Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Прикладные методы исследовательской деятельности и их применение в туризме.




Содержание исследований в области туризма. К содержанию исследований в области туризма относят: изучение состояния проблемы, постановка целей и определение задач, выработка гипотезы исследовать подбор методов и методик экспериментов, их апробация. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на эксперимент, логическую и хронологическую схему исследования, выбор контингента и количества испытуемых, определение необходимого числа измерений (наблюдений), обработку полученных результатов. Важным также является обеспечение места проведения исследования, изолированного от внешних помех, и подготовка технического оснащения исследования, обеспечивающего решение поставленных задач.

Исследование включает в себя: сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов; проведение серии экспериментов; теоретическую и количественную обработку полученных результатов — определение средних величин, меры, рассеивания данных, коэффициентов корреляции, построение графиков, таблиц, диаграмм; качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных; интерпретацию данных и формулирование выводов.

В ходе исследовательской деятельности необходимо руководствоваться принципом «истинность — ложность». Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, выраженных в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы. Истина — это верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого является практика.

Этапы исследований. В связи с необходимостью повышения уровня достоверности исследования необходимо определить этапы исследования: во-первых, сформулировать ту или иную проблему туризма с использованием научного познания реальности; во-вторых, определить меру неизвестного в известном с использованием терминов научной дисциплины.

Важным этапом является формулирование проблемы, т. е. выявление необходимой информации для описания или объяснения реальности. Приступая к формулированию проблемы исследования, необходимо определить, к какому виду или явлению туристской деятельности она относится. Предметом исследования в туризме могут быть: взаимосвязи фактов турбизнеса с гостиничными комплексами и транспортными услугами; закономерности экономического развития в стране и в мире, тенденции социо-культурного опыта специалистов. В туризме изучаются закономерности

 

овладения знаниями в учебных учреждениях, овладение умениями и навыками на туристском предприятии, исследуются закономерности формирования творческого активного мышления потребителей услуг, изменения психики в процессе туристской деятельности.

Важным этапом исследования является также определение меры неизвестного в известном, степень ее актуальности для теории туризма. Надо осуществить экспертизу степени и характера изученности проблемы исследования, т. е. поиск значимой информации о теоретических источниках, а также о смежных с туризмом науках. Исследование должно основываться на изучении состояния проблемы не только в теории, но и на практике.

Виды исследований. В основе эмпирических исследований лежат достоверные факты, сбор и анализ которых осуществляется с использованием определенных методов, основанных на наблюдении и изучении туристской деятельности. Эмпирические исследования не предполагают создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. Этими фактами являются реальные события в туризме, происшедшие в процессе туристской деятельности. Их анализируют и делают выводы о происходящих событиях.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. При описательном исследовании отражают факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений в туризме.

Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя сбор и анализ фактов, объяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, с помощью которых неизвестное событие или нетипичный результат объясняется с позиций фактов уже известных.

Обзорно-аналитическое исследование может носить критический характер и называться обзорно-критическим. В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должна быть представлена подробная и аргументированная критика того, что уже предпринято по проблеме, и сделаны соответствующие выводы.

Обзорное исследование может содержать и собственные размышления автора по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между обзорно-аналитической, обзорно-критической и конструктивно-теоретической частями работы.

Ученый может провести теоретическое исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы имеются собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы, что может явиться авторским вкладом в теорию решаемой проблемы, новым ее видением, оригинальной точкой зрения.

К теоретическому исследованию предъявляются следующие требования: точности определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений. Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность, отличающиеся своей системностью. Изменение части этого знания ведет к изменению системы в целом. К методам теоретического исследования относят: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, структурно-системный подход, индуктивно-дедуктивный подход, моделирование, историко- логический метод.

Формулирование темы исследования — один этапов в деятельности ученого: уточняется тема с учетом конкретной научной или практической потребности. Название темы должно, по возможности, кратко отражать суть решаемой проблемы. Двусмысленность и неопределенность в формулировке темы недопустимы. Последствия этого будут сказываться на всех этапах исследования, в частности при формулировании рабочих гипотез.

Цели и задачи исследований. На основе результатов изучения состояния проблемы определяются цель и задачи. Исследовательскими называются те промежуточные и конечные цели, которые должны быть достигнуты в итоге исследований. Промежуточные цели — это оценка уровня ресурсного обеспечения турпредприятия, функционирования его на рынке услуг в момент проведения экспериментальной работы.

Задачи представляют собой последовательные этапы организации и проведения исследования с начала и до конца.

Задачами исследования, преследующего подобную цель, могут быть: конкретизация проблемы, изучение связанной с ней литературы и практики; уточнение гипотез исследования; выбор методов диагностики процессов; разработка методики формирующего эксперимента; разработка плана и программы эксперимента, его проведение, обработка и анализ результатов эксперимента; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.

 

Цели и задачи формулируют определенно и четко, иначе невозможно будет установить степень их реализации. Задачи исследования должны быть адекватны основной цели исследования, которой подчинены промежуточные цели.

Название темы должно соответствовать задачам. Это соответствие устанавливается после ряда этапов. Сначала дают общее название темы и определяют задачи, исходя из познавательных и практических потребностей. В дальнейшем название темы влияет на поставленные задачи, а задачи — на название темы. Постепенно путем последовательного исследования достигается уточнение и темы, и задач.

Число задач исследования в туризме обычно колеблется от 3 до 6. Если их меньше, то они в значительной степени сливаются с темой, в малой степени — конкретизируют ее. Если их больше, то может быть потерян общий смысл, возрастет неопределенность, утратится целенаправленность исследования. [2]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...