Раздел 5. Логические законы
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В2 Логика
Основная образовательная программа подготовки бакалавра По направлению подготовки бакалавриата
История
Утверждено на заседании кафедры философии и социологии факультета истории и социальных наук (протокол №___от_________20_ г.)
Зав. кафедрой
_______________________________ Штец Т.П. Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Программа учебной дисциплины 2. Автор программы: д.ф.н., доцент Виноградов А.И. 3. Рецензенты: Цели освоения дисциплины Главной целью курса логики является знакомство с ее основными положениями и овладение формальным аппаратом этой науки. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Курс логики относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана по направлению подготовки бакалавров 030600.62 История. Настоящая программа призвана дать слушателям базовые знания по философской логике. Логика как учебная дисциплина является необходимым компонентом образования студентов-историков. Содержание курса включает проблемы, обсуждение которых предполагает знакомство слушателей с основами философского знания. Изучение логики формирует логическую дисциплину ума – необходимого условия освоения всякого рационального, в том числе и исторического знания. Кроме того, освоение норм рационального рассуждения способствует формированию у студентов способности к самостоятельному критическому мышлению и ответственному отношению к слову, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в любой области деятельности.
Курс логики направлен приобретение студентами таких навыков аналитической работы, которые позволят им проводить доказательные рассуждения, независимо от предметной сферы применения. Рефлексия над основными логическими принципами и операциями мышления способствует развитию таких умений как обобщение и отделение главного от второстепенного, сосредоточение на главном, раскрытие замысла некоего целого. Оно формирует умение выявлять логическую форму рассуждения, реконструировать логические связи, осуществлять операции определения, деления и классификации понятий, применять логику категорических высказываний (силлогистику), решать задачи, относящиеся к современной формальной логике высказываний.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: В результате освоения курса логики должна быть сформирована общекультурная компетенция ОК-2: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1) Знать: – формы мышления – понятие, суждение, умозаключение; – основные законы и язык логики; – систему логических категорий. 2) Уметь: – совершать действия с логическими формами мысли; – выводить более сложные логические формы из более простых; – формализованно выражать логические действия; – доказывать и опровергать суждения. 3) Владеть: методами формальной логики.
Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов) 108 часов.
* Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы). Вариант 2 для направления подготовки (шифр, название с указанием профиля или магистерской программы). 9. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Предмет логики Мышление как предмет изучения логики. Познание и абстрактное мышление. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Понятие логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Основные этапы развития формальной логики. Теоретическое и практическое значение логики. Логика и язык. Язык как знаковая система. Функции языка, языки естественные и искусственные. Понятие знака, Предметное и смысловое значение знака. Дескриптивные и логические термины. Понятие об искусственном языке науки логики.
Раздел 2. Понятие Понятие как форма мышления. Выражение понятий в языке. Приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание и объем понятия. Признаки предметов и их виды. Объем понятия. Класс, подкласс, элемент класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Операции с объемами понятий. Общие и единичные понятия, понятия с нулевым объемом. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные, соотносительные и несоотносительные. Положительные и отрицательные. Собирательные и несобирательные. Отношения между понятиями. Сравнимость и несравнимость. Совместимость и несовместимость, их виды. Операции с объемами понятий; пересечение, объединение, разность классов, дополнение. Обобщение и ограничение, деление и определение понятий. Обобщение и формирование понятий. Ограничение и конкретизация знаний, деление и его виды. Правила и ошибки деления понятий. Классификация и ее виды. Значение деления и классификации. Определение и его виды. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Определение через ближайший род и видовое отличие. Правила и ошибки определения. Раздел 3. Суждение Понятие суждения и его общая характеристика. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений. Категорические суждения: деление по количеству и качеству. Распределенность терминов категорических суждений. Круговые схемы отношений между терминами категорических суждений. Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок; конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и операции отрицания. Условия истинности сложных суждений (табличное определение). Отношения между суждениями по истинности. Совместимость и несовместимость, их виды. «Логический квадрат». Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая (онтологическая, физическая) модальность. Основные категории алетической (истинностной) модальности: необходимость, возможность, случайность, действительность. Операторы алетической модальности. Понятие эпистемической, деонтической и аксиологической модальности и их операторы.
Раздел 4. Умозаключение Понятие об умозаключениях и его видах. Структура умозаключения: посылки, заключение, отношение следования. Понятие логического (строгого) следования. Дедукция, индукция, традукция. Понятие необходимого дедуктивного (демонстративного) умозаключения. Выводы (умозаключения), основанные на отношениях между понятиями (су6ъектами и предикатами) - выводы логики предикатов. Непосредственные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Категорический силлогизм. Состав силлогизма, модусы и Фигуры категорического силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Понятие специальных правил фигур силлогизма. Сокращенный силлогизм (энтимема). Понятие о сложных и сложносокращенных силлогизмах (сорит, эпихейрема). Выводы из суждений с отношениями. Выводы (умозаключения), основанные на отношениях между суждениями (выводы логики высказываний). Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения: утверждающий и отрицающий модусы. Разделительно-категорическое умозаключение и его модусы. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения: дилемма (конструктивная и деструктивная, простая и сложная). Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Связь индукции с обобщениями полная и неполная индукция. Структура индуктивного умозаключения, понятые о математической индукции. Неполная индукция и ее виды. Популярная индукция. Перечислительный (энумеративный) характер популярной индукции Понятие вероятности, и вероятностной оценки индуктивных обобщений. Условия повышения вероятности выводов популярной индукции. Научная индукция. Принципы научного отбора и исключения (элиминации) возможности случайных обобщений. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений. Статистические обобщения. Понятие о популяции, образце и частоте признака. Умозаключение по аналогии. Аналогия как умозаключение и его структура. Виды аналогии: аналогия свойств и отношений. Строгая и нестрогая аналогия. Моделирование и аналогия. Понятие изоморфизма и гомоморфизма. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии и вероятностный характер нестрогой аналогии.
Раздел 5. Логические законы Основные законы (принципы) правильного мышления. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Закон тождества. Закон непротиворечия (противоречия). Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|