5. Виды проблем, решаемых с помощью системного анализа
5. Виды проблем, решаемых с помощью системного анализа Согласно классификации, предложенной Саймоном и Ньюэллом, все множество проблем, рассматриваемых в процессе системного анализа, в зависимости от глубины их познания подразделяется на 3 класса: 1. хорошо структурированные или количественно выраженные проблемы, которые поддаются математической формализации и решаются с использованием формальных методов; 2. неструктурированные или качественно выраженные проблемы, которые описываются лишь на содержательном уровне и решаются с использованием неформальных процедур; 3. слабоструктурированные (смешанные проблемы), которые содержат количественные и качественные проблемы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминирования. Эти проблемы решаются на основе комплексного использования формальных методов и неформальных процедур. За основу классификации взята степень структуризации проблем, причем структура всей проблемы определяется 5-ю логическими элементами: 1. цель или ряд целей; 2. альтернативы достижения целей; 3. ресурсы, расходуемые на реализацию альтернатив; 4. модель или ряд моделей; 5. критерий выбора предпочтительной альтернативы. Степень структуризации проблемы определяется тем, насколько хорошо выделены и осознаны указанные элементы проблем. Характерно, что одна и та же проблема может занимать различное место в таблице классификации. В процессе все более глубокого изучения, осмысления и анализа проблема может превратиться из неструктурированной в слабоструктурированную, а затем из слабоструктурированной в структурированную. При этом выбор метода решения проблемы определяется ее местом в таблице (схеме) классификаций.
1. выявление проблемы; 2. постановка проблемы; 3. решение проблемы; 4. неструктурированная проблема (может решаться с помощью эвристических методов); 5. методы экспертных оценок; 6. слабо структурированная проблема; 7. методы системного анализа; 8. хорошо структурированная проблема; 9. методы исследования операций; 10. принятие решения; 11. реализация решения; 12. оценка решения. 6. Принципы решения неструктурированных проблем Для решения проблем этого класса целесообразно использовать методы экспертных оценок. Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда математическая формализация проблем либо невозможна в силу их новизны и сложности, либо требует больших затрат времени и средств. Общим для всех методов экспертных оценок является обращение к опыту, указанию и интуиции специалистов, выполняющих функции экспертов. Давая ответы на поставленный вопрос, эксперты являются как бы датчиками информации, которая анализируется и обобщается. Можно утверждать, следовательно: если в диапазоне ответов имеется истинный ответ, то совокупность разрозненных мнений может быть эффективно синтезирована в некоторое обобщенное мнение, близкое к реальности. Любой метод экспертных оценок представляет собой совокупность процедур, направленных на получение информации эвристического происхождения и обработку этой информации с помощью математико-статистических методов. Процесс подготовки и проведения экспертизы включает следующие этапы: 1. определение целей экспертизы; 2. формирование группы специалистов-аналитиков; 3. формирование группы экспертов; 4. разработка сценария и процедур экспертизы; 5. сбор и анализ экспертной информации;
6. обработка экспертной информации; 7. анализ результатов экспертизы и принятия решений. При формировании группы экспертов необходимо учитывать их индивидуальные характеристики, которые влияют на результаты экспертизы: · компетентность (уровень профессиональной подготовки); · креативность (творческие способности человека); · конструктивность мышления (не «летать» в облаках); · конформизм (подверженность влиянию авторитета); · отношение к экспертизе; · коллективизм и самокритичность. Методы экспертных оценок применяются достаточно успешно в следующих ситуациях: · выбор целей и тематики научных исследований; · выбор вариантов сложных технических и социально-экономических проектов и программ; · построение и анализ моделей сложных объектов; · построение критериев в задачах векторной оптимизации; · классификация однородных объектов по степени выраженности какого-либо свойства; · оценка качества продукции и новой техники; · принятие решений в задачах управления производством; · перспективное и текущее планирование производства, НИР и ОКР; · научно-техническое и экономическое прогнозирование и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|