Средства развитие общей выносливости
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивает за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения выполняемые по методу круговой тренировке (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполнятся в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.[19] Для развитие общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил[17]. 1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможность занимающихся. Учитывается возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону её усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья [11].
2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также не прерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования Бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.[10] 3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добавиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 149 -150 уд/мин. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин; 11-12 лет-15-20 мин; 14-15лет-20-30мин; 16-17лет- 45-50мин[1,11]. Средствами воспитания аэробной выносливости являются упражнения, в процессе выполнения которых активно функционируют большинство или все крупные звенья опорно-двигательного аппарата.
Обще-подготовительные упражнения, применяемые для воспитания общей выносливости, никогда не могут быть сведены к какому-либо виду двигательной деятельности. При выборе их одинаково существенное значение, по мнению Л. П. Матвеева [1977], имеют два признака: эффективность упражнения как средства расширения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других жизненно важных систем организма, от которых зависит общий уровень работоспособности; возможность использовать эффект положительного переноса выносливости, развиваемой с помощью упражнений обще-подготовительного характера на специально-подготовительные и соревновательные упражнения; В качестве средств воспитания аэробной выносливости наибольшее распространение в практике общей физической подготовки получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (кроссовый бег, лыжные кроссы, длительная ходьба, езда на велосипеде и т.п.) [ Л. П. Матвеев, 1977]. Существенную роль в воспитании выносливости может играть при известных условиях и большинство других упражнений, включаемых в общую физическую подготовку спортсмена. Но их эффективность в этом отношении обеспечивается не столько каждым отдельным упражнением, сколько путем многократных повторений (выполнение подводящих и специальных упражнений бегуна, бег по прямой в медленном и среднем темпе[20]. При воспитании выносливости у юных спортсменов чаще всего используются подвижные игры, включающими кратковременно - интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и играми с повышенной моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера. Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие обще подготовительные упражнения, организованные в форме круговой тренировки)[18].
Согласно исследовательским данным [А. Н. Макаров, 1990], воспитание выносливости в беге у юных спортсменов 13 - 14 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного про бегания со скоростью 2-3м/сек 200 - 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 200-400м со скоростью 2-3,5м/сек и 30-50м ускоренного бега (4-4,5м/сек)[13]. При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3км, а длина кроссовой дистанции - 10км (у мальчиков 13 - 14 лет). По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений - циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно - методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях применяется круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы[1,11]. В процессе воспитания выносливости у юных спортсменов чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями на выносливость применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, стадионе, в парке, в манеже с мощной вентиляцией и т. п.). Этап начальной специализации легкоатлетов начинается влет и продолжается до лет. Юные легкоатлеты занимаются в этом возрасте в учебно-тренировочных группах ДЮСШ, СДЮШОР в УОР и спец классах. Этот период двигательного развития детей характеризуется наиболее ярко неравномерностью прироста показателей физической подготовленности, завершением полового созревания (у девочек влет, у мальчиков влет)[2,12].
При переходе от этапа предварительной подготовки к этапу начальной специализации тренер должен учитывать уровень физического развития и подготовленности, паспортный и биологический возраст спортсмена, его способности к возрастающим тренировочным нагрузкам[12]. Цель занятий на данном этапе заключается в разносторонней подготовке спортсменов в группе видов лёгкой атлетики и постепенном переходе к избранной специализации. Основными задачами этапа начальной специализации являются разносторонняя техническая подготовленность в группе смежных видов лёгкой атлетики, воспитание морально-волевых качеств, овладение основами тактической подготовки и широким объёмом теоретических знаний[15]. Решая основные задачи этапа, тренер-преподаватель постепенно проводит дальнейший отбор для специализации в отдельных видах лёгкой атлетики, основным критерием которого начинают служить спортивные результаты, достигнутые юными спортсменами на соревнованиях в родственных видах лёгкой атлетики. Основными средствами подготовки являются широкий круг упражнений из родственных видов лёгкой атлетики, упражнения из других групп лёгкой атлетики, упражнения для повышения эмоциональности занятий, узкоспециализированные средства из отдельных видов лёгкой атлетики, соревновательные упражнения в специализированных многоборьях, теоретические занятия. В учебно-тренировочных группах 40% времени должно отводиться средствам СФП, 40% - ОФП и 20% - средствам, повышающим эмоциональность занятий[23]. Постепенно с ростом уровня подготовленности увеличивается число занятий в недельном цикле, их продолжительность: 1-й и 2-й годы раз в неделю по 1,5 - 2 часа дня в неделю по 2 занятия и 2 дня отдыха); 3-й и 4-й годы раз в неделю по 1,5 - 2 часа (4 дня в неделю по 2 занятия при 1 или 2 днях отдыха). Непременным условием должно оставаться подведение итогов после каждого занятия. На этом этапе происходит переориентация целевой установки занимающихся на достижение высоких спортивных результатов. Средства для повышения эмоциональности занятий применяются ещё в большем объёме и выносятся в отдельные тренировочные занятия в осенний период, в разгрузочные микроциклы и дни.
1.4.Принципы развитие общей выносливости Подготовка легкоатлета — обучение его технике легкоатлетических упражнений и тренировка, как и любой педагогический процесс, строятся на определенных педагогических принципах[21]. Принцип всесторонности — один из главных. Суть его заключается в сочетании разностороннего физического развития и теоретической, моральной и волевой подготовки, составляющих единый педагогический процесс. Овладение техникой легкоатлетических упражнений требует определенной физической подготовленности, понимания механизма изучаемых движений, настойчивости и упорства в достижении намеченной цели. По мере усложнения решаемых задач повышаются и требования ко всем сторонам подготовки легкоатлета. Без достаточной силы и быстроты, например, невозможно не только выполнять учебные нормативы в скоростном беге, прыжках и метаниях, но и освоить правильную технику, не говоря уже о достижении высоких результатов. С другой стороны, в практике нередки случаи, когда прекрасно физически подготовленные спортсмены перед соревнованиями и во время их испытывают такое сильное волнение, что это снижает их результаты и ведет порой к неудаче, полному срыву. Это говорит о том, что волевые качества спортсменов должны целенаправленно воспитываться[8]. Таким образом, все направления, виды подготовки легкоатлета взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны совершенствоваться параллельно (особенно на первых двух этапах). 1. Принципы систематичности и постепенности. Подготовка легкоатлета осуществляется по определенному плану и программе, предусматривающим постепенное решение учебных, воспитательных и тренировочных задач, с использованием в определенной последовательности необходимых средств и методов на основе дидактических правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Подбор и последовательность применения определенных средств и методов должны соответствовать задачам каждого этапа подготовки. Исходя из результатов своих наблюдений и медицинского обследования, преподаватель дает индивидуальные рекомендации по объему и интенсивности нагрузок. 2. Принцип наглядности. Принцип наглядности требует, чтобы занимающийся видел, как выполняются различные упражнения. В зависимости от условий, в которых проводится учебный урок или тренировочное занятие, используются те или иные средства и методы. Весьма эффективным является наблюдение за тренировкой квалифицированных спортсменов. 3. Принцип сознательности и активности. Одна из главных задач учителя или тренера — добиться, чтобы его подопечные сознательно и активно участвовали в процессе обучения и тренировки. Учебно-тренировочный процесс — всегда тяжелый труд. Тем не менее, он может доставлять радость и удовлетворение. Человек, испытывающий интерес к определенному виду труда, может выполнять его более длительное время охотно и менее утомляясь, чем человек равнодушный.[3,8,16] По этой причине преподаватель должен постоянно поддерживать интерес учащихся, искать «изюминку» в любом на первый взгляд обычном упражнении и поощрять всякое проявление активности с их стороны. Одно из простейших средств повышения интереса к занятиям — введение в них игровых и соревновательных элементов[25]. Все рассмотренные дидактические принципы подготовки легкоатлета приобретают особое значение в условиях занятий с детьми, подростками, юношами и девушками в общеобразовательной школе и ДЮСШ. Занимаясь легкой атлетикой со школьниками, чрезвычайно важно не нарушать принципов доступности, систематичности, постепенности[5]. Стремление иных тренеров ДЮСШ форсировать подготовку юных спортсменов, добиться высоких результатов без создания фундамента общей физической и специальной подготовки в большинстве случаев приводит к нежелательным последствиям, а порой выводит юных спортсменов из строя на продолжительное время[8]. Какую бы специализацию ни избрал для себя юный спортсмен, он должен быть всесторонне физически развит, обладать крепким здоровьем, иметь высокий уровень развития таких основополагающих физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость. Это может быть достигнуто лишь путем разносторонней многоборной подготовки, занятиями не только своим, но и другими видами легкой атлетики, а также другими видами спорта, в первую очередь гимнастикой, акробатикой, лыжами, плаванием, спортивными играми. а этом этапе юные легкоатлеты продолжают совершенствовать технику, но уже в родственных видах. Значительно увеличивается объём специальных упражнений, обращается внимание на отработку отдельных ведущих элементов техники упражнений. Более широко применяется метод расчленённого обучения технике: основное соревновательное упражнение разделяется на элементы, на овладение которыми отводится определённое время. Затем эти элементы соединяются в связки, а затем - в целостное движение. При использовании расчленённого метода следует всегда помнить, что доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов не следует. Их необходимо вовремя сводить в крупные связки, а последние, в свою очередь - в целостное упражнение. В этом случае не будут нарушаться переходы элементов из одного в другой, что позволит вовремя сформировать временные и пространственные взаимосвязи между элементами и связками в целостном упражнении[10]. В этом возрасте следует продолжать работу по воспитанию естественности и непринуждённости всех движений юного легкоатлета. Особенно это касается его беговых движений. На этапе начальной специализации продолжается дальнейшее развитие физических качеств, но для различных групп лёгкой атлетики оно уже имеет избирательное направление. Влет наступает период наиболее выраженного прироста силы, развития нервно-мышечного аппарата и выносливости, говорящей о созревании кардиореспираторной системы. В спринтерском и барьерном беге, прыжках, метаниях и многоборьях основная направленность занятий должна заключаться в развитии скоростно-силовых качеств, абсолютной силы, необходимых для выполнения соревновательного упражнения групп мышц: быстроты движений, ловкости при несколько меньшем объёме средств, развивающих общую и специальную выносливость. В беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе много времени отводится развитию выносливости и преимущественно аэробных возможностей в сочетании с анаэробными. Воспитанию скоростно-силовых качеств, быстроты, абсолютной силы и ловкости отводится меньше времени, но используется оно более целенаправленно, избирательно. Почти в одинаковом объёме для всех групп видов лёгкой атлетики продолжается развитие гибкости и подвижности в суставах[3,6]. На этапе начальной спортивной специализации происходит постепенное увеличение всех параметров тренировочных нагрузок: общего объёма, объёма интенсивных тренировочных средств различной направленности. Однако в этом возрасте на спортивные результаты оказывает большое влияние прирост общего объёма тренировочной нагрузки, который повышается за счёт увеличения числа тренировочных занятий и объёма отдельных занятий[1,4,9]. Примерный прирост общего объёма тренировочных нагрузок из года в год составляет%. Повышение интенсивности занятий происходит за счёт увеличения объёма специальных упражнений, количества соревнований и средств скоростно-силовой подготовки. На этом этапе ещё очень осторожно следует подходить к использованию наиболее сильно действующих упражнений узкоспециализированной направленности: повторного и интервального бега на различных отрезках, прыжков с полного разбега и на максимальной высоте, метаний тяжёлых снарядов "на результат"[16]. Соревновательная подготовка на этапе начальной специализации имеет три формы: для летних детей общие многоборья, к которым относятся четырёх борья и пятиборья; специализированные двоеборья, состоящие из смежных видов лёгкой атлетики; выступления в отдельных видах лёгкой атлетики[18].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|