3. Свойства систем. 4. Классификация систем. Принципы системного анализа
3. Свойства систем К основным свойствам системы относят: · взаимосвязь среды и системы; · целостность системы, под которой понимают внутреннее единство системы и принципиальную несводимость ее свойств к сумме свойств ее элементов; · членимость – свойство системы разделяться на подсистемы являясь одновременно подсистемой некоторой другой системы; · устойчивость – способность системы удерживать равновесное (устойчивое) состояние при наличии дестабилизирующих факторов; · информационное взаимодействие элементов системы – определяется наличием каналов связи и материальной наполненностью их носителями информации; · иерархичность – существование в системе нескольких уровней, подчиненных по нисходящей, со своими зонами ответственности, ресурсами и локальными целями; · наличие обратных связей – свойство, предполагающее информационное взаимодействие выхода системы со входом; · эквифинальность – характеристика, отражающая предельные возможности системы, ее способность достигать состояния, которое не зависит от времени и начальных условий, а определяется исключительно параметрами системы. 4. Классификация систем. Принципы системного анализа По характеру природы и основному назначению системы делятся на два класса материальные и абстрактные. Материальные (реальные) системы – это системы, объективно существующие в реальном мире. В свою очередь они также делятся на два класса: 1) естественные – системы самой природы, к которым относятся: - неживые – вид физических систем неорганической природы; - живые – вид биологических систем; 2) искусственные – системы, создаваемые деятельностью людей, среди которых выделяют:
- технико-технологические – вид систем, включающий системы целевого назначения и системы, управляющие ими в соответствии с определенной технологией; - социальные – вид различных систем человеческого общества, в том числе системные программы. Абстрактные системы – продукт мышления, то есть результат отражения реальных систем в сознании людей. Среди них различают два класса систем: 1) генерирующие – системы обобщающего отражения реальной действительности, в которых выделяют: - понятийные – вид концептуальных систем (теории, методологические построения, включая математические); - знаковые – как вид семиотических систем. 2) непосредственного отражения – системы, отражающие определенные свойства (аспекты) конкретных реальных систем. В этом классе два вида: - математические модели; - логико-эвристические модели. В рассмотренной классификации многие системы можно назвать гибридными (смешанными), поскольку они занимают промежуточное положение между указанными классами систем. Например, человека можно рассматривать как биосоциальную систему, а вычислительный комплекс как социально-техническую систему. Существуют и другие подходы к классификации систем, например, по таким признакам, как: - по характеру поведения – детерминированные, вероятностные, игровые; - по степени целеустремленности – открытые и закрытые; - по сложности структуры и поведения – простые и сложные; - по виду научного направления, используемого для их моделирования, - математические, физические, химические и др.; - по степени организованности – хорошо организованные, плохо организованные, самоорганизующиеся. Системный анализ разрабатывает системную методологию решения сложных прикладных проблем, опираясь на принципы системного подхода и общей теории систем, развивая и методологически обобщая концептуальный (идейный) и математический аппарат кибернетики, исследования операций и системотехники.
Остановимся на принципах системного анализа. Принцип оптимальности. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. Принцип эмерджентности. Чем больше система и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Не совпадение свойств отдельных частей системы со свойствами системы в целом. Принцип системности. Предполагает исследование объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой – как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится с остальными системами в определенных отношениях. Принцип иерархии. Тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Соблюдение иерархического построения сложных систем. Принцип интеграции. Направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей. Принцип формализации. Нацелен на получение количественных и комплексных характеристик. Продуктивная формулировка базовых целей и задач . Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей. Принцип объективности. Суть принципа состоит в том, что любые знания любая информация об изучаемом объекте должна быть объективна. Принцип постоянной коррекции и эмпирического контроля. Принцип единства анализа и синтеза. Принцип приоритета конечной цели. Цели отдельных частей не должны вступать в конфликт с конечными целями всей системы. Перечисленные классические принципы системного анализа, носят, прежде всего, философский характер. Они постоянно развиваются, причем в разных направлениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|