Вопрос № 2. Исполнительная власть: понятие, характерные черты, соотношение с государственным управлением.
Стр 1 из 25Следующая ⇒ Вопрос № 1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления. è Общее понятие управления Администрация – с греч. означает «управление», латынь ad ministries – «служить для…». Основное назначение – исполнять, для чего нужно организовать деятельность людей. Административная наука – наука, изучающая организующее воздействие на людей.
Кибернетический подход. В теории управления предлагается более 20 определений понятия «управление». Наиболее универсальное определение предлагает кибернетика – наука, обобщающая закономерности всякого управления, происходящего в живой природе, в человеческом обществе, в механизмах и т.п. Для нее имеет значение сам процесс управления, а не особенности участвующих в нем сторон (человек, животное, машина, орган государства и т.п.). Основоположник - Норберт Винер. Кибернетическое определение: Управление – это упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде. А.И. Берг: Управление - это процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные. Центральное понятие при определении управления –понятие системы. Система – это организованное множество структурных элементов, взаимосвязанных и выполняющих определенные функции для достижения единой цели.
Признаки системы: 1. Организованный характер системы. Система – это не просто сумма элементов, а единое целое, целостное единство. Единство достигается благодаря общей цели, которая играет роль системообразующего фактора. 2. Целостность системы.
Условие сущ-ния отдельных элементов является условием сущ-ния самой системы. 3. Открытостьсистемы. Способность вести обмен информацией или энергией с окружающей средой. 4. Динамичность системы Способность изменяться, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды. 5. Стабильность системы Неизменность, способность сохранять свои качества. Равновесие между динамичностью и стабильностью системы обеспечивает ее существование и функционирование (выживание системы). 6. Цельсистемы – поддержание этого равновесия, т.е., сохранение гомеостаза в противовес процессам разрушения, дезорганизации (энтропии). 7. В системах, обладающих перечисленными признаками обнаруживают себя процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления. Субъект управления – элемент, который берет на себя роль координатора, упорядочивающего иные элементы (объекты управления). 8. Между субъектом и объектом циркулирует информация (определенные сведения), представляющая собой управленческие команды. Информация от субъекта к объекту идет по каналу прямой связи, от объекта к субъекту – по каналу обратной связи. 9. Иерархичность, многоступенчатость систем Свойство, в силу которого становятся возможными процессы управления. Виды систем: механические, биологические, социальные, смешанные.
Синергетический подход. Если кибернетика – наука о воздействии субъекта на объект, То синергетика – наука об их взаимодействии. Основоположники:И.Р. Пригожин, Г. Хакен, А.А. Самарский, С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева. Основные понятия синергетики: Самоорганизация – способность нелинейных открытых систем к спонтанному переходу от хаотического, неупорядоченного состояния к упорядоченному (от хаоса к порядку). (Например, спонтанное возникновение социального управления) Открытые системы – это определенный вид систем, которые обмениваются энергией, веществом и (или), информацией с окружающей средой. (Социальные системы) Искусственное замыкание социальной системы в своих рамках нарушает объективные законы эволюц-вания сложных систем.
Нелинейность означает: а) многовариантность, альтернативность путей развития (эволюции) сложных систем, б) возможность выбора одного из альтернативных путей развития, в) возможность влияния на темп эволюции (скорости развития процессов в среде), г) необратимость процесса эволюционирования после выбора одного из вариантов. (Пример – ветвление дерева) Хаос– это конструктивный механизм эволюции, ее начало. Хаос на первой стадии предполагает нарушение связей между элементами, но сами элементы не разрушаются. Конструктивная роль хаоса означает, что благодаря хаотическому состоянию элементов, возникшему в результате нарушения их прежних связей внутри системы, возможно возникновение новой структуры, нового качественного состояния системы. Таким образом, путь к развитию лежит через хаос. Нелинейность (многовариантность) путей развития связана с тем, что в самом хаосе уже содержится определенный набор возможных вариантов организации новой структуры. Все эти варианты альтернативны, любой из них возможен. Энтропия - разрушение системы через разрушение ее элементов. Точка бифуркации - точка ветвления древа эволюции, точка выбора из всех возможных вариантов. Наступает такое состояние в период неустойчивого равновесия, в период нарушения равновесия (гомеостаза) (экономические или иные социальные кризисы) Случайность и ее катастрофическая роль. Реализуемость того или иного варианта развития событий зависит от случайности. В определенные моменты состояния системы (моменты неустойчивости) даже незначительные внешние или внутренние воздействия (флуктуации) могут привести к значительным последствиям. Кроме случайности существует и предопределенность, развертывания описываемых процессов. Это связано с влиянием факторов прошлого и будущего состояния системы. Настоящее состояние системы определяется ее прошлым, ее историей. Хаос содержит набор вариантов будущего состояния, опредопределенный прошлым. Настоящее состояние системы формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком. Это объясняется тем, что существует механизм притяжения к той или иной цели эволюции (аттрактор).
Аттрактор – это устойчивое состояние (структура) системы как один из вариантов возможного пути развития, который как бы «притягивает» к себе все «траектории» возможного развития событий. Точка аттрактора – после прохождения некоторой пороговой точки возврат назад или выбор другого пути развития становится невозможным.
Свойства системы: Y Структурная и функциональная общность (тождественность) всех систем (структур). Y Функциональная общность предполагает присущие всем системам живой и неживой природы законы ритма, законы периодической смены состояний: подъем → спад → застой → подъем и т.д. Отсюда следует вывод о постепенности (эволюционности) преобразований и невозможности резкого роста без угрозы падения и разрушения системы. Y Контринтуитивность (непредсказуемость) сложных систем. (нельзя навязать пути их развития и формы организации, им несвойственные, т.к. управленческое воздействие может повлечь последствия, прямо противоположные желаемым)
è Социальное управление Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди. Механизмы управления социальными системами: а) механизм сознательного управления, целенаправленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием, для достижения опр. цели; б) механизм стихийного регулирования, когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов; Относительно иных, не социальных систем признак целенаправленности замещается признаком целесообразности (например, биологические системы) Признаки социального управления: 1. Волевой, сознательный характер (управление осуществляется через волю и сознание людей). 2. Системообразующий фактор (общий (совместный) интерес, общая цель) 3. Властный характер механизма управления,
(власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле) 4. Историчность управления (зависимость от этапа развития общества). 5. Способы управления: -командное, принудительное, - стимуляционное, добровольное, - программное (заложена программа). 6. Цикличность управления означает четыре стадии управленческой деятельности: - сбор и обработка информации, - принятие управленческого решения, - реализация решения, - контроль за исполнением решения, корректировка.
è Государственное управление как вид социального управления Государственное управление – это вид социального управления, следовательно, оно обладает всеми чертами, присущими управлению вообще, и управлению в социальных системах. Государственное управление – организующая деятельность органов государства по упорядочению социальных процессов. Цель государственного управления – это упорядочение объекта управления. (объект управления – общество, или социум). Упорядочение достигается с помощью механизмов: а) сознательного управления б) стихийного регулирования Эти механизмы сочетаются, дополняя друг друга. Терминология: Общественное управление – управление в негосударственных, общественных организациях. Самоуправление – термин применяется для обозначения процессов внутреннего управления, а также для того, чтобы сделать акцент на самостоятельности той или иной системы относительно внешних сил. Например, управление общественными делами, осуществляемое гражданами и их объединениями – местное самоуправление, общественное, территориальное, студенческое и т.д. Государственное управление понимается в широком смысле и узком смысле. ¶ В широком смысле – это управление всеми делами государства, осуществляется всеми органами государства. ¶ В узком смысле – организующая деятельность специальной группы органов – органов ¶ В современном законодательстве термин «государственное управление» употребляется и в широком, и в узком смысле. исполнительной власти. Понятие смысла можно определить из контекста. Администрирование – управленческая деятельность в организациях с акцентом на управлении людьми (персоналом).
Вопрос № 2. Исполнительная власть: понятие, характерные черты, соотношение с государственным управлением. Понятие исполнительной власти в учебной литературе раскрывается через перечисление основных черт, но нигде не предлагается какого-либо определения: ® Конституция РФ не содержит определения.
® В литературе внимание акцентируется на разделении властей, на взаимоотношениях ветвей государственной власти, о сущности же говорится, что ее предназначение – это исполнение законов (то есть, прямо исходя из буквального толкования названия), указывается также на подзаконный характер деятельности. Так, например, одно из определений:
Исполнительная власть — в соответствии с теорией разделения властей ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов.
® В литературе исследуется преимущественно системно-структурный аспект – органы, их система, полномочия и т.д. Этот подход и отражен в Конституции РФ, где в главе об исполнительной власти закрепляется статус Правительства РФ.
Особая точка зрения. К.С. Бельский предлагает в качестве отправной точки в исследовании данной проблемы использовать понятие функций как основных, ведущих направлений этого вида деятельности 1 группа – это функции-цели (то есть, для чего государству нужна исполнительная власть); 2 группа – это функции-направления деятельности и правовые средства их осуществления. 1 группа – функция охраны общественного порядка и общественной безопасности, регулятивно-управленческая, защита прав и свобод граждан. 2 группа – нормотворческая, применение норм права, юрисдикционная. . Характерные черты исполнительной власти: 1) Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти. Относительная самостоятельность может рассматриваться в двух аспектах: организационном аспекте(как формируется) функциональном аспекте (как функционирует). Это означает также, что никакой орган иной ветви власти не вправе принимать на себя функции и полномочия исполнительной власти, а орган исполнительной власти не вправе передавать их другому.
2) Исполнительная власть – вид государственной власти. Это означает: - акты обязательны для всех; - их исполнение обеспечивается государственным принуждением; - осуществляется уполномоченными субъектами государства; - в формах, опосредованных правом и установленных государством.
3) Главное предназначение, цель – это исполнение (реализация) законов, иных нормативных актов. Некоторые авторы называют это качество организационным содержанием деятельности. Для этого исполнительная власть осуществляет: нормотворчество, применение (исполнение), принуждение (юрисдикция).
4) Универсальный характер деятельности во времени и в пространстве. 5) Исполнительная власть распространяется почти на все сферы и уровни общественной жизни. Некоторые авторы называют это масштабностью деятельности. 6) Непрерывность функционирования. 7) Предметный характер деятельности – наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации исполнения законов. 8) Подзаконный характер. 9) Наличие внутриорганизационной управленческой деятельности. 10) Специальные формы и методы деятельности (процедуры, акты). 11) Наличие специального профессионального аппарата – государственных служащих. 12) Содержание исполнительной власти образует система определенных функций: ® Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо событий, процессов на основе полученных данных. ® Планирование – определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов. ® Организация – формирование управляющей и управляемой системы, упорядочение структуры, определение строения чего-либо, взаимодействия и связи частей. ® Регулирование – установление режима какой-либо деятельности без прямого влияния на ее содержание. ® Руководство – определение общего направления поведения объектов, постановка целей. ® Оперативное распорядительство – издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов. ® Координация – согласование деятельности различных объектов. ® Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния объекта заданному. ® Учет – выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о деятельности объекта. Соотношение с гос. управлением: Конституция РФ 1993 г. не использует термин «государственное управление». В законодательстве после 1993 г. термин «органы государственного управления» был заменен на термин «органы исполнительной власти». Это породило дискуссии о соотношении понятий «исполнительная власть» и «государственное управление». Итог дискуссии: к онституционный принцип разделения властей предполагает не только терминологическую замену, но и сущностное реформирование.
Козлов Ю.М.: исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление – категория организационно-правовая. Более того, государственное управление – понятие более широкое, чем понятие «исполнительная власть», в него входит деятельность и других субъектов, осуществляющих государственное управление (иные органы государства, администрация государственных организаций).
Тихомиров Ю.А.: также акцентирует внимание на том, что понятие государственного управления шире, чем деятельность исполнительной власти. Кроме управления автор добавляет новые понятия: публичный интерес, регулирование, участие и защита. Гос. управление в узком смысле понимается как организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|