Международный опыт минимизации рисков во внешнеторговой деятельности
В процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо провести целый комплекс мероприятий, направленных на минимизацию рисков. Писк путей минимизации рисков ведется в двух направлениях: ) избежание появления возможных рисков; ) снижение воздействия риска на результаты деятельности. Но так как избежать рисков в большинстве случаев невозможно, то предпринимаются различные мероприятия по снижению воздействия рисков. Для борьбы с рисками используются множество различных методов, разрабатываются организационно-технические мероприятия, включающие систему планирования, систему управления качеством и пр. Главным критерием таких мероприятий является эффективность т. е. отношение результата к затратам на их осуществление. Основными принципами управления риском можно назвать следующие: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; необходимо думать о последствиях риска; нельзя рисковать многим ради малого [10, c. 89]. Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками: ) Страхование, т. е, использование различных видов полисов, договоров страхования, применяемых в международных торгово-экономических отношениях. ) Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов. ) Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты.
) Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных или заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями. ) Другие методы. Среди методов управления рисками в ВЭД значительное место отводится страхованию.Выделяют три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности. Среди имущественных видов страхованиянаиболее часто применяются следующие: страхование грузов; страхование судов (морское каско); страхование воздушных судов; страхование автомобилей; страхование экспортных кредитов; страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности; страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей; страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей; страхование имущества, находящегося в холодильных камерах; другие виды имущественного страхования. При страховании ответственностиобъектом страхования является ответственность за ущерб третьим лица. К этому виду страхования можно отнести: - международный полис страхования автогражданской ответственности; страхование гражданской ответственности перевозчиков; страхование ответственности производителей товаров; другие виды страхования ответственности. Личное страхование,в котором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД. Однако среди многочисленных видов личного страхования следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма. К ним относятся: • комплексное страхование граждан, выезжающих за границу;
• страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж; • страхование медицинских расходов при выезде за границу; • другие виды личного страхования. Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД (например, страхование туристов, выезжающих за границу, или страхование ответственности владельцев транспортных средств для большинства зарубежных стран и др.), т. е. без которых невозможно было бы осуществление той или иной деятельности [11, c. 372-373]. Хеджирование- позиция по срочным сделкам, устанавливаемая на одном рынке, для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной срочной позицией (позицией по срочным сделкам), на другом рынке. Хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках. Наиболее часто встречающийся вид хеджирования - хеджирование фьючерсными контрактами. Финансовые фьючерсы служат удобным инструментом страхования для банков, пенсионных фондов и других финансовых институтов по сравнению с альтернативными способами хеджирования. В настоящее время существует возможность открытия и закрытия фьючерсных позиций на биржах разных стран мира. Основные типы хеджирования: ) классическое (чистое) хеджирование Хеджирование путем занятия противоположных позиций на рынке реального товара и фьючерсном. ) полное и частичное хеджирование Полное хеджирование предполагает страхование рисков на фьючерсном рынке на полную сумму сделки. Данный вид хеджирования полностью исключает возможные потери, связанные с ценовыми рисками. Частичное хеджирование страхует только часть реальной сделки. ) предвосхищающее хеджирование Предвосхищающее хеджирование предполагает покупку или продажу срочного контракта задолго до заключения сделки на рынке реального товара. В период между заключением сделки на срочном рынке и заключением сделки на рынке реального товара фьючерсный контракт служит заменителем реального договора на поставку товара.
4) селективное хеджирование Селективное хеджирование характеризуется тем, что сделки на фьючерсном рынке и на рынке реальных товаров различаются по объему и времени заключения. 5) перекрестное хеджирование Перекрестное хеджирование характеризуется тем, что на фьючерсном рынке совершается операция с контрактом не на базовый актив рынка реального товара, а на другой финансовый инструмент. Например, на реальном рынке совершается операция с акцией, а на фьючерсном рынке с фьючерсом на биржевой индекс [12, c. 598-601]. Отдельная область управления рисками во внешнеэкономической деятельности связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся: применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара; использование банковских гарантий (например, авалирование переводных векселей - тратт и др.). Аккредитив представляет собой финансовое обязательство или документ, оформляемый банком, который гарантирует оплату тратт (векселей) клиента до указанной суммы в течение определенного времени. Служит заменой банковского кредита для покупателя и устраняет риск для продавца. Аккредитив может быть или «возобновляемым» (периодически возобновляемым до указанной суммы) или «исполняемым» (гарантирующим выполнение обязательств в зависимости от потребностей бенефициара). Безотзывной аккредитив - аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца (получателя средств), в пользу которого он открыт. Продавец вправе досрочно отказаться от исполнения аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. Подтвержденный аккредитив - аккредитив, получивший дополнительную гарантию платежа со стороны другого банка. Банк, подтвердивший аккредитив, принимает на себя обязательство оплачивать документы, соответствующие условиям аккредитива, если банк-эмитент откажется совершить платежи. Аваль - вексельная гарантия, вследствие которой лицо, совершившее эту гарантию (авалист), принимает на себя ответственность полностью или в части суммы по обязательствам какого-либо из обязанных по векселю лиц (векселедателя, акцептанта, индосанта).
Когда банк осуществляет авалирование векселя, он тем самым дает такому лицу кредит (срочный или до востребования). Авалистом может быть как третье лицо, которое не имеет отношения к векселю, так и один из надписантов векселя. Перед тем, как осуществить авалирования векселей, банк проверяет кредитоспособность клиента. С этой целью клиент подает в банк заявление, документы, характеризующие его финансовое состояние, а также соглашения, на основании которых были приобретены векселя. Используются также и другие банковские гарантии. Вознаграждение банка за осуществление такой операции складывается из комиссионного вознаграждения, которое выплачивается сразу после достижения договоренности на акцептирования. Дополнительные доходы от акцептной операции банк может получить посредством учета акцептовано ним векселя. Преимущество данного механизма снижения рисков - простота и доступность использования для участников внешнеэкономической деятельности, недостаток - относительная дороговизна данного типа услуг. Конъюнктура рынка - сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка - это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют [12, c. 658]. Прогноз конъюнктуры рынка представляет возможные варианты изменений в структуре и объеме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства товара, что позволяет получить прогнозы объема продаж, спроса, предложения и соотношения между ними. Основная цель изучения конъюнктуры рынка - установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров. Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Анализ рынка - основа для разработки тактики и стратегии предприятия (как в настоящем, так и в будущем), прогноза конъюнктуры рынка и состояния конкуренции - наиболее важных элементов анализа. Анализ рынка позволяет: определить параметры рынка, выявить положение предприятия на нем; определить конкурентов в отрасли и оценить уровень конкуренции; изучить потребность и спрос потребителей на товар (услугу); изучить товар, его место на рынке и степень удовлетворения им потребностей покупателей; прогнозировать (моделировать) перспективы товара; определять направления деятельности с целью удовлетворения меняющихся потребностей покупателей. Также для минимизации рисков используются и другие методы, такие как уклонение от риска, компенсация риска и его последствий, локализация риска, распределение риска. Перечисленные способы не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например, диверсификацией деятельности). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях. Выводы. Для борьбы с рисками используются множество различных методов, разрабатываются организационно-технические мероприятия, включающие систему планирования, систему управления качеством и пр. Главным критерием таких мероприятий является эффективность т. е. отношение результата к затратам на их осуществление. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками: ) Страхование, т. е, использование различных видов полисов, договоров страхования, применяемых в международных торгово-экономических отношениях. ) Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов. ) Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. ) Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных или заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями. ) Другие методы (уклонение от риска, компенсация риска и его последствий, локализация риска, распределение риска).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|