Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговый мониторинг




 

В ст. 82 НК РФ изложены общие положения о налоговом контроле. Согласно данной норме таковым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о налогах и сборах. Осуществляют этот контроль должностные лица налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений у проверяемых лиц, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), проверки данных учета и отчетности, а также с помощью других форм контроля, предусмотренных НК РФ. Одна из них - налоговый мониторинг - введена в сферу налоговых правоотношений Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ. Благодаря этому Закону часть первая НК РФ пополнилась новым разд. V.2, положения которого вступили в силу 01.01.2015. О том, что представляет собой налоговый мониторинг, в отношении каких налогоплательщиков он может применяться, в чем заключаются его преимущества и недостатки, расскажем в статье.

 

Что такое налоговый мониторинг?

 

До недавнего времени правильность определения плательщиками сумм налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет в соответствующие сроки, инспекторы могли устанавливать только в ходе налоговых проверок - выездных и камеральных. С 01.01.2015 в российском налоговом законодательстве появилась альтернативная форма контроля - налоговый мониторинг. Его предмет тот же, что и у названных проверок, - правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).

Правда, новая форма контроля может применяться в отношении ограниченной группы хозяйствующих субъектов. Забегая вперед, отметим, что в эту группу входят исключительно организации, которые соответствуют определенным критериям.

Что же такое налоговый мониторинг? Руководствуясь положениями разд. V.2 части первой НК РФ, кратко на этот вопрос можно ответить следующим образом: специальная форма налогового контроля, которая реализуется посредством электронного информационного взаимодействия между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Чтобы такое взаимодействие состоялось, налогоплательщик обеспечивает инспекции удаленный доступ к своим информационным ресурсам, в которых содержатся документы и сведения, используемые им для расчета налоговых платежей. Изучая и анализируя эти документы и сведения в режиме онлайн, проверяющие получают возможность осуществлять оперативный контроль за правильностью исчисления организацией налогов и сборов, а также своевременностью их уплаты в бюджет. И если, по мнению инспекторов, налогоплательщик неверно рассчитывает налоги, он тут же будет проинформирован об этом. Кроме того, и сам налогоплательщик в целях разрешения спорных вопросов, возникающих у него при определении сумм налогов и сборов, может обратиться к проверяющим за соответствующей консультацией. Причем в период налогового мониторинга контролеры не вправе проводить в отношении организации выездные и камеральные проверки (правда, из этого правила есть некоторые исключения).

Добавим, что периодом, за который осуществляется налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о его проведении. При этом мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, и заканчивается 1 октября следующего года (п. п. 4 и 5 ст. 105.26 НК РФ). Таким образом, новая форма налогового контроля начнет функционировать только с 2016 г.

 

Субъекты налогового мониторинга

 

Итак, из положений разд. V.2 части первой НК РФ следует, что инициатива применения альтернативной формы налогового контроля вместо традиционной исходит от самого налогоплательщика. Причем на это могут рассчитывать только организации, которые соответствуют критериям, прописанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.

Согласно данной норме налоговый мониторинг может быть введен в отношении компаний, у которых за предшествующий календарный год общая сумма подлежащих уплате в бюджет налогов <1> (НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ) составляет не менее 300 млн руб., а суммарный объем доходов и совокупная стоимость активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - не менее 3 млрд руб.

--------------------------------

<1> Без учета налогов, подлежащих уплате в бюджет в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

 

Что нужно сделать компании для перехода

на налоговый мониторинг?

 

Если приведенные выше условия выполняются, организация в силу положений п. 6 ст. 105.26 НК РФ должна разработать регламент информационного взаимодействия с налоговым органом. Этим документом устанавливается порядок доступа проверяющих к данным бухгалтерского и налогового учета проверяемого лица. Как будет организован доступ - зависит от последнего. По выбору компании инспекторы могут получить удаленный доступ либо к ее электронным документам (информации), которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, либо к информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация).

Кроме того, в названном регламенте должны быть указаны:

- порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения;

- сведения об аналитических регистрах налогового учета;

- информация о системе внутреннего контроля компании за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии таковой).

Согласно п. 6 ст. 105.26 НК РФ форма регламента информационного взаимодействия, а также требования к его содержанию должны быть утверждены ФНС. Сделать это налоговое ведомство должно до 01.07.2015. Поясним.

Правила подачи организацией заявления о проведении налогового мониторинга (его форма также утверждается ФНС) содержатся в ст. 105.27 НК РФ. В п. 2 данной нормы приведен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению. Среди этих документов упомянут регламент информационного взаимодействия, который должен соответствовать установленной форме.

Предельный срок для представления заявления определен в п. 1 ст. 105.27 и соответствует 1 июлю года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Следовательно, к 01.07.2015 налоговое ведомство должно разработать и утвердить форму регламента информационного взаимодействия.

Отметим, что названное заявление подается в налоговую инспекцию по месту нахождения организации, решившей перейти на налоговый мониторинг, а налогоплательщиками, относящимися к категории крупнейших, - в налоговый орган по месту учета в качестве такового.

Помимо регламента информационного взаимодействия, к заявлению компания должна приложить:

- информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в ней, если доля такого участия составляет более 25%;

- учетную политику для целей налогообложения, действующую в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

 

Рассмотрение заявления организации

 

Пунктом 4 ст. 105.27 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан рассмотреть заявление налогоплательщика о проведении налогового мониторинга и представленные с ним документы (информацию). По итогам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен принять либо решение о проведении налогового мониторинга, либо решение об отказе в его проведении. Срок для вынесения соответствующего решения - до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. В силу п. 6 ст. 105.27 НК РФ решение направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

 

Обратите внимание! Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом одного из названных решений может отозвать его на основании письменного заявления. В таком случае заявление не считается поданным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

 

Отметим, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивировано налоговым органом. Основания для отказа прописаны в п. 5 ст. 105.27 НК РФ:

- непредставление (представление не в полном объеме) организацией документов (информации), перечень которых установлен в п. 2 ст. 105.27;

- несоблюдение организацией условий, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ;

- несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к названному регламенту.

 

Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно

 

Итак, если организация решит перейти на новую форму контроля с 2016 г., она не позднее 01.07.2015 обязана подать заявление о переходе на налоговый мониторинг, решение по которому налоговый орган обязан принять до 1 ноября того же года. При этом мониторинг начнется 01.01.2016 и должен закончиться 01.10.2017.

Однако п. 1 ст. 105.28 НК РФ предусмотрены случаи, при наступлении которых мониторинг может быть прекращен досрочно. Согласно данной норме мониторинг завершается, если:

- организация не исполняет регламент информационного взаимодействия, что стало препятствием для проведения налогового мониторинга;

- налоговый орган выявил факты представления организацией недостоверной информации в ходе налогового мониторинга;

- организация систематически (два раза и более) не представила проверяющим документы (информацию), пояснения в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.

При выявлении данных обстоятельств налоговый орган уведомляет компанию о досрочном прекращении мониторинга. Причем п. 2 ст. 105.28 НК РФ предписывает сделать это в письменной форме в течение десяти дней со дня установления названных обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг.

 

Как проводится налоговый мониторинг?

 

Порядок проведения мониторинга закреплен в ст. 105.29 НК РФ. Согласно п. 1 указанной нормы он осуществляется должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

При выявлении проверяющими противоречий между сведениями, содержащимися в представленных организацией документах (информации), либо несоответствий этих сведений данным, имеющимся у налогового органа, налогоплательщик незамедлительно информируется об этом. В подобной ситуации контролеры вправе потребовать от налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений по выявленным фактам или внесения соответствующих исправлений в течение десяти дней.

Если после рассмотрения указанных пояснений (либо при их отсутствии) проверяющие придут к выводу, что налоги (сборы) рассчитываются (удерживаются) организацией неверно, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

 

Обратите внимание! При налоговом мониторинге налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов <2>. Такое право проверяющих закреплено в п. 3 ст. 105.29 НК РФ. Причем в норме не сказано, что воспользоваться данным правом они могут только при установлении каких-либо противоречий или несоответствий в информационных ресурсах организации. Иными словами, закон не разъясняет, должен ли налоговый орган мотивировать истребование документов (информации).

--------------------------------

<2> Порядок направления требования о представлении документов, а также представления организацией документов по требованию налогового органа в электронной форме по ТКС устанавливается ФНС.

 

Порядок исполнения организацией требования налогового органа закреплен в п. п. 4 - 6 ст. 105.29 НК РФ. Так, необходимые проверяющим документы (информация), пояснения должны быть представлены компанией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

Если организация не имеет возможности своевременно исполнить предписание проверяющих, она в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет об этом должностных лиц инспекции, проводящих налоговый мониторинг. Причем налогоплательщик должен пояснить причины, по которым истребуемая документация (информация) не может быть представлена в установленный срок, а также известить о том, когда требование будет исполнено (п. 5 ст. 105.29).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассмотрев такое уведомление налогоплательщика, вправе либо продлить срок исполнения своего предписания, либо отказать в этом. На вынесение соответствующего решения инспекции отводится два дня со дня получения уведомления.

 

Обратите внимание! В п. 6 ст. 105.29 НК РФ закреплено, что в ходе налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных копий.

 

Согласно п. 4 ст. 105.29 истребуемые проверяющими документы (информация), пояснения могут быть представлены в инспекцию лично законным или уполномоченным представителем организации, направлены по почте заказным письмом, в электронной форме по ТКС или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

"Бумажные" документы представляются инспекторам в виде заверенных копий. Налоговики не вправе требовать нотариального удостоверения этих копий (если иное не предусмотрено законодательством РФ). Если истребуемые документы составлены в электронной форме по установленным ФНС форматам, компания вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по ТКС.

 

Мотивированное мнение налогового органа

 

Согласно п. 1 ст. 105.30 НК РФ мотивированное мнение налоговой инспекции <3> отражает ее позицию по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Мотивированное мнение (подписывается оно руководителем или заместителем руководителя налогового органа) составляется и направляется организации только при проведении в отношении ее налогового мониторинга.

--------------------------------

<3> Форма и требования к его составлению определяются ФНС.

 

Обратите внимание! При налоговом мониторинге инспекция не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с контролем соответствия цен, примененных ею в контролируемых сделках, рыночным ценам (п. 10 ст. 105.30 НК РФ).

 

Мотивированное мнение может быть сформировано либо по инициативе налогового органа, либо по запросу проверяемого лица.

В первом случае такой документ составляется, если при налоговом мониторинге проверяющие установили факты, свидетельствующие о неправильном исчислении (удержании) организацией налогов или сборов. В данной ситуации мотивированное мнение может быть изготовлено не позднее чем за три месяца до окончания срока мониторинга. При этом направляется оно компании в течение пяти дней со дня его составления (п. 3 ст. 105.30).

В свою очередь, налогоплательщик вправе сам обратиться к проверяющим за мотивированным мнением налогового органа. Сделать это компания может, если у нее имеются сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга (п. 4 ст. 105.30). При этом в запросе о представлении мотивированного мнения, который может быть направлен в налоговый орган не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг, плательщик должен изложить свою позицию по указанным вопросам.

В силу п. 5 ст. 105.30 мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей налоговым органом в течение месяца со дня получения запроса. Правда, указанный срок инспекция может продлить еще на месяц - если для подготовки мотивированного мнения необходимо истребовать у данной организации или у иных лиц какие-либо документы (информацию). Об этом налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

Организация может разделять позицию проверяющих, изложенную в мотивированном мнении, а может иметь иную точку зрения.

Если компания согласна с налоговиками, она в силу п. 6 ст. 105.30 должна уведомить их об этом в течение месяца со дня получения мотивированного мнения, приложив документы (при их наличии), свидетельствующие о признании данного мнения. Организация выполняет мотивированное мнение налогового органа, придерживаясь соответствующей позиции при ведении налогового учета, составлении налоговой отчетности, посредством подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом (п. 7 ст. 105.30).

Добавим: налоговый орган в срок не позднее двух месяцев с даты окончания налогового мониторинга обязан уведомить организацию о наличии или об отсутствии невыполненных мотивированных мнений, направленных ей в ходе проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30).

Если налогоплательщик не согласен с мотивированным мнением инспекции, он, в соответствии с п. 8 ст. 105.30, в течение месяца со дня его получения должен представить в эту инспекцию разногласия. Последняя обязана в течение трех дней со дня их поступления направить данные разногласия со всеми имеющимися материалами в ФНС для инициирования взаимосогласительной процедуры.

 

Взаимосогласительная процедура

 

Порядок осуществления взаимосогласительной процедуры закреплен в ст. 105.31 НК РФ. Она проводится руководителем (заместителем руководителя) налогового ведомства в течение одного месяца со дня получения разногласий налогоплательщика и приложенных к ним материалов. При этом рассмотрение данных разногласий и материалов происходит при участии налоговой инспекции, которой составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), не согласной с данным мнением.

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС уведомляет налогоплательщика об изменении мотивированного мнения либо оставлении его без изменения. Данное уведомление, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя ведомства, вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

В свою очередь, компания в течение месяца со дня получения названного уведомления от ФНС должна известить налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с ним с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

 

Налоговый мониторинг и налоговые проверки

 

В связи с введением в налоговые правоотношения новой формы контроля Федеральным законом N 348-ФЗ внесены поправки и в нормы, устанавливающие правила проведения камеральных и выездных проверок.

Так, ст. 88 НК РФ дополнена п. 1.1, согласно которому налоговые декларации (расчеты) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камерально не проверяются. Правда, за исключением случаев, когда:

- декларация (расчет) подана позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который осуществляется налоговый мониторинг (в подобной ситуации проверяющие в силу п. 3 ст. 105.30 НК РФ не успеют при необходимости составить мотивированное мнение);

- в декларации заявлено право на возмещение НДС или акцизов;

- представлена уточненная декларация (расчет), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной отчетностью;

- налоговый мониторинг досрочно прекращен.

Изменения коснулись и ст. 89 НК РФ, в которую введен новый п. 5.1. Согласно данной норме налоговики не вправе проводить выездную проверку за период, подвергшийся налоговому мониторингу, за исключением случаев, когда:

- выездная проверка осуществляется вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;

- налоговый мониторинг досрочно прекращен;

- организация не выполнила мотивированное мнение налогового органа;

- представлена уточненная декларация (расчет) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной отчетностью.

 

Другие изменения законодательства

 

В связи с введением налогового мониторинга с 01.01.2015 внесены некоторые поправки и в другие положения части первой НК РФ. Например, обновлен п. 8 ст. 75 НК РФ, согласно которому на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, не начисляются пени - при условии, что данное мнение основано на полной и достоверной информации, представленной проверяемым лицом.

Соответствующие поправки внесены также в п. 5 ст. 93 НК РФ, в которой, в частности, указано, что в процессе налоговой проверки, иных контрольных мероприятий инспекция не вправе истребовать у проверяемого лица документы, представленные им в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Кроме того, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ пополнился новым обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения: таким обстоятельством признается в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе налогового мониторинга, если данное мнение основано на полной и достоверной информации, представленной этим налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

 

* * *

 

Как видим, новая форма налогового контроля представляет собой взаимовыгодное сотрудничество между проверяемыми и проверяющими. Выгода налогоплательщика, на наш взгляд, заключается в минимизации налоговых рисков, связанных с неправильным исчислением налогов и сборов, в возможности оперативного разрешения возникающих спорных ситуаций (что позволяет сэкономить на штрафных санкциях и пенях). Контролеры, в свою очередь, имея доступ к данным бухгалтерского и налогового учета проверяемого лица, получают возможность предпринять все действия, необходимые для исполнения последним своих реальных налоговых обязательств в полном объеме.

 

Е.Г.Весницкая

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"

Подписано в печать

22.01.2015

 

КОММЕНТАРИЙ (ПОСТАТЕЙНЫЙ) К ГЛАВЕ 14.7 "НАЛОГОВЫЙ

МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

А.П. ЛУКЬЯНОВА

 

Лукьянова Анна Павловна, исследователь научно-учебной группы "Сравнительное налоговое право" Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

 

Федеральный закон от 4 ноября 2014 года N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" <24> (далее - Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ) дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации <25> (далее - НК РФ) разделом V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга", закрепив в налоговом законодательстве новую форму налогового контроля, а именно налоговый мониторинг. Указанные нововведения вступили в силу с 1 января 2015 года, однако для участников консолидированной группы налогоплательщиков положения, содержащиеся в разделе V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга", начнут действовать с 1 января 2016 года.

--------------------------------

<24> Федеральный закон от 4 ноября 2014 года N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 10.11.2014. N 45. Ст. 6158.

<25> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054722. Официальный интернет-портал правовой информации (дата обращения: 20.05.2015).

 

Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге

 

Комментарий к статье 105.26

 

Комментируемая статья устанавливает общие положения о налоговом мониторинге, определяя предмет налогового мониторинга, его субъектный состав, а также период и сроки проведения налогового мониторинга, рассматривает такой документ, как регламент информационного взаимодействия.

Согласно пункту 1 статьи 105.26 НК РФ предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию. Пункт 2 статьи 105.26 НК РФ указывает, что на проведение налогового мониторинга уполномочен налоговый орган, который осуществляет данную форму налогового контроля на основании решения о проведении налогового мониторинга. Таким образом, можно определить, что налоговый мониторинг представляет собой форму налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов налогоплательщиками-организациями.

Участниками налогового мониторинга могут быть налоговые органы и налогоплательщики-организации, обратившиеся в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. Однако законодатель в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ устанавливает ряд условий, которые должна соблюсти организация перед тем, как направить заявление в налоговый орган. Во-первых, совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором организация представляет заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 300 миллионов рублей. Во-вторых, объем полученных организацией доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должен образовывать сумму, равную не менее 3 миллиардам рублей. В-третьих, совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должна быть не менее 3 миллиардов рублей. Все условия должны выполняться организацией одновременно. Несоблюдение указанных условий является основанием для вынесения налоговым органом решения об отказе в проведении налогового мониторинга на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 105.27 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 105.26 НК РФ периодом признается календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. Пункт 5 статьи 105.26 НК РФ устанавливает сроки налогового мониторинга, указывая, что проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Важным документом такого мероприятия налогового контроля, как налоговый мониторинг, является регламент информационного взаимодействия, в котором на основании пункта 6 статьи 105.26 НК РФ налогоплательщик-организация отражает порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Так, в регламенте информационного взаимодействия налогоплательщик-организация указывает порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информацию о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия установлены соответственно приложением N 1 и приложением N 2 Приказа ФНС России от 7 мая 2015 года N ММВ-7-15/184@ "Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним" (далее - Приказ ФНС России N ММВ-7-15/184@). Регламент информационного взаимодействия составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц и состоит из титульного листа, главы I "Порядок представления налоговому органу документов (информации)", главы II "Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета" и главы III "Информация о системе внутреннего контроля организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов". К регламенту информационного взаимодействия могут прилагаться результаты проведенных проверок работы системы внутреннего контроля сторонними организациями за последний период в виде приложений, при их наличии. Регламент информационного взаимодействия подписывается руководителем организации или ее представителем.

Налоговый орган на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 105.27 НК РФ вправе принять решение об отказе в проведении налогового мониторинга в случае несоответствия регламента информационного взаимодействия установленным приложением N 1 и приложением N 2 Приказа ФНС России от N ММВ-7-15/184@ форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия. Неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга, является основанием для досрочного прекращения налогового контроля в форме налогового мониторинга в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.28 НК РФ.

 

Статья 105.27. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга

 

Комментарий к статье 105.27

 

Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Порядок отнесения налогоплательщика к категории крупнейших устанавливается статьей 83 НК РФ, где указывается, что Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков. Таковые особенности утверждены Приказом Минфина РФ от 11 июля 2005 года N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков", в то время как критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших установлены Приказом ФНС России от 16 мая 2007 года N ММ-3-06/308@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года N САЭ-3-30/290@". Таковыми критериями являются показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации, признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц и наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.

Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждается приложением N 3 к Приказу ФНС России N ММВ-7-15/184@.

Так, если размер налогов, объем доходов и стоимость активов отвечают требованиям, указанным в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ, организация может представить в инспекцию по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление о проведении налогового мониторинга. И.М. Акиньшина указывает, что в случае если организация принимает решение о проведении налогового мониторинга, в первую очередь организации следует "подать заявление в свою инспекцию, собрав следующий пакет документов" <26>. Помимо заявления, согласно пункту 2 статьи 105.27 НК РФ организации следует представить регламент информационного взаимодействия по форме, утвержденной приложением N 1 к Приказу ФНС России N ММВ-7-15/184@, информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов, а также учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

--------------------------------

<26> Акиньшина И.М. Комментарий к Федеральному закону от 4 ноября 2014 года N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" // Нормативные акты для бухгалтера. 2015. N 1-2. С. 16 - 18.

 

По общему правилу указанные документы (информация) представляются организацией в электронной форме и (или) путем открытия налоговому органу доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Однако в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками таких документов в соответствии с пунктом 6 статьи 105.26 НК РФ.

Организация вправе отозвать свое заявление до принятия налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга или решения об отказе в проведении налогового мониторинга согласно пункту 3 статьи 105.27 НК РФ. Организации необходимо направить письменное заявление об отзыве заявления в налоговый орган, в который данная организация обратилась с заявлением о проведении налогового мониторинга. В случае отзыва заявления о проведении налогового мониторинга такое заявление не считается поданным.

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель или заместитель руководителя налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает решение о проведении налогового мониторинга либо решение об отказе в проведении налогового мониторинга на основании пункта 4 статьи 105.27 НК РФ.

Пункт 5 статьи 105.27 НК РФ устанавливает основания для принятия налоговым органом решения об отказе в проведении налогового мониторинга и закрепляет, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Критериями для принятия налоговым органом решения об отказе в прове<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...