Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Походы в Волжскую Булгарию 3 глава

Битва на реке Черёхе — сражение войск мятежного князя Звенигородского Василия Косого с войсками Великого князя Московского Василия II на реке Черёхе, которое случилось в 1436 году, во время феодальной войны Русского государства 1425—1453 годов. Армия Василия Косого была разбита, а сам он попытался бежать, но был схвачен Борисом Тоболиным и князем Иваном Друцким. В составе войска Василия Косого было 400 вятчан, во главе них были воеводы Дятел и Семён Жадовский. Людьми московского князя Василий Косой был вывезен в Москву и там 21 мая 1436 года по приказу Василия Тёмного был ослеплён. Также пострадали другие участники битвы — воевода Дятел был повешен в Москве, а Семён Жадовский был убит переяславской чернью дубинами. И тогда вот Косой стал Косым

Часть вятчан, не успевшая вовремя прийти на помощь Косому, взяла в плен ярославского князя Александра Брюхатого. Взяв с него окуп, вятчане, однако, не освободили князя Александра. Василий Васильевич, узнав о таком вероломстве сподвижников Василия Юрьевича, приказал выколоть ему один глаз (после чего, по одной из версий, князь и получил прозвище «Косой»).

Затем летописи не говорят более о Василии Косом до самой кончины его, последовавшей, очевидно, в заточении, в 1448 году.

И тут пришла Орда, против них выступил Шемяка, Дмитрий Юрьевич, тоже сын Юрия. Но его разгромили, Москву разграбили и Коломну.

Зимой 1444 Орда захватила Нижний Новгрод, Муром и другие. Орда разбила наше войско, Василий второй в плену с смеьей, их выкупали. А Шемяка заговор замутил, 12 апреля 1446 схватили Василия второго в церкви, где он молился, и ослепили, вот он и стал Темным. Его и его сыновей сослали в Углич.

В это время один из ханов отделился от Орды – возникло Казанское ханство.

Но все люди наши пошли в Углич, к Василию, его поддержала и РПЦ, аннулировал все клятвы Шемяке, да и сами люди Шемяки от него уходили. Василий второй вошел в Москву, а уже Шемяка в Углич. Не позднее июля 1453 года Василий Тёмный послал дьяка Степана Бородатого «в Новогород со смертным зелием уморити князя Дмитрея. Дьяк Степан, по одной версии, передал яд посаднику Исааку Борецкому, который подкупил служившего Дмитрию Юрьевичу повара по прозвищу Поганка, *тъи же дасть ему зелие в куряти*. По другой версии, дьяк обратился к боярину Дмитрия Шемяки Ивану Котову (Нотову), *поведа ему речь великого князя*, боярин Иван *обещася* и *призва повара на сей совет*.

Дмитрий Юрьевич «о полудни» приказал *себе едино куря доспети*. Ему была подана курица, которую участники отравления *смертным зелием доспеша*, Дмитрий Юрьевич *яде не ведый мысли их*, *ту же разболеся* и, проведя 12 дней в постели, скончался 17 июля 1453 года.

1447 году княживший в Новгороде Дмитрий Шемяка отказался от посылки дани в Орду, вслед за чем от неё отказался и Василий. С 1449 по 1459 годы произошла серия вторжений орды Сеид-Ахмеда, не принесших решительных результатов. В частности, в 1450 году ордынцы были разбиты на реке Битюге в бассейне среднего течения Дона в ходе глубокого московского упреждающего похода, а в 1451 году татарами была осаждена Москва и сожжён её посад.

У Василия было влияние на Новгород, где его считали Великим князем, была дружба с Тверью. Василий II ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть. В результате ряда походов в 144?—1460 усилилась зависимость от Москвы Суздальско-Нижегородского княжества, Новгородской земли, Пскова и Вятской земли. Знак вопроса в годах – как в википедии, неизвестен точно год. По приказу Василия II митрополитом был избран русский епископ Иона (1448 год). Его посвятил в митрополиты не Константинопольский патриарх, а собор русских архиереев, что стало началом независимости русской церкви от Константинопольского патриархата

Василий II был болен сухотной болезнью (туберкулёзом). Он велел лечить себя обычным в то время способом: по нескольку раз зажигать на разных частях тела трут. Это, естественно, не помогло, а в местах многочисленных ожогов развилась гангрена и он в марте 1462 года скончался.

Завещание князя писал дьяк Василий по прозвищу Беда.

В 1462 году начал править Иван 3 (В 22 года), без влияния Орды, но дань еще платили. А Орда тем временем разваливалась, появилось Казанское и Сибирское ханство, Крымское, на Руси Касимовское ханство, и все требовали дани.

14 сентября 1467 года русское войско выступило на Казань. Ничего не добились, вернулись. В 1469 году ходили, сначали взяли много добычи, но потом татары нас били, и при отстпулении еще дорогу перекрыли, прорывались с боем и потерями, выживших награждали.

1 сентября 1469 русское войско снова подошло к Казани. Войском командовали братья великого князя Юрий и Андрей Большой. Город был окружён, вылазки татар отбиты. Вскоре русские перекрыли доступ казанцев к воде. Татары пошли на переговоры. Был заключен мир «по воле великого князя». В чём заключалась эта воля, неизвестно, известно лишь, что были выданы все русские пленные и рабы, то был первый крупный русский внешнеполитический успех за долгое время. На девять лет из летописи исчезли сообщения о враждебных действиях казанцев.

Идёт изменение характера руководства войсками. Великий князь не идёт во главе армии, а находится за сотни километров от театра военных действий и руководит воеводами, рассылая приказы. Предпринимаются попытки спланировать военные действия заранее и скоординировать действия отрядов находящихся на большом расстоянии друг от друга.

Братья Ивана третьего имели свои наделы, и он их не трогал. Но как его брат Юрий умер, все его земли забрал себе. Выкупил Ярославское княжество, а рязанские под вассальство.

Новгород, боясь Москвы, заключил союз с Литвой, а Литва с Ордой и Крымским ханством. Иван третий 6 июня 1471 года послал десятитысячный отряд московских войск под командованием Данилы Холмского выступил из столицы в направлении Новгородской земли, ещё через неделю в поход вышла армия Стриги - Оболенского, а 20 июня 1471 года из Москвы начал поход сам Иван III. Продвижение московских войск по землям Новгорода сопровождалось грабежами и насилием, призванными устрашить противника. В Новгороде были партии московские и антимосковские, пока рулили против Москвы. Собрал Новгород 40 тысяч человек армию, которую разбили с потерями 12 т убитыми и 2 пленными. Город оказался в осаде, среди самих новгородцев взяла верх промосковская партия, начавшая переговоры с Иваном III. 11 августа 1471 года был заключён мирный договор — Коростынский мир, согласно которому Новгород обязывался выплатить контрибуцию в 16 000 рублей, сохранял своё государственное устройство, однако не мог *отдаватися* под власть литовского великого князя; великому князю московскому была уступлена значительная часть обширной Двинской земли.

Потом Москва нашла левый предлог для полного захвата власти, выдвинула нереальный ультиматум (потребовавший официального признания титула государя, окончательного перехода суда в руки великого князя, а также устройства в городе великокняжеской резиденции) опять воевать. 9 октября 1477 года великокняжеская армия отправилась в поход на Новгород. К ней присоединились войска союзников — Твери и Пскова. Начавшаяся осада города выявила глубокие разногласия среди защитников: сторонники Москвы настаивали на мирных переговорах с великим князем. В итоге решено было уступить требованиям Москвы, и 15 января 1478 года Новгород сдался, вечевые порядки были упразднены, а вечевой колокол и городской архив были отправлены в Москву.

В 1478 году перестал платить дань Орде. В это время Константинополь пал под турками. Жена Ивана, гречанка. Взяла православие.

Орда пошла карать, Ахмат с 100 тысячами войска, договорился и с Литвой. Но и Иван 3 договорился с Крымом. На берегу Оки они отразили нападение, и пошли стоять на Угре, туда и Иван 3 подошел. Литовцы не пошли стоять, и Ахмат 8 октября 1480 года форсировал реку, но им дали отпор – луками, пищалями – первый огнестрел! Те отступили и опять стоять. Тут еще браться Ивана 3 начали мятеж, но с ними он договорился, обещав увеличить уделы, и вернулся на Угру. Стоять. Зимой Ахмат таки отступил. В отместку за неоказание помощи, пограбив Литву, а наши его преследовали. Мало Ордынцев домой вернулось, а сам Ахмат убит какими-то разными татарами, возможно по русской указке.

И теперь Москва независима от Орды, ура!

Тверь захотела договориться с Литвой, но пришел Иван 3 с войском, и они передумали, в 1485 году вступив в состав московских земель. Чуть позже Иван дошел и до Вятки, и она теперь с нами. И еще позже ликвидировал уделы братьев. В основном – через естественную смерть и заточение в темнице.

В 1488 назвал себя государем и ввел герб – двуглавый Орел, типа Евразия, смотрит и на Восток и на Запад.

В конце 15 века по договору с Литвой – нам Вязьма в период русско-литовской войны перешла.

В 1500-1503 в войне литовцы захватили Чернигов, Брянск, Мценск, Рыльск, и пару других. Литва в союзе с тевтонами и крымским ханством пошли в наступление, но и Иван 3 тоже перешел в наступление и в 1514 взял Смоленск. За эту войну в целом Литва потеряла треть земель

В 1510 взяли и присоединили Псков, дипломатически, а в 1520 – Рязань.

Объединение завершено! Хотели все этого или нет.

Князь стал Монархом. Были удельные князья, но они не могли чеканить свою монету, не было судебных прав и разных льгот. Появилась боярская дума – совет при князе, и выполняли всякие его задания, командовали войсками, наместничали, регулирование внутренних дел.

Появилась великокняжеская канцелярия – Дворец и Казна - контроль денег и натуральных налогов, несение службы дворян и оборотом земель.

Появились и приказы – ведали областями управления страной, ими управляли дьяки и бояре.

Помеестный собоор — собор епископов и других клириков, мирян поместной Церкви или определённой её области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины. Без них монарх ничего не решал.

Теперь набирают профессиональную армию, а не ополчение.

Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативного правового акта явились:

  1. Русская правда, включая её позднейшие редакции;
  2. Уставные грамоты —  нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления;
  3. Судные грамоты — постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права (Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота);
  4. Судебные решения по отдельным вопросам.

Содержание Судебника распадается на четыре части:

  1. Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).
  2. Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45).
  3. Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве). Переход крестьян к другому хозяину за деньги (пожилое)
  4. Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68)

Под преступлением понималась не *обида*, как в Русской Правде, а *лихое дело*. Если *обидой* называли ущерб лицу или группе лиц, то *лихое дело* было деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка. Иначе говоря,*лихое дело* — есть не что иное, как нарушение воли государя. *А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело *(ст. 8)

  • Виды преступлений.
  1. Против государства — крамола (то есть заговор, мятеж или иные действия, направленные против существующего режима). К ним же примыкают преступления против порядка управления. К примеру, отказ от правосудия: *А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати *. Статья о *неправом суде* защищала подданных от произвола чиновников. Существовал и такой состав, как *ябедничество*, то есть заведомо ложный донос.
  2. Против личности — убийство, *головная татьба* (похищение человека), оскорбление делом или словом.
  3. Имущественные преступления — татьба (кража), разбой, грабёж, поджог, конокрадство.
  4. Против суда

Система наказаний:

  1. Смертная казнь (за государственную измену; конокрадство или «коневая татьба» приравнивалась к измене и в старину каралась смертной казнью).
  2. Телесные наказания: «торговая казнь» — битье кнутом на торговой площади; членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение) ещё только начали вводиться и широкого распространения не получили.
  3. Денежные взыскания (штрафы): в случаях оскорбления и «бесчестья». (Этот вид наказаний не был прописан в Судебнике 1497 года, однако на практике часто применялся).

Основная цель — устрашение.

Иван 3 умер в 1505, правил 43 года.

Система местного управления – уездами управляли кормленщики, представители власти - в народе сборы населения в свою пользу. Более мелкие земли – волости, волостели, подчинялись центру.

Армия – исчезали бояре и княжеские дружинники, теперь на их место великокняжеская армия из дворян помещиков, они приходили со своим оружием и холопами, крестьянами. Источником их содержания были земли поместья от правительства.

Судебник запрещал взятки, за убийство и разбой – смерть. Наместникам-кормленщикам и волостителям дан был суд, в присутствии выборных лучших людей. Но крестьянам ограничили переход к другому хозяину или на свободные земли. Юрьев день – неделя до этого дня и неделя после. 26 ноября.

Пожилое – деньги за постройку двора и постройки за счет хозяина, чтоб не убегали от хозяев.

Если в Европе пошел период освобождения людей, то в России наоборот.

Налаживается дипломатия с Папой Римским, Италией, Миланом, Венецианской Республикой. Приглашали итальянских спецов, ремесленников. Архитекторов, пушкарей, врачей, строителей, ювелиров. Сдружились с Германией, те хотели стравить нас с турками, но мы увиливали.

Подружились с Крымским ханством, Венгрией, молдаванами. Орда подломлена Иваном 3, крымский хан Менгли – Гирей добил её, Орда прекратила своё существование. Позже Крым попадёт в зависимость от Турции и станет врагом России.

Борьба сj Швецией ничего не принесла, сил ни у кого не было особых воевать. Зато подружились с Данией.

Появился кирпичный Кремль. Летопись расширялась.

В первой половине 16 века использовалось трехполье, гречиха, навоз на поле, новая соха-косуля. Увеличилось животноводство, коневодство. Основа подъёма экономики – деревня (от слова драть, раздирали целину, вспахивали). В деревне от 3-4 до 7-8 дворов, преимущества такого – больше земель на каждого. Бывали и на 1-3 двора, такое освобождали от налогов и сборов на долгие сроки. В Европе такое было раньше, но там и земли меньше, и свободных мест тоже.

Свободный крестьянин – основа государства. Их положение не лёгкое, но стабильное. Работали и на государство, и на общественное благо. И на себя. Большое значение имела община, защищало отдельного крестьянина.

Артели древоделов, каменщиков и камнерезов стали появляться по всем городам, общины вместе строили дома.

Доля людей в городах – 5 процентов, для нас много, для Европы мало. В середине 16 века 130 поселков городского типа, однако, полноценных городов не более 10.

Грунтовые дороги весной и осенью размывало, месиво, город не успевал за развитием деревни.

Торговля развивалась, а наше оружие запрещали вывозить. В городе стали появляться объединение купцов, ремесленников, огородников в Сотни. Крупное богатое купечество - в корпорации. Они помогали князю с наместничество, сбором налогов, благоустройством городов, сбором ополчения. Но князья и бояре всё равно главные, имели богатые усадьбы.

Мы развивались медленнее Европы, территории большие, людей не так много, постоянные войны. Несмотря на приглашения оттуда спецов, была политика ограждения от них и их религии, въезд и выезд под контролем властей.

К середине 16 века в России было 6.5 миллионов человек, места для всех много, пользы мало. Из за погоды в сельхоз работах работать можно было 5,5 месяцев, тогда как в Европе 9-10 месяцев. На юге хорошие земли, но там степняки, а на земли похуже надо больше усилий.

Церковь и власть поддерживали друг друга, а после падения Константинополя наша церковь стала автокефалийская, не зависимая. Но Ивану 3 и Василию 3 усиление церкви не нравилось, от них стало зависеть избрание митрополита, ограничили льготы судебные и налоговые. Но церковь оставалась мощной и противодействовала другим религиям.

Стригольничество (стригоольники, стригольниковы ученики) — религиозное движение XIV века, возникшее в Пскове и затем распространившееся на Новгород; одно из самых известных, наряду с жидовствующими, религиозных движений в средневековой Руси. Рассматривается православными церковными историками как раскол в Русской церкви. Стригольники отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде» (то есть продаже церковных должностей).

Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники, и создавали собственные общины. Основными идеологами стригольников считались Карп и Никита.

После 1429 года стригольники не упоминаются ни в летописях, ни в церковных документах. О них лишь вспоминает прп. Иосиф Волоцкий в своей книге «Просветитель» в конце XV века как об уже прошедших событиях:

*Ересь удалось уничтожить лишь тогда, когда посадники, по совету благочестивых князей и святителей и иных именитых христиан, велели схватить стригольников и не оставили ни одного, но всех заточили в темницу, до самой смерти их. Таким образом удалось искоренить и уничтожить эту соблазнительную ересь*

«Ересь жидовствующих» (иначе Новгородско-московская ересь) — идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы.

Как следует из названия ереси, предполагается, что в мировоззрении адептов присутствовали значительные элементы иудаизма. По меньшей мере, непризнание божественной природы Иисуса Христа и отрицание связанных с этим догматов, а также следование некоторым обрядовым предписаниям иудаизма.

Нестяжатели — монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступал

Иван 3 сначала к ним хорошо относился и помогал, но при борьбе РПЦ с сектами вставал на сторону РПЦ, так как она поддерживала его, но в целом ему было всё равно.

Нестяжатели отправлялись в ссылку и на плаху.

Концепция третьего Рима - После падения «второго Рима» — Константинополя «третий Рим» — Москва возомнила себя единственным в мире убежищем правой веры и истинного благочестия. В то время православная Русь считала себя единственной обладательнице Христа и христианства; греков она презирала, а инославные вероисповедания ставила на одну доску с язычеством. Первый же Рим стал католическим.

Василий третий не давал братьям создавать семьи и забирал их уделы себе, лишь один брат – Андрей Старицкий смог создать семью.

Так же была концепция – воля государева от Бога.

Летописи описывали жизнь князей, со второй половины 14 века про ведущую роль городов, борьбу с Олегом. «Хронограф», или «Русский хронограф» — название памятников древнерусской письменности, появлявшихся со второй половины XV века и представлявших собой попытку систематизации исторических сведений.

Житие – церковное сочинение, житие святого Александра Невского, повесть о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича, житие Сергея Радонежского.

Сказания – история о знаменательном событии.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Былины – исторические песни

В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла

Хождение – сочинение о дальних похождениях. Как пример хождение за три моря Афанасия Никитина про путешествие в Индию.

14-15 век развитие в живописи, Андрей Рублевский, Феофан Грек

В системе управления многое взято от Орды, но смотрели и на Запад. Одевались в кафтаны, шубы, меховые штаны, чем выше была шапка, тем больше почет.

Девушки 14-15 века без морщин белили лица, красили щеки свеклой, выщипывали брови.

Богатые кушали мясо, птицу, рыбу, молочные продукты, вино, ходили в бани. У крестьян в домах топили по черному, дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу. Освещали избу лучиной щепкой, одевались в рубаху из сукна или холстяную, кожаную обувь. Кушали ржаной хлеб, квас, каши, кисель, с огорода, изредка мясо, молочные продукты

Василий 3 25 марта 1479 – 3 декабря 1533 г - 54 года, княжение 27 октября 1505 – 3 декабря 1533.

Было 4 брата. После интриг он стал главным, ему сделали смотр невест из 1500 дев, обычай от греков с 16 века взят, взял Соломония Юрьевна, отец её писец, стал боярином. Но брак бесплоден, в 1525 развелся и сослал жену, и в 1526 женился на Елене Глинской, дочери литовского князя. Но родился Иоанн только в 1530, и потом Юрий. Юрий умер 3 декабря 1533 от рака или заражения крови, не понятно.

Бояр тоже прижимал с привилегиями, как церковь.

Усиливались деспотичные черты характера. Сделал новый судебник. Строительный бум, теперь и царь, и государь он.

Василий в своей политике в отношении других княжеств продолжал политику своего отца по собиранию русских земель.

В 1509 году, находясь в Великом Новгороде, Василий приказал собраться при нём псковскому посаднику и прочим представителям города, в том числе и всем челобитникам, недовольным ими. По прибытии к нему в начале 1510 года на праздник Крещения Господня, псковичи были обвинены в недоверии великому князю и их наместники были казнены. Псковичи были вынуждены просить Василия принять себя в его отчину. Василий приказал отменить вече. На последнем в истории Псковской республики вече было решено не сопротивляться и выполнить требования Василия. 13 января был снят вечевой колокол и со слезами отправлен в Новгород. 24 января Василий прибыл в Псков и поступил с ним так же, как и его отец с Новгородской республикой в 1478 году. 300 самых знатных семей города были переселены в Московские земли, а их деревни отданы московским служилым людям.

Наступила очередь Рязани, давно уже лежавшей в сфере влияния Москвы. В 1517 году Василий призвал к себе в Москву рязанского князя Ивана Ивановича, пытавшегося вступить в союз с крымским ханом, и велел посадить его под стражу (в дальнейшем Ивана постригли в монахи и заточили в монастырь, а его удел забрал себе. После Рязани было присоединено Стародубское княжество, в 1523 году — Новгород-Северское, с князем которого Василием Ивановичем Шемячичем поступили по примеру рязанского — заточили в Москве.

Ходили на Казань, не взяли, но заключили мир. 3 раза ходили на Смоленск, в 1514 взяли. Хоть позже и русское войско разбили – но Смоленск не потеряли.

В 1521 том же году, выполняя союзные обязательства с Сигизмундом I, крымский хан Мехмед I Гирей объявил набег на Москву. Вместе с ним из своих земель выступил казанский хан, под Коломной крымчаки и казанцы объединили свои армии вместе. Русское войско под руководством князя Дмитрия Бельского потерпело поражение на реке Оке и было вынуждено отступить. Татары подошли к стенам столицы. Сам Василий в то время уехал из столицы в Волоколамск собирать армию. Магмет-Гирей не собирался брать город: опустошив округу, он повернул обратно на юг, опасаясь астраханцев и собранного Василием войска, однако, взяв с великого князя грамоту о том, что тот признает себя верным данником и вассалом Крыма. На обратном пути, встретив войско воеводы Хабара Симского у Переяславля Рязанского, хан начал на основании этой грамоты требовать капитуляции его войска. Но, выпросив татарских послов с этим письменным обязательством к себе в ставку, Иван Васильевич Образец-Добрынский (такое было родовое имя Хабара) удержал грамоту, а татарское войско разогнал пушками.

В 1522 году в Москве опять ожидали крымцев, Василий с войском даже сам стоял на Оке. Хан так и не пришёл, однако опасность со стороны степи не миновала. Поэтому Василий в том же 1522 году заключил перемирие с литовцами, по которому Смоленск остался за Москвой. Казанцы же всё не успокаивались. В 1523 году, в связи с очередной резнёй русских купцов в Казани Василий объявил новый поход. Разорив ханство, на обратном пути он основал город Васильсурск на Суре, который должен был стать новым надёжным местом торга с казанскими татарами. В 1524 году после третьего похода на Казань был свергнут союзный Крыму Сахиб Гирей, а вместо него ханом был провозглашён Сафа Гирей.

В 1527 году было отражено нападение Исляма I Гирея на Москву. Русские войска заняли оборону в 20 км от Оки. Осада Москвы и Коломны длилась пять дней, после чего московская армия перешла Оку и разгромила крымское войско на реке Осётр. Очередное степное нашествие было отбито.

В 1531 году по просьбе казанцев ханом был провозглашён касимовский царевич Джан-Али хан, однако продержался он недолго — после смерти Василия его свергла местная знать.

 

Иван 4 Грозный родился 25 августа 1530 в Коломенском.

 

В 3 летнем возрасте получил престол, 51 год правил, до 1584. Власть была пока у совета, Елена Глинская опекунша не опытная была в плане власти. А опека на бояр Захарина и Глинского, После многочисленных интриг и подковерной борьбы во главе опекунского совета встают князь Василий и Иван Шуйские. О них впоследствии царь вспоминал в весьма негативном ключе: по сохранившимся записям известно, что будущего царя Шуйские «держали в черном теле». Открыто ссорясь, устраивая заговоры и не гнушаясь особо подлыми приемами, бояре фактически боролись за власть над государством, так как никто из не воспринимал всерьез тихого мальчика – великого князя. С раннего детства пребывая в атмосфере интриг и заговоров, Иван впитал в себя все щедро демонстрируемые окружающими приемы. Столь тяжелая и сложная атмосфера не могла не оказать влияния на формирование характера будущего царя.
Сначала опекуны дружили, вместе ударили по брату Василия 3 – Юрию, он отказался принимать власть Ивана 4, бросили его в темницу, где он умер через три года, а его сподвижников казнили. После этого между царским домом и Старицкими пошла вражда, Андрей Старицкий, еще брат Василия 3, присягнул-таки Ивану 4.

Совет опекунов стеснил бояр, убрал право судить разбойников.
Елене Глинской не хотелось быть на вторых ролях, и с помощью успешного князя Телепнева Оболенского, лучшего полководца, сумела вступить в противостояние с советом. Тот не продержался и года. Михаил Глинский с женой и детьми по приказу племянницы попал в тюрьму, дядю от власти убрала. Начала сама править, но и у неё случился разлад среди своих. Глинская с Телепневым за свою власть боролись и хотели мир со всеми, Шуйские были за права бояр и войну с Литвой.

Новое правительство Глинской бросило Андрея Старицкого с сыном в тюрьму, где благополучно и заморили.

Провела финансовую реформу, теперь у нас есть монетка – копейка.

Старое боярство ненавидело Глинскую, вместо власти им она их ограничила.

В 1538 году она умерла, есть вероятность что отравили, и тут же с Телепневым расправились, Иван остался с боярами, ему 8 лет. Шуйские стали рулить, против них – Вельские, и Вельские проиграли и оказались в тюрьме.

Бояре сразу раздавать земли, воровать и давать себе привилегии. Недовольны были многие, духовенство и бояре в том числе, многие были за нормальный порядок.

Ивана часто оставляли в одиночестве, пренебрегали им, хотя на виду слушали и богато одевали.

Он рос недоверчивым, скрытым, нервным, над ним издевались бояре, показывали жестокие вещи, своевольничали. От этого он вырос злым и садистом, убивал животных и топтал людей, в 13 лет затравил собаками Андрея Шуйского.

Остепенно он стал думать о своей исключительности и божественной власти, тем более все ему поддакивали ради выгоды, даже митрополит Макарий, и опять начали болтать, что Москва третий Рим.

В 16 лет ему дали царский титул, считался у нас покруче европейских монархов. 16 января 1547 венчался на царство в Успенском Соборе, отныне Россия – царство. Через месяц женился на дочери сокольничего Романа Юрьевича – Анастасии Романове, с этого момента он самостоятельный, но бояре противостоят друг другу. Родня царицы получили титулы и чины и сразу в противовес Глинским.

В 1547 году недовольство москвичей вылилось в погромы, Москву пожгли, есть слухи что по приказу Глинских, люди ворвались в храм, вытащили одного из Глинских и забили его камнями, другие сбежали. Дошли и до царя, тот был в Воробьевых горах, от него требовали Глинских, тот объяснил что конкретно тут их нет, и от него отстали. Зачинщиков потом казнили, но царь успел перепугаться, заодно положил конец боярскому правлению и показало недовольство людей.

Иван 4 увеличил втрое боярскую думу, в неё вошли менее знатные, но решительные люди, его сторонники, молодые, умные и энергичные.

На первом месте – костромской дворянин Алексей Адашев, священник Сильвестр и военачальник Андрей Курбский. Так же возвысил многих из приказной администрации, наиболее близким был глава посольского приказа дьяк Андрей Висковатов, а духовный наставник – митрополит Макарий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...