Обращение вспять цикла низкой самооценки
И снова представим, что наш студент плохо сдал или вообще завалил экзамен. Подобные триггеры угрожают нарушить его правила, что, в свою очередь, активирует ключевое убеждение «Я недостаточно хорош». Ощущение, что его представление о себе под угрозой, может послужить ему флагом – сигналом о том, что он в уязвимой позиции. Здесь он может остановиться и просто отметить свои мысли и ощущения:
– Какая эмоция забрезжила на горизонте? – На какие мысли и убеждения это чувство опирается? – Какие правила, по моим ощущениям, нарушены или под угрозой, и может ли это активировать негативное ключевое убеждение?
Хороший способ разобраться с данными процессами – это записывать их или вести «дневник мыслей». Уделите время тому, чтобы отмечать, когда на вас действует триггер, и старайтесь анализировать мысли и поведение прежде, чем они возникнут. Понятно, что ваш навык возрастет с практикой. Зная, как может дальше развернуться ситуация, наш студент, возможно, решит вдумчивее относиться к своим ожиданиям и мнениям о себе. Если он поймает себя на том, что прислушивается к внутреннему голосу, который твердит, что все обязательно кончится плохо, то сможет это осознать и прийти к определенному решению. Неужели правда, что плохой результат единственного экзамена означает, что вам не добиться успеха в следующий раз? Говоря конкретнее, правда ли, что наш студент обязан каждый раз (или вообще) показывать идеальные результаты? Еще конкретнее – правда ли он недостаточно хорош? Замедляя протекание данных процессов и уделяя им некую меру осознанного внимания, студент даст себе время, чтобы их остановить и при необходимости откорректировать. Точно так же он может отметить момент, когда будет давать себе оценку исходя из негативного ключевого убеждения. Например, на первой странице дневника он напишет мантру: «Ты хороший человек. Ты не обязан быть совершенством» и будет напоминать себе, что надо снова и снова ее прочитывать.
Изменив искаженные ожидания и вредоносные представления о себе, он получит возможность вести себя так, чтобы поведение помогало, а не вредило. Вместо того чтобы устраняться, избегать или принимать меры предосторожности, он будет заниматься своими делами с открытым, нацеленным на принятие разумом и принимать новые вызовы с оптимизмом. Сбросив с себя бремя и обратив вспять динамику низкой самооценки, он сможет оценить каждую новую ситуацию свежим взглядом, принимая возможности и испытания без страха и сопротивления. Более того, подобного рода здравое поведение со временем закрепится, поддерживая более полезное ключевое убеждение: «Я хороший человек». Вместо того чтобы устремляться по спирали в пропасть стыда и самообвинения, студент начнет понимать, когда ведет себя здраво и адаптивно. Он сможет заставить себя продолжать учение и выполнять задания, несмотря на результат предыдущего экзамена. А когда вновь придут негативные мысли и чувства, он воспользуется возможностью пересдать экзамен и спокойно бросит вызов собственным ожиданиям, интерпретациям и ключевым убеждениям. Ведя себя здравым образом, он сумеет остановиться, отметить, что происходит, и вознаградить себя за это. Если ему удастся лучше сдать следующий экзамен, хорошей идеей будет дать себе награду – не за хорошую оценку, а за то, что он сделал еще один шаг к более здравому ключевому убеждению. Новые убеждения будут усиливаться каждый раз, когда мы будем отдавать им должное как свидетельствам альтернативных убеждений. Не забывайте «складывать в копилочку» достижения и считать их доказательством вашего роста.
Наработка самооценки предполагает необходимость постоянно делать паузу и анализировать убеждения, которые когда-то в прошлом вы считали правильными. Если вы обнаруживаете правило, прогноз или некое допущение относительно окружающего мира или себя самого, остановитесь и взгляните на него повнимательнее. • Верно ли они отображают реальность? • Что говорит «за», а что «против» подобных мыслей/ощущений/действий? Понравится ли вам результат? • Как подобные убеждения влияют на ваше поведение и ощущения? • Есть ли способ так адаптировать убеждения, чтобы они стали реалистичнее и полезнее?
Действуя подобным образом, вы получите возможность пересмотреть поведение, порожденное прошлыми мыслями, убеждениями и чувствами. Если вера в собственную некомпетентность мешает сделать новую попытку, в результате вы получите самосбывающееся пророчество. Но если вы целенаправленно решите, что самое полезное поведение – это активное участие в жизни, несмотря на всю ее неопределенность, то с этого мгновения ваш путь станет иным. Вместо того чтобы направлять себя по порочному кругу, вы откроетесь новым возможностям и опытам. Вы приобретете гибкость, отзывчивость к жизненному опыту, способность к научению. Может, вы скорректируете вредоносные правила и убеждения, а может, и нет, однако вы, по крайней мере, дадите себе шанс подвергнуть их сомнению – и это сразу же вселит в вас новые силы и подкрепит способность контролировать собственную самооценку. Каждый раз, оказываясь в новой рискованной ситуации, вы становитесь сильнее и лучше адаптируетесь к обстоятельствам. Опять-таки мы видим, что здоровая самооценка связана не с одним-единственным поведением или ощущением, но целой серией ощущений и поведений. О личностях со здоровой самооценкой можно сказать следующее: • они имеют реалистичные, не слишком искаженные ожидания относительно себя, других людей и мира в целом; • их представление о себе не пропитано стыдом, презрением или осуждением; • они выбирают самое полезное и адаптивное для себя поведение; • их ключевые убеждения разумны и открыты для корректировки в случае появления новых фактов;
• их жизненные правила и убеждения не приводят к негативному мнению о себе или искаженным ожиданиям.
В общем, человек с высокой самооценкой умеет справляться даже с самыми вызывающими ситуациями, потому что у него есть непоколебимые ключевые убеждения о собственном достоинстве. Они не делают внешние обстоятельства условием принятия самих себя. Студент со здоровой самооценкой способен сказать: «Я плохо сдал экзамен. Я, конечно, этому не рад, но все в порядке. Я не обязан все время быть совершенным. Я попробую разобраться, что сделал не так в первый раз, и на следующем экзамене постараюсь сделать все возможное, чтобы исправить оценку. Я верю, что разберусь в проблеме. Несмотря на все вызовы и трудности, я все равно хороший человек. Остальное не имеет значения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|