Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые аспекты внесудебного разрешения налоговых споров в ЕС и США




 

Если говорить о взаимосогласительных процедурах в европейских странах, то следует отметить, что законодательства некоторых стран отличаются в этом плане гибкостью и развитостью партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Например, если говорить, в частности, о процедуре медиации по налоговым спорам, то примечательным может быть опыт таких стран, как Голландия, Бельгия, Германия, Италия.

На мой взгляд, стоит уделить внимание в данном случае изменениям в законодательстве Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Интересным является факт, что в этом государстве в 2009 году был отменен обязательный досудебный порядок обжалования налоговых споров. Теперь имеется возможность выбора между обжалованием в суд и досудебным урегулированием. А в России с 2009 года начала отмечаться тенденция введения обязательного досудебного урегулирования налоговых споров. [1] Великобритания в этом плане пошла по противоположному России пути развития. Следует отметить, что специализированных налоговых медиаторов в Великобритании нет. Здесь предусматривается два варианта. Первый из них таков, что Служба внутренних доходов и таможен имеет право заключать с налогоплательщиком сделки, в которых роль медиаторов могут выполнять представитель налогоплательщика или налогового органа. На стадии административного урегулирования налогового спора судьи Налоговой палаты Трибунала Первого уровня и Палаты налогов и Права справедливости Высокого Трибунала в зависимости от дела должны применять процедуру медиации и делать все возможное для урегулирования спора без передачи дела в суд. В этом случае судьи административных трибуналов выступают медиаторами.

Если приводить в пример Бельгию, то там категории налоговых споров, по которым может применяться процедура медиации, существенно ограничены и медиация не может применяться по делам и региональных и местных налогах. Только по спорам в части федеральных налогов. К тому же, медиация в этой стране может применяться только после обязательного досудебного обжалования. Также, итоговые документы по окончании процедуры медиации не имеют обязательной силы для сторон и также не имеют силы прецедента.[2] Если говорить об особенностях ограничения применения процедуры медиации, то в Италии пошли несколько иным, отличным путем, чем в Бельгии. В Италии ограничение поставлено на налоговые споры свыше 20 000 евро. То есть к спорам свыше этой суммы процедура медиации не может быть применена.

Наибольшее распространение на Западе процедура налоговой медиации получила в Голландии. Данный институт был введен в Нидерландах в 2005 г. В четырех налоговых округах данной страны Министерство финансов начало вводить этот институт. Подводя итог проведенному эксперименту, опубликовали письмо DGB 2005 – 01109 с содержанием статистических показателей. За 12 месяцев через эту процедуру прошло 75 споров. Из этого количества только 20% споров далее рассматривались в суде, остальные были успешно урегулированы. Если при процедуре медиации стороны не достигали согласия, они могли обратиться в суд. К проведению эксперимента привлекались медиаторы из Нидерландского института медиации. Задача и цель данной структуры - составление и поддержание официального реестра медиаторов. Сайт Правительства страны содержит возможности применения процедуры медиации, в том числе, когда дела уже направлены для разрешения в суд. Этот порядок помогает значительно снизить нагрузку судов. На данный момент с помощью процедуры медиации возможно разрешить налоговые споры в рамках семи судов первой инстанции и одного суда второй инстанции. В процессе рассмотрения спора в порядке медиации стороны не инициируют судебных или административных дел, связанных с конкретным конфликтом. Подводя итог, составляют протокол-соглашение. В нем подробно описывается, достигли ли стороны соглашения, если да, то, как это удалось, а также описывается, какие вопросы можно будет рассмотреть в суде.[3]

Если говорить о взаимосогласительных процедурах в такой стране, как Германия, то нельзя оставить без внимания такой институт, как посредничество и переговоры в виде налогового консультирования. Здесь задействованы: 1.Главные налоговые управления федеральных земель (при них-консультативные комиссии по вопросам налогообложения и налогового консультирования с представителями президиума Главного налогового управления и пред-ставителями Правлений палаты налоговых консультантов и Союза налоговых консультантов зем-ли); 2.Местные финансово-налоговые управления (с налоговыми консультантами, представляю-щих налогоплательщиков данного административного округа). В случае же досудебного (формального) разрешения налоговых споров – жалоба направляется в письменной форме в орган, издавший этот акт в течение месяца со дня поступления такого акта. По допустимым и обоснованным жалобам налогоплательщиков принимается решение, и при этом четко определенный срок на принятие решения законом не установлен. [4]

Что касается Португалии, то в этой стране основной способ внесудебного разрешения налоговых споров – арбитраж. При этом мы также можем наблюдать ограничения на данную процедуру. Не могут быть рассмотрены споры, касающиеся таможенных платежей и кос-венных налогов, связанные с перемещением товаров через границу. Далее, также по спорам, где-размер спора - до 10 млн евро, остальные - нет. [5]В качестве арбитров могут выступать лица с опытом работы – не менее 10 лет адвокатом, либо судьей. Количество арбитров при рассмотрении дела может меняться – 1 либо 3 арбитра (в зависимости от суммы спора - больше или меньше 60 тыс. евро соответственно).

Теперь несколько слов о кардинально отличающемся подходе. Даже на сегодняшний день в пределах Европы существуют государства, где и вовсе отсутствуют взаимосогласительные процедуры по налоговым спорам. Например, такие страны, как Испания и Лихтенштейн. Если говорить об Испании, то исключение здесь составляют соглашения об избежании двойного налогообложения: это исключительный случай, когда дело предается в налоговый арбитраж.

Но если рассматривать законодательства двух последних вышеупомянутых стран, то в целом можно сказать, что частью партнерских отношений между налогоплательщиком и налоговым органом здесь частично являются так называемые предварительные соглашения (разъяснения). В Испании налогоплательщик обращается в налоговый орган с любым запросом о порядке применения отдельных правил налоговой системы. Вынесенное решение налоговых органов будет обязательным для них и может быть применено не только налогоплательщиком, который обратился в налоговые органы, но и любым налогоплательщиком, оказавшимся в схожей ситуации. То есть можно сказать, они имеют силу прецедента. В Испании предусмотрена возможность заключения соглашения о ценообразовании или распределения прибыли постоянному представительству, которое является обязательным для применения и заключается между налогоплательщиком и налоговым органом на определенный срок. Если говорить предварительных соглашениях (разъяснениях) в Лихтенштейне, то там они имеют обязательные правовые последствия относительно налогового органа, однако не имеют обязательного применения в суде, который может аннулировать достигнутое соглашение. Заключаются относительно фактов, вызывающих неопределенность правоприменения, еще до того, как они произошли, в целях уточнения возможных налоговых последствий проводимых операций. Могут быть заключены с физическими и юридическими лицами, партнерствами, трастами, любым лицом (даже если имеющее налоговое последствие событие еще не закреплено юридически). Обязательное условие для заключения подобного рода соглашений – изложение налогоплательщиком в полном объеме всех фактов. Что касается предварительных соглашений относительно проблем трансфертного ценообразования – они имеют ограниченный срок действия.

 

Испания Налогоплательщик Налоговый орган Налогоплательщик обращается в налоговый орган с любым запросом о порядке применения отдельных правил налоговой системы. Вынесенное решение налоговых органов будет обязательным для них и может быть применено не только налогоплательщиком, который обратился в налоговые органы, но и любым налогоплательщиком, оказавшимся в схожей ситуации В Испании предусмотрена возможность заключения соглашения о ценообразовании или распределения прибыли постоянному представительству, которое является обязательным для применения и заключается между налогоплательщиком и налоговым органом на определенный срок
Лихтенштейн Налогоплательщик Налоговый орган Имеют обязательные правовые последствия относительно налогового органа, однако не имеют обязательного применения в суде, который может аннулировать достигнутое соглашение Заключается относительно фактов, вызывающих неопределенность правоприменения, еще до того, как они произошли, в целях уточнения возможных Налоговых последствий проводимых опреаций. Могут быть заключены с физ. и юр. лицами, партнерствами, трастами, любым лицом (даже если имеющее налоговое последствие событие еще не закреплено юридически). Обязат. условие – изложение в полном объеме всех фактов Относительно проблем трансфертного ценообразования – имеют ограниченный срок действия  
Швейцария Налогоплательщик Налоговый орган Соглашения являются бессрочными, однако они могут неофициально не исполняться н-щиком при изменении соответствующих обстоятельств или официально отменены налоговым органом при изменении законодательства Соглашения легитимны при условиях: 1.Факты в запросе действительны 2. налоговый орган имел подобную компетенцию 3. налог. Законодательство, нва кот. Основывалось выданное соглашение не изменилось 4. нал-щик не изменит налог. Базу, не подвергшись денежным убыткам и н-щику не был ясен порядок применения налог. Законодательства В Швейцарии считается нормальным перед формированием новой организационной структуры или завершением нового вида сделки обратиться в налоговый орган за предварительным письменным решением о налоговых последствиях подобных операций  
ЮАР Налогоплательщик Налоговый орган В целом – являются обязательными для налоговых органов, но не для налогоплательщика. Выпускаются на опред. период, но могут быть отозваны по обстоятельствам   Также существуют необязательные разъяснения по конкретному случаю; они не обязательны к исполнению налоговыми органами и не могут быть представлены в суд   1.Общие Постановления – для всех н-щиков; 2. Постановления для опред. группы – только для лиц, обратившихся за разъяснением; 3. Частные постановления – применяются только в конкретном случае, только для лица, обратившегося за разъяснениями Не выдается разъяснений по порядку применения законодательства об акцизах   Взимается плата за рассмотрение заявления
Германия 1.Налогоплательщик 2.Налоговый орган 3.Налоговые администрации разных стран (по трансфертным ценам)   1.Официальная справка – о налогово-правовой оценке и трактовке планируемой сделки выдается н-тельщику, подавшему заявление. Н-щик обязан далее произвести налогообложение сделки, когда она будет осуществлена именно таким образом, как указано в справке 2. Заключение предварительных соглашений по трансфертным ценам 3. Разъяснительные письма – издаются Главным налоговым управлением и помогают налоговым консультантам консультировать своих клиентов, а также работникам финансово-налоговых управлений при начислении налогов На профилактику конфликтов по трансфертным ценам направлена опубликованная Оргагнизацией Экономического Сотрудничества и развития «Директива о трансфертных ценах 1995/96/97 гг.» - содержит рекомендации о заключении предварительных соглашений по трансфертным ценам В 2006 году Министерство Финансов Германии выпустило циркулярное письмо «О предварительном соглашении по ценообразованию»
Италия Налогоплательщик Налоговый орган Мнение налогового органа не является обязательным для налогоплательщика, который может принять решение не следовать ему. Но является обязательным для налогового органа, который не может изменять выводы, налагать штрафы или санкции, противоречащие тому, сто было решено в документе 1.Оыкновенные разъяснения 2.Разъяснения в сфере применения правил о контролируемых иностранных компаниях 3.Разъяснения по применению правил, ограничивающих обход налога 4.Предварительное разрешение исключить применение положений против уклонения, ограничивающих право на льготы 1.В случаях коллективных или важных запросов может быть опубликован Министерский Декрет или циркуляр 2.Налоговые органы должны в течение 120 дней дать ответ с момента подачи соответствующего запроса; если налогоплательщику не был дан ответ в этот срок, то предполагается, что налоговый орган согласен с интерпретацией, сделанной налогоплательщиком. 3.Н.орган имеет право один раз запросить доп. Документы, и тогда срок в 120 дней начнет течь с момента предоставления налогопл-щиком запрашиваемых документов и информации
Бельгия 1.Налогоплательщик 2.Налоговый орган 3. Департамент по предварительным решениям в области налогообложения (структурное подразделение налоговой администрации) Юридич. акт - налоговые органы берут на себя условное одностороннее обязательство относительно порядка применения закона к ситуации или сделке, которая еще не имеет налоговых последствий на момент обращения (закон обращается к правовым нормам общего объема – соглашения, устав, декреты)   Соглашение заключается сроком на 5 лет Исключение: сложные или связанные сделки, в таком случае выпуск предварительного соглашения все еще возможен, если это применимо ко всей сделке и, следовательно, задним числом к той части сделки, которая была уже осуществлена и по которой еще не сформировался размер налоговой обязанности

 

Государство Категория спора Взаимосогласительная процедура (+/-) Мировое соглашение Посредничество/медиация Сроки Орган Стороны Итоговый документ Правовые последствия
Канада Налоговые споры. Досудебная (административная) стадия разрешения налогового спора наступает после вручения налогоплательщику уведомления о необходимости погасить налоговое обязательство. + + Налогоплательщик может использовать следующие процедуры альтернативного разрешения споров. 1. Процесс урегулирования (Settlement Process of Appeals). 2. Процесс медиации (Mediation Process for Appeals). Прим.: урегулирование споров посредством примирительных процедур не является обязательным. Данные процедуры в Канаде не входят в число регулярно используемых инструментов урегулирования налоговых споров. 1. После вручения уведомления о необходимости погасить налоговое обязательство (до вынесения решения налоговым органом) налогоплательщик вправе его оспорить. 2. После вынесения решения налоговым органом налогоплательщик имеет право в 90-дневный срок обжаловать его в Апелляционном подразделении Налоговой службы Канады. Апелляционное подразделение (Appeals Branch) Налоговой службы Канады (Canadian Revenue Agency). 1. Все категории налогоплательщиков. 2. Апелляционное подразделение Налоговой службы Канады. Прим.: В процессе медиации в качестве посредника выступает независимое третье лицо. По итогам взаимосогласительной процедуры подписывается соглашение. Прим.: Процесс медиации предполагает подписание соглашения в договорной форме. Если достигнуто соглашение в ходе взаимосогласительной процедуры, то налогоплательщик отказывается от права обращения в Налоговый суд Канады. В противном случае разрешение спора происходит в судебном порядке.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...