено, он вставал на другую позицию и смотрел на него с точки зрения критически настроенного зрителя. Он спрашивал самого себя: «Это интересно? Это развлекательно? Встречается ли где‑ нибудь сухостей, как бы сильно я ни был привязан к этому персонажу? » Дисней использовал три различных позиции: Мечтателя, Реалиста и Критика. Работавшие с ним люди знали об этих трех позициях, но никогда не знали заранее, в какой из трех он появится на встрече. Он, вероятно, уравновешивал совещание, добавляя ту позицию, которая была плохо представлена. В каждой позиции у вас будут свои, отличающиеся от других физиология и неврология, поэтому убедитесь в том, что результат не изменяется от одной позиции к другой. Чтобы убедиться, что критика является более конструктивной, чем деструктивной, помните, что Критик не более реалистичен, чем Мечтатель. Это просто другой способ размышления о возможностях. Критик не должен критиковать Мечтателя или Реалиста. Критик должен критиковать план. Некоторые люди начинают критиковать себя и испытывать неприятные ощущения, вместо того чтобы использовать критику как полезную обратную связь относительно своего плана. Иногда Критик появляется слишком рано и разносит в пух и прах мечту. Некоторые люди используют эту стратегию естественным образом. У них есть специальная комната или место, где они думают креативно. Существует другое место для практического планирования, и есть еще место для оценивания критики. Когда эти три способа мышления четко разделены в пространстве, каждый может делать то, что у него получается наилучшим образом, без помех. Лишь в том случае, когда окончательная идея начинает работать на каждом месте в отдельности, они готовы к действию. В конце этого процесса, вы получите план, который не будет встречать сопротивления. Вопрос уже будет не в том, «буду ли я делать это». Он будет звучать по‑ другому: «Я должен это сделать. Что бы я мог еще сделать? »

 

 

Учитесь с помощью наставления, а не наказания

 

Некоторые умы развиваются лишь после того, как потерпели неудачу, поражение и другие формы наказания, побудившие их к большому действию. Другие умы вянут и умирают от наказания, но вырастают до немыслимых размеров при возможности творчески использовать силы своего воображения.

Однажды, когда Г. Будда учил людей в маленькой деревне, он вынул из своего одеяния маленькую коричневую гальку и сказал: «Смотрите, вот мой учитель! » Затем он объяснил, что в тот день шел по тропе и не замечал красоты мира вокруг себя до тех пор, пока маленькая галька не попала ему в сандалию. Ему пришлось остановиться и вытащить ее, и, делая это, он внезапно увидел синеву неба, великолепие деревьев, почувствовал благоухание цветов, растущих вдоль тропинки, и даже разглядел яркие цвета на крыльях бабочки. «Я шел мимо красоты, но не замечал ее, пока этот маленький камешек не заставил меня остановиться, сказал он. Не в том ли и глупость человеческая, что люди с большей готовностью учатся при помощи наказания, а не наставления? »

К несчастью, это правда, и мы действительно с большей готовностью учимся при помощи наказания, а не наставления. Во время нашего странствия по жизни нам всегда открыты две дороги: дорога свободного выбора и дорога принуждения. Мы можем сознательно выбрать сотрудничество с всеобщими законами. Мы можем выбрать развитие, совершенствование, перемену к лучшему. Но если мы не избираем это сами, то нас принуждают. Нами правит закон поступательного движения. Если мы не выбираем развитие, то нас принуждают к нему при помощи уроков практического опыта, а опыт, как некоторые уже знают, может быть очень строгим учителем.

 

Быть спонтанным и естественным

 

Если вы принадлежите к тому сонму людей, которые несчастливы, потому что жизнь их осложняет скованность, застенчивость, то вам необходимо сознательно и настойчиво упражняться в расторможенности. Вам нужно заставлять себя быть менее осторожными и осмотрительными, менее озабоченными и придирчивыми к себе — привыкнуть говорить и действовать спонтанно, а не размышлять подолгу и основательно над каждым своим словом, каждым поступком.

Вы можете со мной поспорить: «Не думаете ли вы, доктор, что я вообще могу избежать всех тревог и вовсе не заботиться о результатах моих усилий? Кроме того, мне кажется, общество нуждается в определенной доли сдержанности, иначе мы превратимся в дикарей. Если мы начнем выражать свои чувства, ничем себя не ограничивая, то скоро станем лупить по физиономии каждого, кто с нами не согласен».

Да, мир действительно нуждается в определенной доле сдержанности, но только не вы. Ведь речь идет об «определенной доле», а у вас столько сдержанности и заторможенности, что вы похожи на больного с температурой 41°С, который шепчет: «Это ничего. Телу полезно тепло». Слов нет, телу необходимо тепло, но я говорю здесь лишь о снижении температуры, дабы вообще не погибнуть.

Если вы все время попадаете впросак из‑ за излишней самоуверенности, постоянно пускаясь в рискованные предприятия и оказываясь в неприятной ситуации из‑ за необдуманных, слишком поспешных действий, если ваши планы нередко оборачиваются против вас, потому что вы сперва что‑ то сделаете и лишь затем вникаете в суть дела, если вы никогда не сознаетесь, что допустили ошибку и не прочь прихвастнуть и посплетничать, то, по всей вероятности, вам недостает сдерживающего начала. Вам следует чаще думать о последствиях еще до того, как вы что‑ то предпримите; перестать вести себя подобно слону в посудной лавке, стараясь планировать свою деятельность более тщательно.

Однако значительное большинство людей не относится к данной категории.

Если вы скованы среди незнакомых людей и страшитесь новых, неизвестных ситуаций, если чувствуете какую‑ то неполноценность, постоянно в тревоге или чересчур озабочены, нервничаете и робеете в обществе, если у вас есть признаки нервных расстройств (тик лицевых мускулов, подергивание век, дрожь в мышцах, бессонница), если вы все время стараетесь держаться в тени, то это свидетельства сильной заторможенности. Вы осторожны сверх всякой меры и все планируете чересчур тщательно. Вам необходимо заняться исправлением подобного положения, мешающего жить и быть счастливым.

1. Не старайтесь заранее прикидывать, как выразить свою мысль. Просто начинайте говорить, импровизируя в процессе разговора. Ваш внутренний механизм подберет для вас нужные слова.

2. Не планируйте наперед и не задумывайтесь надолго, прежде чем перейти к действию. Делайте свое дело и вносите поправки по мере продвижения вперед. Эта рекомендация может показаться слишком радикальной, но дайте работать вашему «автопилоту».

3. Перестаньте критиковать себя по всякому поводу. Прекратите самоистязание. Сознательная самокритика, самоанализ и самонаблюдение, по‑ видимому, хороши и нужны, но, вероятно, не чаще одного раза в год. А если этим заниматься непрерывно, день за днем, то ничего, кроме вреда, из этого не выйдет. Умейте вовремя остановиться.

4. Привыкайте говорить громче, чем обычно. Заторможенные люди обычно невольно произносят слова тихо. Вложите в ваш голос больше уверенности. Не нужно кричать, разговаривать на «повышенных тонах», просто сознательно приучайтесь говорить несколько громче обычного. Громкая речь сама по себе прекрасное растормаживающее средство. Экспериментально доказано, что вы в состоянии поднять на 15% больше тяжестей, если ваши усилия будут сопровождаться громким выкриком, выдохом и т. п. Дело в том, что исторгнутый громкий возглас, растормаживая ваши возможности, позволяет включить и ту силу, которая заблокирована. Здесь уместно вспомнить известные демонстрации приемов каратэ, которым всегда сопутствуют резкие выкрики.

5. Не скрывайте своих чувств от людей, приятных вам. Заторможенный человек боится проявить свои чувства из опасения, что их могут неправильно истолковать как излишнюю сентиментальность, подумают, что он лебезит, раболепствует. Такой человек воздерживается от комплиментов, боясь, что его сочтут несерьезным или заподозрят в каких‑ то скрытых намерениях. Полностью отбросьте подобные опасения. Говорите каждый день комплименты по меньшей мере трем своим коллегам. Если вам нравится чье‑ то платье, чья‑ то работа или чьи‑ то слова, скажите об этом вслух: «Мне это нравится, Дима», «У вас хорошенькая шляпка, Катя» и т. д. И если вы женаты, скажите жене по крайней мере два раза в день: «Я люблю тебя».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...