Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Походы в Волжскую Булгарию 7 глава

Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь предводителями выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные казачьи предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, татар, мордвы.

В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск, но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Ю. А. Долгоруковым. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; его брат Фрол, предположительно, был казнен в тот же день.

После смерти Филарета митрополитами были ничем не выдающиеся Иоасоф и Иосиф, а после них митрополит Никон. (с 1652 года патриарх). Как человек – хороший, и царь его любил. Сам он был из крестьян, ушел в монастырь, был и сельским священником на Родине, и игуменом. Пригласили в Москву. Царь его заметил и поднял до митрополита Новгорода.

Уговаривали быть патриархом, отказывался, только царь уговорил, говоря о исключительной власти, титуле Великого государя, как у Филарета, и тот согласился, стал пользоваться властью и правил наравне с Алексеем.

Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное знамение тремя перстами, что противоречило актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие. Далее Никон продолжил реформу, собирая соборы. Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. И если определения сего Собора были рассмотрены и согласованы на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, то решение поместного Московского собора 1656 года, на котором всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме.

5 лет Никон ретиво следил за исполнением своей воли, следующий патриарх уже ленивей этим занимался. Противников своих идей ссылал или лишал сана.

Патриарх Никон стремился противодействовать тому, что воспринималось им как посягательство гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству.

Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после подписания греками Флорентийской унии с католиками, падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к раскол Русской Церкви на сторонников Никона («никониан»), и его противников старообрядцев, одним из лидеров которых стал Аввакум. Аввакум считал, что чины, изложенные в московских книгах, лучше отражают православную веру.

 

Никон хамел, и хотя сделал много хорошего для церкви – его не любили. И придворные, и царская семья, плели против него интриги. Да и царь на войне возмужал, стал более самостоятельный, и ему тоже стало не нравится поведение Никона, они стали ругаться. Никон сообщил, что его довели, снял одеяние и уехал в свой монастырь, но сан не снял, всех запутав. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности.

22 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.

В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви:

1. Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу патриарха.

2. Никон не смирился и не стал каяться, а совершал хиротонии в новом месте, строил новые монастыри, которые назвал «неподобающими словами и суетными именованиями»: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым он ругался божественным и глумился святым, прославляя себя патриархом Нового Иерусалима, похищая разбойнически, и если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства.

3. Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом.

4. Никон написал личные письма патриархам, в которых писал про царя Алексея, что царь «латиномудренник, мучитель и обидник, Иеровоам и Озия» и то, что Российская церковь в латинские догматы впала, больше всего обвиняя в этом Паисия Лигарида.

5. Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.

6. Своего духовного отца Никон два года немилостиво бил и ему наносил язвы, после чего патриархи сами видели духовника Никона «всеконечно расслабленным».

За эти преступления Никон был извержен из священства: не только патриаршего достоинства, но из епископского сана и стал простым монахом.

Хотя у Никона было много врагов, но в итоге в 1666 году был собор духовенства, и там все были за его новоисправления, а двух не согласных в анафему и сослали, теперь ревнители старой веры называются еретиками и раскольниками, но протест остался. Монастырь Соловецкий отказался принимать новые порядки, его осадили на 8 лет (1668 – 1676).У монахов было 450 человек, стрельцов 700, и сначала осадала была лишь для проформы. 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе со Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек.

После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги

Монах Никон после соборного суда и извержения был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 27 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.

C 1654 года Алексей Федорович ведёт войну с Польшей и Литвой за Малороссию – польские владения на Днепре, там население было лояльно нам. Взяли Смоленск и другие города, потерянные в смуту, взяли Киев и ряд малорусских городов.

Шведская война 1650-1659 года закончилась ничем, все остались со своим, с турками были стычки.

11 сентября 1674 г. царь объявил своего сына Фёдора наследником престола. 9 февраля 1676 года царь Алексей Михайлович Тишайший скончался от сердечного приступа на 47 году жизни.

Падение роли земских соборов в 1653 году. Это связано с тем, что среди исследователей нет единства по вопросу о критериях, которым должен отвечать земский собор. Последним земским собором в полном составе следует считать собор 1653 г. Соборы второй. После этого соборы созывались в урезанном составе, являясь чем-то вроде совещаний правительства с представителями отдельных сословий. Так, в 1660, 1662-1663 гг. шли совещания бояр с гостями и тяглыми людьми г. Москвы по поводу тяжелого финансового положения кризиса, в 1681-1682 гг. в Москве под руководством князя В. В. Голицына отдельно друг от друга заседали совещания служилых людей и тяглых людей. Последний собор (также неполного состава) был созван в 1698 г. для суда над царевной Софьей.

Так же была большая боярская дума, примерно 40 приказов. Районы страны стали более узкоспециализированными, а производимое в них отправлялось на ярмарки.

Киев нам давали по условиям мира на два года, но мы не вернули.

Богдан Хмельницкий, долго служил казаком, стал сотником. Служил у поляк, но те его чем-то обидели, и он ушел в Запорожье, там поднял восстание, и ему дал помощь крымский хан. В 1648 разбил посланные против него польские войска, и теперь вся Украина стала его.

В Польше Владислав умер, и на правление взошел его брат Ян-Казимир. А Богдан уже из Киева провел переговоры 1649 года. Поскольку Хмельницкий, как бунтовщик, был объявлен вне закона, переговоры от имени польского короля велись с крымским ханом Ислямом III Гире. Скоро были достигнуты договоренности: Речь Посполитая соглашалась с выпасом татарских табунов на нейтральной полосе между речками Ингул и Большая Высь. Кроме того, поляки обещали 200 тыс. талеров за отвод войск в Крым и дополнительно 200 тысяч талеров за снятие осады Збаража. Ханский визир, ведший переговоры, настаивал о признании поляками 40 тысяч реестрового списка Войска Запорожского.

Предательство татар поставило Хмельницкого в тяжёлое положение.
Вечером 19 августа Хмельницкий согласился с условиями Зборовского мирного договора. Договор имел 17 пунктов. Казацкая автономия охватывала три воеводства — Киевское, Брацлавское, и Черниговское. Администрация этих воеводств назначалась из местной православной шляхты, все евреи и иезуиты должны были быть выселены. Объявлялась амнистия шляхте, крестьянам и мещанам, которые выступали против коронной армии. 23 сентября была снята осада Збаража.

Войско было более 40 тысяч и лишним пришлось идти работать, что вызвало недовольство, были мятежи, жёстко подавляемые.

Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Весной 1651 года Хмельницкий двинулся к Збаражу и долго простоял там, поджидая крымского хана и тем давая полякам возможность собраться с силами. Только 8 июня хан соединился с казаками.19 июня 1651 года войска сошлись. На другой день поляки начали Берестецкое сражение. Дни боев совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам, поэтому большие потери у татар (погиб постоянный союзник Хмельницкого Тугай-бей) были восприняты татарами как кара Божья. В целом – поражение, но не полное.

Алексей Михайлович не раз обсуждал с Собором помощь Хмельницкому, и в итоге решили помочь (1652-1653), отправили послом боярина Бутурлина, и в январе 1654 года договорились, объединились. Малороссия сохраняла внутреннее самоуправление, реестр 60 тысяч, внешнюю политику рулили сами, кроме отношений с поляками и турками, тут уже надо согласовывать с царем.

1649 – полное закрепощение людей.

В 1657 году Богдан умер, и малоросы стали бузить, Москва думала, что все земли уже её, и можно ставить своих людей на должности и в гарнизоны, а те сопротивлялись. Теперь стал гетман Иван Выговский, он склонялся к Польше, а сами казаки нет, начинался междусобойчик.

В 1659 году он с татарами разбил русское войско, но Москва договорилась с Юрой Хмельницким, который сменил буяна Выговского, и всё осталось за Москвой. После него Малороссия разделилась на две части – Левый берег за гетманом Брюховецким, левобережная Украина, а правобережная с Киевом – за поляками.

И у нас новая война с Польшей 1657-1667. 9 февраля 1667 года в деревне Андрусово близ Смоленска было подписано Андрусовское перемирие, завершавшее 13-летнюю войну. Согласно ему, России переходил Смоленск, а также земли, ранее отошедшие к Речи Посполитой в период Смутного времени, в том числе Дорогобуж, Белая, Невель, Красный, Велиж, Северская земля с Черниговом и Стародубом. Кроме того, Польша признала за Россией право на Левобережную Малороссию. Согласно договору, Киев временно, на два года, переходил Москве (России, однако, удалось оставить Киев себе по Вечному миру 1686 года, уплатив Польше 146 тысяч рублей в качестве компенсации). Запорожская Сечьпереходила под совместное управление России и Польши. Андрусовское перемирие устанавливалось на 13,5 года, 13 августа 1678 года оно было продлено ещё на 13 лет, в 1686 году был заключен мирный договор («Вечный мир»), согласно которому Россия за определенную денежную сумму закрепила за собой Киев с пригородами, а Речь Посполитая отказывалась от протектората над Запорожской Сечью.

Брюховецкий изменил Москве, но не надолго – поймали и убили, на его место Степан Вдовиченко.

У Алексея от первой жены было два сына – Федор и Иван, и куча дочерей. От второй – Наташи Нарышкийной сын Петр, то есть получается два круга родни. Первые – Милославские, вторые Петр с мамой Нарышкины. Они друг друга не любили. Петр был здоров, а Иван и Федор болели цингой, были слабые и болезненные.

Царем стал Федор Алексеевич, коронация 18 июня 1676, и сразу пошли ссоры и интриги. Милославские хотели власти. Пока государством фактически управлял А. С. Матвеев, Нарышкины продолжали оставаться в фаворе, но после того, как Милославские добились отправки Матвеева в ссылку на север, Нарышкины постепенно были удалены от двора. Семнадцатилетний царь Федор Алексеевич в 1679 г. приблизил к себе двух любимцев: Ивана Максимовича Языкова и Алексея Тимофеевича Лихачева. Языков был назначен постельничим.

Теперь три круга влияния.

Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 году проведена общая перепись населения, в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт. В военном деле в 1682 году отменено парализующее начальствование в армии местничество, в связи с этим сожжены разрядные книги. Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с заслугами предков при занятии должности, главным критерием продвижения по службе стали личные способности и выслуга лет. Для сохранения памяти предков были введены родословные книги. В целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы были объединены под руководством одного лица.

Будучи широко образованным человеком, в марте 1681 года царь Фёдор Алексеевич стал одним из создателей Типографской школы при Заиконоспасском монастыре — предтечи Славяно-греко-латинской академии.

Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён с ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по преданию, предсказавший близкую смерть царю.

Продолжалась война с турками 1672-1681. Дорошенко Гетман ждал помощи от турок, он им предложил права на Правобережную Украину, они согласились, и пытались занять её столицу – Чичерин. Многие годы сопротивлялись московские воеводы, и земли были уже разорены, и казаки сердюки – наемная личная армия – больше грабили, не получая жалования. Когда к городу подошли русско-украинские войска, Дорошенко 19 сентября капитулировал.

Когда к городу подошли русско-украинские войска, Дорошенко 19 сентября капитулировал.

  • Бахчисарайский мирный договор 1681 года — соглашение о перемирии 13 января 1681 году в Бахчисарае между Турцией, Крымским ханством и Россией по результатам войны 1676—1681 годов. Граница между Турцией и Россией устанавливается по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России;
  • Россия присоединяет левобережные земли Днепра и Киев с округой. Запорожье формально становилось независимым. Россия согласилась на ежегодное предоставление хану «казны»;
  • казаки получают право на рыбную ловлю, добычу соли и свободного плавания по Днепру и его притокам до Чёрного моря;
  • крымцы и ногайцы имеют право кочевать и промышлять на обоих берегах Днепра

Развивались полки иноземного строя.

Придворный быт значительно изменился: молодые бояре начали брить бороды, при дворе было запрещено появляться в традиционных охабнях и однорядках. Тяга к западному по причинам, изложенным выше, принимала форму полонофилии: придворные осваивали польские обычаи, начали носить кунтуши, стричь волосы по-польски и учиться польскому языку.

Царь взял себе в жёны 28 июля 1680 года дочь смоленского дворянина, Агафью Грушецкую. Единственный сын царя, наследник престола Илья Федорович, родился 21 июля 1681 года и скончался на десятый день жизни. Царица Агафья умерла уже на третий день после родов, 24 июля 1681 года.

Второй брак был заключён 25 февраля 1682 года с Марфой Матвеевной Апраксиной, сестрой будущего сподвижника Петра I адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Детей от этого брака, продлившегося чуть более двух месяцев, у царя не было.

Фёдор Алексеевич скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Вероятно, причиной смерти была цинга. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля

Решили посадить на трон обоих его братьев – Петра и Ивана, при регентстве их сестры Софьи Алексеевны.

Ивану было 15 лет. Он был слабым и болезненным, поэтому любимцы Федора Языков и Лихачев сблизились с Нарышкиными, привезли из ссылки Матвеева, и сделали так, чтоб царем стал Петр. Все согласились, хоть и не законно и без земского собора. Милославские обозлились. Их лидеры Софья Алексеевна и Иван Милославский подняли стрельцов на бунт.

Стрелецкие войска делились на полки, приказы, каждый жил в своем отдельном районе, слободе, помещались в отдельные дворы с семьями, вели хозяйство, торговлю и промысел в свободное время. Каждый полк имел полковника и по его имени назывался полк, всеми ими управлял Стрелецкий приказ во главе со старым Юрием Долгоруким. В последние дни Федора стрельцы жаловались на полковников – те заставляли их работать на себя, не платили. Сначала Долгорукий ничего не делал, потом без суда и следствия разрешил забирать свою плату.

Эмиссары Милославских стали разжигать недовольство стрельцов, распространяя среди них слухи, что теперь, под властью Нарышкиных, их ждут ещё большие притеснения и лишения. Среди стрельцов участились случаи неповиновения начальству; и нескольких стрелецких командиров, пытавшихся восстановить дисциплину, стрельцы втащили на колокольню и сбросили наземь.

15 мая ближний боярин Милославский и его племянник Толстой проскакали по стрелецким слободам и звали стрельцов в Кремль на службу, крича, что Нарышкины задушили царевича Иоанна Алексеевича. Ударил набатный колокол, и стрельцы многих полков бросились с оружием в Кремль, смяли немногочисленную охрану из царской дворни и заполнили Соборную площадь перед дворцом. На Красное крыльцо вышли царица Наталья Кирилловна, державшая за руки царя Петра и царевича Ивана, патриарх и несколько бояр. Среди стрельцов произошло замешательство: царевич Иван был жив и невредим, на расспросы стрельцов отвечал: Меня никто не изводит, и жаловаться мне не на кого.

Действия стрельцов в таком случае не имели оправдания и могли расцениваться как бунт, в то время как сами они претендовали на роль защитников государства и стражей законности. В это время князь Михаил Долгоруков стал кричать на стрельцов, обвиняя их в воровстве, измене и угрожая суровой расправой.

Это взорвало накалённую до предела толпу, стрельцы поднялись на крыльцо и сбросили Долгорукого на подставленные копья, после чего кровопролитие пошло по нарастающей: следующей жертвой стал боярин Артамон Матвеев — общепризнанный лидер клана Нарышкиных. Стрельцы ворвались во внутренние покои дворца, в соответствии с составленными заранее проскрипционными списками зарезали нескольких бояр, в том числе брата царицы Афанасия Кирилловича Нарышкина, князя Григория Григорьевича Ромодановского, боярина Языкова, думного дьяка посольского приказа Лариона Иванова. Стрельцы разыскивали другого брата царицы — Ивана Кирилловича Нарышкина, но в тот день не нашли его: он скрывался в покоях своей сестры. В городе также происходили убийства бояр и стрелецких начальников, в том числе боярина стрелецкого приказа князя Юрич Долгорукого, который был стар, болен и из дома не выходил — его убили из опасения мести за сына Михаила. Стрельцы расставили в Кремле свои караулы, которые не должны были никого ни впускать, ни выпускать. Фактически все обитатели Кремля, включая царскую семью, оказались заложниками мятежников.

На следующий день стрельцы вновь пришли в Кремль, требуя выдачи Ивана Нарышкина, угрожая в противном случае перебить всех бояр. Софья и бояре оказали на Наталью Кирилловну сильное давление: говорили что не отбиться от стрельцов, и не всем же из-за него погибать.

Иван Нарышкин был выдан, подвергнут пытке и казнён. Отец царицы — престарелый Кирилл Полуэктович Нарышкин по настоянию стрельцов был пострижен в монахи и выслан в Кирилло-Белозерский монастырь.

Государственная власть была уничтожена: царём номинально оставался малолетний Пётр, царица Наталья Кирилловна — регентшей, но никакого дееспособного правительства у них не было, ибо все их родственники и сторонники были либо перебиты, либо бежали из Москвы, спасаясь от стрельцов.

19 мая выборные от стрелецких полков подали царю челобитную(формально — просьбу, а фактически — ультимативное требование) выплатить всю задолженность по жалованию, которая составила по их расчётам 240 000 рублей. Таких денег в казне не было, тем не менее, приходилось это требование удовлетворить, и Софья (ещё не располагавшая никакими формальными полномочиями) распорядилась собирать для этого деньги по всей стране и переплавлять на деньги золотую и серебряную посуду царской столовой.

23 мая стрельцы подали новую челобитную, чтобы помимо Петра царём (притом старшим) был назван ещё и царевич Иван, а 29 мая была подана ещё одна челобитная, чтобы царевна Софья Алексеевна, ввиду малолетства царей, была правительницей (регентшей). Эти требования стрельцов, отвечавшие главным образом интересам клана Милославских, очевидно, были им подсказаны сторонниками Софьи, а в усилении Милославских и ниспровержении Нарышкиных стрельцы видели для себя некоторые гарантии от мести последних. Патриарх и боярская дума выполнили требования стрельцов, и 25 июня Иван V и Пётр I были венчаны на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Хотели, чтоб им поставили памятник, в знак чего на Лобном месте должен быть установлен памятный столб (Столп надворной пехоты), на котором должны быть вырезаны имена всех воров-бояр, истреблённых стрельцами, с перечислением их провинностей и злоупотреблений (действительных или мнимых). Правительство было вынуждено выполнить эти требования, и на место убитого Долгорукого поставили друга Милославских Хованского Андрея. Стрельцы продолжали контролировать Кремль под предлогом его охраны, сохраняя за собой возможность выдвижения новых требований к правительству. Это время и получило в русской истории название Хованщина.

В это время, почувствовав слабость правительства, старообрядцы, подвергавшиеся до той поры жестоким преследованиям со стороны царской власти, решили, что наступил их час. Их активисты собрались в Москве из дальних скитов, и проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским, который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни он, ни правительница Софья, при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви — патриарха и архиереев. Церковь же ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. А для Софьи возврат к старой вере означал бы признание неправоты её отца, царя Алексея Михайловича, и брата, царя Фёдора Алексеевича, поддерживавших новый обряд.

 

Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади, в присутствии всего народа. За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь. Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви. Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Софья активно вмешалась в этот спор на стороне патриарха, выразив желание присутствовать на диспуте вместе с царевнами — своими сёстрами и тётками, а им, как девицам, по строгим понятиям того времени, появляться на площади было зазорно.

Хованский и старообрядцы, после долгих пререканий, согласились в конце концов на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую — Никита Пустосвят. Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе.

В этих словах содержалась неприкрытая угроза: покинув Москву, и освободившись от опеки стрельцов, правительство могло объявить созыв дворянского ополчения — силы, способной подавить стрельцов. Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его как одного из главных своих противников.

Зависимое от стрельцов положение правительства продолжалось до середины августа, пока Софья не нашла способа привести в исполнение свою угрозу. 19 августа должен был состояться крестный ход в Донском монастыре, в котором по обычаю должны были принимать участие цари. Воспользовавшись этим, царская семья в полном составе (оба царя, обе вдовствующие царицы — Наталья и Марфа, и восемь царевен — две тётки и шесть сестёр царей, в том числе правительница Софья) под конвоем царских стольников выехала якобы в монастырь, но по дороге свернула в Коломенское — подмосковное имение царской семьи, откуда они по просёлкам, в объезд Москвы, к 14 сентября добрались до села Воздвиженского на Ярославской дороге, в нескольких верстах от Троице-Сергиевого монастыря, который был выбран в качестве царской резиденции на время противостояния со стрельцами. Сюда же собрались остатки боярской думы и царской дворни.

Эти манёвры встревожили стрельцов. Князь Хованский с сыном Андреем отправились в Воздвиженское договариваться с правительницей, но в Пушкино, где они заночевали по дороге, были схвачены сильным отрядом царских стольников, и 17 сентября (день рождения Софьи) привезены в Воздвиженское как пленники. Здесь, у околицы, в присутствии нескольких бояр отцу и сыну было зачитано обвинение в намерении извести царей и самим завладеть престолом, и смертный приговор, который был тут же приведён в исполнение. Софья же перенесла свою ставку в Троицу и стала собирать ополчение.

Лишившись своего лидера, стрельцы потеряли всякую способность действовать сколь-нибудь решительно. Они посылали правительнице одну челобитную за другой, в которых просили Софью не лишать их своей милости и обещали служить ей *верой и правдой, не щадя живота *. Они выдали в Троицу младшего сына Хованского — Ивана, впоследствии он был отправлен в ссылкуВ октябре стрельцы прислали челобитную, в которой признавали свои действия 15-18 мая преступными, умоляли царей о помиловании, и сами просили царского указа о сносе памятного столба на Лобном месте, который в своё время был воздвигнут по их требованию, как гарантия от преследований. Софья обещала стрельцам прощение, казнив только выданного стрельцами ближайшего помощника Хованского — Алексея Юдина. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Фёдор Леонтьевич Шакловитый, который восстановил в стрелецком войске порядок и дисциплину, обходясь, в основном, без репрессий, но когда в полку Бохина возник рецидив смуты, четверо стрельцов, признанных зачинщиками, были немедленно казнены. В начале ноября царский двор вернулся в Москву, только царица Наталья Кирилловна сочла небезопасным для себя и сына оставаться в Кремле, где всё было под контролем Милославских, и предпочла жить в загородной резиденции Алексея Михайловича — селе Преображенском, под охраной верных ей людей. Царь Пётр жил там, приезжая в Москву только для участия в церемониях, на которых его присутствие считалось необходимым. Режим правления Софьи Алексеевны при номинальном царствовании Петра I и Ивана V, установленный в результате стрелецкого бунта, продлился 7 лет, до сентября 1689 года, когда в результате обострения конфронтации между повзрослевшим Петром и Софьей последняя была отстранена от власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...