Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Свойства систем. 4. Классификация систем. Принципы системного анализа




3. Свойства систем

К основным свойствам системы относят:

· взаимосвязь среды и системы;

· целостность системы, под которой понимают внутреннее единство системы и принципиальную несводимость ее свойств к сумме свойств ее элементов;

· членимость – свойство системы разделяться на подсистемы являясь одновременно подсистемой некоторой другой системы;

· устойчивость – способность системы удерживать равновесное (устойчивое) состояние при наличии дестабилизирующих факторов;

· информационное взаимодействие элементов системы – определяется наличием каналов связи и материальной наполненностью их носителями информации;

· иерархичность – существование в системе нескольких уровней, подчиненных по нисходящей, со своими зонами ответственности, ресурсами и локальными целями;

· наличие обратных связей – свойство, предполагающее информационное взаимодействие выхода системы со входом;

· эквифинальность – характеристика, отражающая предельные возможности системы, ее способность достигать состояния, которое не зависит от времени и начальных условий, а определяется исключительно параметрами системы.

4. Классификация систем. Принципы системного анализа

По характеру природы и основному назначению системы делятся на два класса материальные и абстрактные.

Материальные (реальные) системы – это системы, объективно существующие в реальном мире. В свою очередь они также делятся на два класса:

1) естественные – системы самой природы, к которым относятся:

- неживые – вид физических систем неорганической природы;

- живые – вид биологических систем;

2) искусственные – системы, создаваемые деятельностью людей, среди которых выделяют:

- технико-технологические – вид систем, включающий системы целевого назначения и системы, управляющие ими в соответствии с определенной технологией;

- социальные – вид различных систем человеческого общества, в том числе системные программы.

Абстрактные системы – продукт мышления, то есть результат отражения реальных систем в сознании людей. Среди них различают два класса систем:

1) генерирующие – системы обобщающего отражения реальной действительности, в которых выделяют:

- понятийные – вид концептуальных систем (теории, методологические построения, включая математические);

- знаковые – как вид семиотических систем.

2) непосредственного отражения – системы, отражающие определенные свойства (аспекты) конкретных реальных систем. В этом классе два вида:

- математические модели;

- логико-эвристические модели.

В рассмотренной классификации многие системы можно назвать гибридными (смешанными), поскольку они занимают промежуточное положение между указанными классами систем.

Например, человека можно рассматривать как биосоциальную систему, а вычислительный комплекс как социально-техническую систему.


Существуют и другие подходы к классификации систем, например, по таким признакам, как:

- по характеру поведения – детерминированные, вероятностные, игровые;

- по степени целеустремленности – открытые и закрытые;

- по сложности структуры и поведения – простые и сложные;

- по виду научного направления, используемого для их моделирования, - математические, физические, химические и др.;

- по степени организованности – хорошо организованные, плохо организованные, самоорганизующиеся.

Системный анализ разрабатывает системную методологию решения сложных прикладных проблем, опираясь на принципы системного подхода и общей теории систем, развивая и методологически обобщая концептуальный (идейный) и математический аппарат кибернетики, исследования операций и системотехники.

Остановимся на принципах системного анализа.

Принцип оптимальности. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных.

Принцип эмерджентности. Чем больше система и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Не совпадение свойств отдельных частей системы со свойствами системы в целом.

Принцип системности. Предполагает исследование объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой – как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится с остальными системами в определенных отношениях.

Принцип иерархии. Тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Соблюдение иерархического построения сложных систем.

Принцип интеграции. Направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей.

Принцип формализации. Нацелен на получение количественных и комплексных характеристик.

Продуктивная формулировка базовых целей и задач . Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей.

Принцип объективности. Суть принципа состоит в том, что любые знания любая информация об изучаемом объекте должна быть объективна.

Принцип постоянной коррекции и эмпирического контроля.

Принцип единства анализа и синтеза.

Принцип приоритета конечной цели. Цели отдельных частей не должны вступать в конфликт с конечными целями всей системы.

Перечисленные классические принципы системного анализа, носят, прежде всего, философский характер. Они постоянно развиваются, причем в разных направлениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...