Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Походы в Волжскую Булгарию 10 глава

Петр хотел регулярную армию, а значит, все служилые люди в независимости от чина шли в армию или флот. Не менее трети от родовитой фамилии - в гражданскую службу, служили все одинаково.

Табель о рангах - таблица, содержащая перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам. Учреждена указом Петра I от 24 января 1722 года *Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был*. В дальнейшем с многократными изменениями применялась в Российской империи и Российской республике. При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Все могли выслужиться, это стало важнее рода. Дворян заставили учиться грамоте, цифрам и геометрии, а иначе нельзя жениться и быть офицером.

Вменив в обязанность дворян обязательную службу государству, Петр I на этом не остановился. Подневольная служба ведь всегда не очень качественная служба. И он выпускает указ о единонаследии, согласно которому каждый помещик мог оставлять в наследство свое поместье только одному сыну. Указ о единонаследии имел целью вынудить всех остальных сыновей помещика, кроме наследника, добывать себе средства существования иным способом. А их уже ждали в воинских частях, канцеляриях и на кораблях. Вот так жестко ограничивались права самого привилегированного класса в России. Это, разумеется, не могло нравиться дворянам, однако они терпели, видимо, учитывая особенности императора, который с любым выражением недовольства мог расправиться быстро и беспощадно.

По возвращении из-за границы Пётр, изучив европейское городское устройство, издал в январе 1699 года два указа, касающиеся устройства управления городов в России. По этим указам земские старосты, таможенные и кабацкие головы были переименованы на голландский манер в земских, таможенных и кабацких бурмистров, причём в Москве учреждалось особое присутственное место — Бурмистрская палата, которой подчинялись земские избы всех городов. Эти земские избы должны были заменить собой приказные избы и воевод. В Бурмистерскую палату предлагалось гостям, гостиной сотне, посадским и купеческим промышленным людям выбрать из своей среды на годичный срок «добрых и правдивых людей, кого они меж себя и поскольку человек похотят ». Подобным же образом были устроены и земские избы по городам. С 17 ноября 1699 года Бурмистерскую палату было приказано именовать ратушей, причём особым указом ратуше жаловалась печать, на которой были изображены « весы из облака в держащей руке, да зрительное око, а кругом подпись: правда на нюже око державствующего зрить ». Такое устройство отчётности в сборах даёт наилучшее представление о целях и характере нового учреждения — оно по преимуществу являлось финансовым учреждением и менее всего возникло для устройства и упорядочения местного управления. Закрепощённому ещё Соборным уложением 1649 года городскому населению Русского государства учреждение ратуши и земских изб облегчало лишь отбывание службы, но не создало никакой другой внутренней организации посадских общин, не облегчало самого тягла. В 1705 году Пётр решил создать при ратуше и земских избах должность особого наблюдателя и инспектора, который был бы независим от всякого местного начальства и непосредственно доносил бы ему самому о всех заведённых непорядках. Инспектором был назначен Алексей Курбатов, изобретатель гербовой бумаги и автор многих прибыльных казне предложений и проектов. Курбатов должен был по указу следить за деятельностью бурмистров, доносить о воровстве. Тогда же публикуется указ, обращающийся ко всем подданным с призывом доносить на замеченные кем-либо злоупотребления, причём доносителям о воровстве земских выборных обещается вознаграждение — ¼ имущества проворовавшегося излюбленного человека и награда в виде вотчины. Холопам за правильный донос даровалась свобода. Учреждение в 1708 году губерний нанесло последний удар значению ратуши, как органа финансового самоуправления городов, которым она обладала в начале своего существования. Губернатор, как начальник губернии, командир и организатор следуемого с губернии количества войска, естественно, был заведующим всеми сборами со всего населения губернии; для торгово-промышленных людей он заменил собой и ратушу и приказы. Подчинённые губернатору коменданты городов — не что иное, как восстановленные воеводы, как они скоро и начинают именоваться. Существование ратуши как центрального учреждения можно проследить до 1710 года. Прямого указа об ограничении ведомства ратуши совсем не было издано, и совершилось это ограничение по частям. В 1709 году было приказано всем воеводам, бурмистрам и приказам составить окладные книги денежных и хлебных податей и всяких других окладных сборов и доставить их непосредственно губернаторам. С 1710 года подлинные окладные книги передаются в канцелярию Сената; ратуша обязывается доставить туда же ведомость о сборах таможенной пошлины со времени её учреждения до 1711 года. В 1714 году всем приказам, канцеляриям, ратуше, губерниям, денежным дворам, соляному сбору в приходах и расходах было приказано отчитываться в Ближней канцелярии. В этом указе ратуша поставлена в один ряд с любым приказом и даже с соляным сбором, недавно ей подведомственным. Начав войну со Швецией, Пётр очутился в затруднительном денежном положении. Казна была пуста. Из всех мер для накопления средств самой надёжной оставалась одна — увеличение размеров податного сбора. Так тягло посадского населения стало расти, увеличивалась и натуральная повинность. Единственным выходом из такого положения для населения стало бегство, богачи же, например, за взятку записывались в придворные истопники, которые были освобождены от уплаты податей.

Жителе в городах было мало, Петр 1 хотел исправить это, как в Европе, поэтому он облегчил налоги и освобождал от верной службы и казенных товаров, что значит правительство предоставило мануфактуристам целый ряд льгот: освободило их от некоторых повинностей и казенных служб; подчинило их деятельность непосредственно коллегиям; лишило местную администрацию права вмешиваться в дела мануфактур и, самое главное, разрешило использовать на предприятиях подневольный труд крестьян. Казенные предприятия использовали труд государственных крестьян, навечно закрепленных за предприятиями, а также приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров.

В 1708 - 1710 гг. была проведена губернская реформа. Страна была разделена на 8 губерний (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). "Во главе губернии стояли генерал-губернаторы и губернаторы". В губернаторы избирались особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии имел помощника (вице-губернатора), обер-коменданта (ведал военными делами), обер- комиссара, обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и ландрихтера (ведал правосудием). Первоначально губернии делились на "уезды" с "комендантом" во главе. Затем появились "провинции" (возглавлялись обер- комендантами), т. к. губернская канцелярия не справлялась с множеством уездов. "В 1713 - 1714 гг. появились еще три губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская)". С 1715 г. губернии стали делиться на провинции, а провинции на "доли" во главе с ландратом (подразделения на уезды уже не было). Через некоторое время вместо "доль" появились "дистрикты". Возникли и полковые дистрикты. "В провинции основными административными звеньями были комендант, комерир, организующий сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею). В дистриктах земские комиссары отвечали в первую очередь за сбор налогов и выполняли полицейские функции.Следующим этапом реорганизации органов государственной власти и управления была замена системы приказов коллегиями в 1717-1718 гг., т. к. она уже устарела и перестала соответствовать новым условиям и задачам, которые стояли перед страной. Часть приказов ведала определенными сферами управления (Посольский приказ, Поместный, Стрелецкий и др.), другие решали все вопросы на какой-то определенной территории страны (Сибирский приказ, Казанский, Малороссийский). Многие распоряжения приказов дублировались. Это приводило к путанице и волоките, к задержке в решении неотложных государственных дел. Коллегии же имели ряд преимуществ по сравнению с приказами: "в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения и решения всех дел; каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сферами руководства и управления в масштабах всей страны; в основе коллегиальной системы лежала высокая степень нейтрализации". Сначала коллегий было 9 (Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская и т. д.). Иностранная коллегия занималась приемом иностранных послов и руководила работой всех русских дипломатических представителей за рубежом. "Военная коллегия ведала комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии". Кроме того, в ее распоряжении находились гарнизонные полки. Адмиралтейская коллегия была создана в связи с превращением России в морскую державу и созданием военно-морского флота. "Под ее наблюдением и руководством находились все корабельные верфи и военно-морские крепости". А также она отвечала за комплектование, подготовку и обучение экипажей военных кораблей и была обязана проявлять заботу о корабельных лесах. "Остальные коллегии занимались вопросами финансов, торговли и промышленности. Камер-коллегия ведала доходами, руководила сбором подати, наблюдала за выполнением натуральных повинностей и заключала подряды на поставку продовольствия и вина. "Штатс - контор-коллегия ведала расходами, определяла денежные суммы на содержание армии, флота, государственного аппарата, на дипломатию и просвещение". "Ревизион-коллегия осуществляла контроль за состоянием государственной деятельности предыдущих двух коллегий". Промышленность находилась под руководством двух коллегий: горным делом ведала Берг-коллегия и легкой промышленностью - Мануфактур-коллегия. Внешней торговлей занималась Коммерц-коллегия. Юстиц-коллегия ведала вопросами гражданского судопроизводства. Дворянским землевладением - Вотчинная коллегия. Церковными делами управляла Духовная коллегия или Синод. В 1922 г. появилась должность обер-прокурора Синода. "Таким образом, церковь лишалась самостоятельной политической роли и превращалась в составную часть бюрократического аппарата абсолютистского монархического государства". Был усилен контроль над доходами церкви, большую часть из которых правительство забирало на строительство флота и содержание армии и школ. Было запрещено строительство новых монастырей, а в существующих монастырях ограничивалось число монахов. Все это вызывало у представителей духовенства недовольство. В 1721г. Петру I Сенатом был пожалован титул императора после подписания Ништадского мира со Щвецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразия в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

В 1721 году города поделены на классы в зависимости от числа жителей. По получении ведомостей Главный магистрат должен был разделить все города на пять разрядов:

  • Первый: все большие города (Петербург, Москва, Новгород, Вологда, Нижний Новгород и другие, в которых от двух до трёх тысяч дворов);
  • Второй: внутренние города с 1000-1500 дворами и некоторые приморские города, как Пернов;
  • Третий: города с числом дворов от 500 до 1000;
  • Четвёртый: все небольшие города, имевшие 250—500 дворов;
  • Пятый: города с числом дворов меньше 250.

Жители делились на регулярных и нет. Регулярные граждане делились на две гильдии: к первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи.

Нерегулярными гражданами были "подлые", т. е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики).

Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только "числились в гражданстве" и не участвовали в городском самоуправлении.

Людям было тяжело, хитрили, объединялись в один двор, чтоб меньше платить, тогда Петр ввел налогообложение поголовно, с каждого. В 1718 посчитали тягловых людей, получилось 74 копейки с каждого. И еще посчитали холопов, которые считались имуществом и налогов раньше не платили. Сейчас платят. И все стали смешиваться. налог то один, и все вместе они государевы рабы, то есть стало еще тяжелее жить.

В армии единый род войск – регулярная армия, дворяне служили все, остальные – 1 человек с 20 дворов, духовенство не служило.

Казаки стали частью войска. К середине 20-х годов казаков решили содержать там, где они нужны были для защиты границ. В 1724 году состоялось переселение казаков на Кавказ. Среди тех, кто перебрался на Кавказ, было много донецких, медведицких, хоперских казаков, чьи городки были разрушены при подавления восстания Булавина. Они составили Аграханское Войско, стали строить Аграханскую линию, предназначенную для защиты от горских набегов. А так малороссы автономные союзники, Петр определил сколько с Дона должно быть войск.

В конце царствования у него было 200 т регулярных войск, полевых и гарнизонных, 75 тысяч не регулярных казаков, во флоте 48 кораблей, 800 мелких и 28 тысяч обслуживающего персонала.

Вкратце управление – царь – боярская дума, приказы, 40 приказов, в них бояре и дьяки. В городах главный воевода, или вместо него губной староста. Воевода управлял городом и уездом, под их ведением выборные власти – земские старост и тягловых людей.

Петр не созывал дума, всё решал с любимцами и с доверенными людьми. В 1711 сделал правительственный сенат – назначенные Петром доверенные лица, которые доносили указы царя, следили за правильностью их исполнения, решали сложные дела и работали по жалобам.

И в 1722 сделал особую прокуратуру, для отслеживания законности администрации, её начальник Генерал-губернатор имел власть в сенате, и был посредником между ним и царем, так же у него были обер - прокуроры для других администраций. Но Петр сделал и еще тайный присмотр, за генерал и обер-прокурорами, фискалы, ищущие нарушения.

Старый приказ с 1718 заменились коллегиями, каждая имевшая свой круг дел, их было 12.

Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
Камер-коллегия — сбор доходов государства.
Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
Духовная коллегия — управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

Дела велись так: Президент – вице-президент – присутствие (президент, вице-президент, советники,ассесоры) – а дальше шло на а) Конторы (камерир, унтер-камерир, камер- штрейберы) и б) Канцелярия (секретарь, нотариус, регистратор, актариус, канцелярист, копиист, переводчик, вахмистр).

В 1708 Петр ввел деление на губернии. Несколько уездов соединялись в *провинцию*, а несколько их в губернии. Сначала их было 8, но потом больше. Подчинялись генерал-губернатору, подчиненному сенату. Во главе уездов и провинций – воеводы (коменданты), при них состояли выборные от дворян (Ландрата), позже земскими комиссарами, помогавшими в управлении как общим советом, так и уездами. В губерниях появились новые уездные суды.

В целом – управление хаотичное и сложное.

Петр делал ставку на торговлю, привлекал к ней дворян, сам заводил фабрики и отдавал их в частные руки, искал ресурсы – нашел каменный уголь, но не знали, как использовать. Реально хотел развить страну. Публиковал цены на товары в Европе, разводил табак, вино и шелк.

Староверы не любили Петра, надеялись на Иоаким и Адриана, которые тоже не любили Петра, но толку не было. В 1721 царь упразднил Патриарха, а ввел синод соборный.

В 1721 году указом Петра Первого была учреждена Духовная коллегия, позже получившая название Святейший правительствующий Синод. Это стало одним из важнейших этапов церковной реформы, проводимой императором в период его правления.

Под контроль Синода передавались патриаршие приказы (духовный, казенный и дворцовый), приказ церковных дел и канцелярия раскольнических дел, а также типографская контора. Официально Синод был уравнен в правах с Сенатом. Основная цель, которую преследовал Петр 1 при его учреждении, была той же, что и при учреждении Коллегий – упорядочивание и разделение управленческих функций. Кроме того, Петр хотел уменьшить, если не устранить совсем, независимость Церкви, ее обособленность в делах государства. Он решил использовать ее более выгодно на благо страны.

В состав Синода входило 12 человек. Как и в других Коллегиях, здесь главенствовал президент, которого заменяли при необходимости два вице-президента; также присутствовали и советники, ассесоры, канцелярия. Все члены Синода перед вступлением в должность приносили присягу и клятву перед Евангелием. Контроль за деятельностью этого органа, как и в случае с гражданскими Коллегиями, осуществлял прокурор.

Первым президентом Синода стал митрополит Стефан, впоследствии не имевший абсолютно никакого влияния на принимаемые решения, в отличие от преданного царю архиерея Феодосия, которого назначили вице-президентом.

Теперь абсолютно вся власть была сосредоточена в руках императора. С реформами Петра в истории России начался абсолютистский период.

Февраля 1724 г. Петр I подписал указ, которым предполагалось переустроить монашество, а размножившимся монастырям дать назначение, сообразное с пользою государства. Указ этот составлен государем и дополнен Феофаном (Прокоповичем). Состоит он из исторического объяснения о начале монашеского чина и об образе жизни древних монахов и из правил для монахов, избирающих монашество для уединенной жизни, и для ученых монахов, ожидающих архиерейства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...