Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг
46. Анализ состава и динамики балансовой прибыли, оценка плана по прибыли, факторы формирования прибыли, анализ результата от реализации, анализ соотношения «издержки-объем-прибыль» В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций (рис. 20. 1). Налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется. Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Необходимо проанализировать состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики п рибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Как видно из табл. 20. 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 11, 73 %. Темп ее прироста к прошлому году в сопоставимых ценах составляет 6, 66 %. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (96, 48 %), удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 3, 52 %, но с развитием рыночных отношений он может быть значительно большим.
Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов (рис. 20. 1). Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования. 1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам и по МБП. 2. Изменение метода начисления износа по малоценным и быстороизнашивающимся предметам. 3. Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль. 4. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним. 5. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO). 6. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).
7. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода. 8. Изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты). Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам. Для этого, по мнению Н. А. Русак [45], следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг Последовательность анализа. Методика факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом и отдельных ее видов. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл. 20. 2. План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн руб. (19 296-17 900), или на 7, 8 %. Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции: П(vрп, уд) = 18 278 - 17 900 = +378 млн руб. Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении (15 760/15 900 х 100 - 100 = -0, 88 %) и результат разделить на 100: Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй): Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж: Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах: Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической (табл. 20. 3).
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (Крп), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.
Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет: Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0, 88 % и составить 17 742 млн руб. (17 900 х 0, 9912). Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат: . Прибыль при таких условиях составит 18 278 млн руб. (96 600 - 78 322). Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат: . Сумма прибыли в данном случае составит 21 613 млн руб. (99 935 - 78 322). По данным табл. 20. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет: объема реализации продукции
Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн руб., в том числе за счет роста цен на ресурсы на 2118 млн руб. и повышения ресурсоемкости продукции - на 199 млн руб. Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию предприятия выше темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, т. е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции. На данном предприятии индекс цен на продукцию состаляет 1, 034524 (99 935/96 600), а на ресурсы - 1, 02704 (80 639 - 199)/78 322). Значит, дефлятор цены положительный. Его величина составляет 1, 007285 (1, 035/ /1, 027). Это способствовало увеличению прибыли на 1217 млн руб. (3335 - 2118).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Сi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем способом цепной подстановки: Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц: Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные, приведенные в табл. 20. 4, показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное и в какой степени. Затем необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции. Анализ < издержки-объем-прибыль>, или CVP-анализ (от английского ), является одним из основных инструментов ценообразования и определения прогнозного объема продаж при составлении сводного бюджета предприятия на текущий период. Методология CVP-анализа детально описана в фундаментальной теории управленческого учета и планирования. Что вызывает большие проблемы - так это адаптация теоретической модели CVP-анализа к реалиям действующего < рабочего> предприятия, прежде всего к возможностям информационного обеспечения аналитических процедур, включая данные как оперативного и бухгалтерского учета, так и доступной информации о состоянии внешней экономической среды. Ан-з СИОП базир-ся на категории маржинального дохода и делении производств. затрат на переменные и пост. Широко применяется в странах с разв. рыночн. отношениями. Это соотн-е анализир-ся для исслед-я комплекса причинно-следств. взаимосвязей важн. пок-лей конечн. рез-тов деят-ти предпр-я и научн обоснования управленч-х решений. Задачи: · расчет V-ма реализации, при кот обеспеч-ся полное покрытие затрат (т. е. уровень безубыточности) · расчет V-ма реализации, обеспеч. при прочих равных условиях получение необходимой прибыли · аналитич оценка V-ма реал-ии, при кот. предпр-е м. б. конкурентноспособно на рынке (т. е расчет зоны безопасности) Изучение СИОП осущ-ся в диапазоне деловой активности (присущем данному предпр-ю min и max V-ах производства). Предполаг-ся, что для кажд. предпр-я характерны свои пределы деловой активности. В кач-ве показателей деловой активности могут использ-ся натур., стоимстные, относит. и др. пок-ли. Предпосылки: · издержки обоснованно разделены на перем. и пост. · перем. изд-ки изменяются пропорц-но ур-ню деловой активности (V-му произ-ва и реал-ии прод-ии) пост. издержки не изменяются · цена реализации не изменяется · структура реализ. прод-ии не изменяется · V-м произвед-й и реализ-й прод-ии явл-ся единств. фактором, влияющим на издержки · V-м произв. прод-ии=V-му реализов. прод-ии Этапы анализа: · сбор, подготовка и аналитич. обработка исходн. инф-ии в соотв. с условиями ан-за · расчет условно-пост и перем. издержек, ур-ня безубыточности и зоны безопасности · аналитич. обосн-е V-ма реализ-ии, необх для обеспеч-я планируемого ур-ня прибыли.
47. Анализ распределения и использования прибыли. Для налоговых органов и предприятий большое значение имеет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а следовательно и чистая прибыль. Для определения величины налогооблагаемой прибыли необходимо из балансовой суммы прибыли вычесть: 1. доход предприятия от ценных бумаг, долевого участия в coвместных предприятиях и других внереализационных операций облагаемый налогом по специальным ставкам и удерживаемый у источника его выплаты; 2. прибыль, по которой установлены налоговые льготы в cooтветствии с действующим налоговым законодательством. 3. Формула расчета: НП = В – С – З. пер – А – ЗП –НЗП, где НП – налогооблагаемая прибыль В – выручка С – себестоимость З. пер – переменные затраты А – амортизация ЗП – оплата труда НЗП – налоги на оплату труда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|