Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Виды проблем, решаемых с помощью системного анализа




5. Виды проблем, решаемых с помощью системного анализа

Согласно классификации, предложенной Саймоном и Ньюэллом, все множество проблем, рассматриваемых в процессе системного анализа, в зависимости от глубины их познания подразделяется на 3 класса:

1. хорошо структурированные или количественно выраженные проблемы, которые поддаются математической формализации и решаются с использованием формальных методов;

2. неструктурированные или качественно выраженные проблемы, которые описываются лишь на содержательном уровне и решаются с использованием неформальных процедур;

3. слабоструктурированные (смешанные проблемы), которые содержат количественные и качественные проблемы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминирования.

Эти проблемы решаются на основе комплексного использования формальных методов и неформальных процедур. За основу классификации взята степень структуризации проблем, причем структура всей проблемы определяется 5-ю логическими элементами:

1. цель или ряд целей;

2. альтернативы достижения целей;

3. ресурсы, расходуемые на реализацию альтернатив;

4. модель или ряд моделей;

5. критерий выбора предпочтительной альтернативы.

Степень структуризации проблемы определяется тем, насколько хорошо выделены и осознаны указанные элементы проблем.

Характерно, что одна и та же проблема может занимать различное место в таблице классификации. В процессе все более глубокого изучения, осмысления и анализа проблема может превратиться из неструктурированной в слабоструктурированную, а затем из слабоструктурированной в структурированную. При этом выбор метода решения проблемы определяется ее местом в таблице (схеме) классификаций.


Рис. 2 — Таблица (схема) классификаций.

1. выявление проблемы;

2. постановка проблемы;

3. решение проблемы;

4. неструктурированная проблема (может решаться с помощью эвристических методов);

5. методы экспертных оценок;

6. слабо структурированная проблема;

7. методы системного анализа;

8. хорошо структурированная проблема;

9. методы исследования операций;

10. принятие решения;

11. реализация решения;

12. оценка решения.

6. Принципы решения неструктурированных проблем

Для решения проблем этого класса целесообразно использовать методы экспертных оценок.

Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда математическая формализация проблем либо невозможна в силу их новизны и сложности, либо требует больших затрат времени и средств. Общим для всех методов экспертных оценок является обращение к опыту, указанию и интуиции специалистов, выполняющих функции экспертов. Давая ответы на поставленный вопрос, эксперты являются как бы датчиками информации, которая анализируется и обобщается. Можно утверждать, следовательно: если в диапазоне ответов имеется истинный ответ, то совокупность разрозненных мнений может быть эффективно синтезирована в некоторое обобщенное мнение, близкое к реальности. Любой метод экспертных оценок представляет собой совокупность процедур, направленных на получение информации эвристического происхождения и обработку этой информации с помощью математико-статистических методов.

Процесс подготовки и проведения экспертизы включает следующие этапы:

1. определение целей экспертизы;

2. формирование группы специалистов-аналитиков;

3. формирование группы экспертов;

4. разработка сценария и процедур экспертизы;

5. сбор и анализ экспертной информации;

6. обработка экспертной информации;

7. анализ результатов экспертизы и принятия решений.

При формировании группы экспертов необходимо учитывать их индивидуальные характеристики, которые влияют на результаты экспертизы:

· компетентность (уровень профессиональной подготовки);

· креативность (творческие способности человека);

· конструктивность мышления (не «летать» в облаках);

· конформизм (подверженность влиянию авторитета);

· отношение к экспертизе;

· коллективизм и самокритичность.

Методы экспертных оценок применяются достаточно успешно в следующих ситуациях:

· выбор целей и тематики научных исследований;

· выбор вариантов сложных технических и социально-экономических проектов и программ;

· построение и анализ моделей сложных объектов;

· построение критериев в задачах векторной оптимизации;

· классификация однородных объектов по степени выраженности какого-либо свойства;

· оценка качества продукции и новой техники;

· принятие решений в задачах управления производством;

· перспективное и текущее планирование производства, НИР и ОКР;

· научно-техническое и экономическое прогнозирование и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...