Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 6. Основы теории аргументации




Аргументация и процесс формирования убеждений. Понятие об аргументации как доказательном процессе. Факторы убеждающего воздействия: социальные, психологические, лингвистические и логические. Доказательное рассуждение - логическая основа формирования научных убеждений. Понятие доказательства и его структура: тезис, аргументы и демонстрация. Виды доказательства.

Опровержение. Понятие об опровержении и его структура. Виды опровержений, приемы критики, заменяющие опровержение. Правила и ошибки доказательства и опровержения. Правила по отношению к тезису. Правила по отношению к аргументом. Правила демонстрации. Паралогизм и софизм. Понятие о логических парадоксах. Дискуссия и полемика.

Темы для самостоятельного изучения

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы
  Предмет логики Различия между формальной и диалектической логикой   Защита реферата на тему о различиях между формальной и диалектической логикой
  Понятие Операции с классами понятий   Выполнение тестов
  Суждение Выражение логических связок сложных суждений в естественном языке   Защита реферата на тему о выражении логических связок сложных суждений в естественном языке
  Умозаключение Применение дедукции и индукции в науке и практике   Защита реферата на тему о применении дедукции и индукции в науке и практике
  Логические законы Применение законов логики в науке и практике   Защита реферата на тему о применении законов логики в науке и практике
  Основы теории аргументации Роль гипотез в научном познании   Защита реферата на тему о роли гипотез в научном познании

Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600.62 История, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 % аудиторных занятий.

 

Интерактивные формы занятий:

№ раздела (темы) Формы
2. Тренинг
3. Логическая игра с элементами диспута
4. Исследовательский метод
5. Логическая игра «Шкатулка Порции»
6. Диспут

 

К разделу 2, теме 3: «Виды понятий» (тренинг)

- Исключите лишнее слово:

а) Медь, серебро, железо, золото.

б) Врач, юрист, следователь, учитель.

в) Прямоугольник, окружность, куб, парабола.

Для каждого случая назовите довод.

Ответ:

а) железо. Довод: не цветной металл.

б) юрист. Довод: не практик.

в) куб. Довод: не одноплоскостная фигура.

- Выясните, в каком отношении употреблены понятия и почему они несуразны:

а) Ученики прослушали разъяснения учителя.

б) «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Н.В. Гоголь).

в) Из окна я вижу соседний дом с той и с другой стороны.

г) Эти прямы параллельны, т.к. они не пересекаются.

Ответ:

а) Слово «прослушали» в данном примере несет двойную смысловую нагрузку: 1-ое значение - прослушали, значит внимали разъяснениям учителя, старались вникнуть в суть. 2-ое значение - прослушали, значит пропустили мимо ушей, не вникли в смысл того, что учитель разъяснял. Поэтому высказывание: «Ученики прослушали разъяснения учителя» - звучит НЕСУРАЗНО, т.е невнятно, двусмысленно, - непонятно: что именно имеется в виду?

б) Здесь имеет место двойное значение слова «история»: 1-ое значение - скандальный случай, о котором стало, в скором времени, известно всем и надолго запомнилось, так что, реальные участники этого нерядового события покрыли себя, так сказать «ГРОМКОЙ СЛАВОЙ» - опять же в смысле: ославили свое имя. 2-ое значение - «история», в ее традиционном, классическом, хрестоматийном понимании: очень важное, судьбоносное событие, повлиявшее кардинальным образом на жизнь большого числа людей. В данном случае, надо думать, Николай Васильевич употребил слово «история» в первом варианте, придав ему иронический подтекст. - В этом и НЕСУРАЗНОСТЬ.

в) В данном случае НЕСУРАЗНОСТЬ высказывания очевидна с позиции личностного жизненного обыденного опыта каждого из нас: хорошо известно, что невозможно визуально, взглядом охватить все стороны соседнего дома, если ваш наблюдательный пункт расположен у окна вашего собственного.

г) Это утверждение справедливо только при условии, что данные прямые, о которых идет речь, проведены на одной плоскости. «Две параллельные прямые не пересекаются». Это постулат Евклидовой геометрии, описывающий наше земное трехмерное пространство, но за его пределами, т.е. за границами действия гравитационного поля Земли, данное утверждение, если верить Лобачевскому и Риману, - может выглядеть более чем сомнительным, т.е. НЕСУРАЗНЫМ и нелепым.

- Подберите понятия, равнозначные данным: Дезинформация. Основатель теории происхождения видов. Декрет. Юрист. Аристотель. Куб. Эксперимент.

Ответ:

Дезинформация - ложь.

Основатель теории происхождения видов - Чарльз Дарвин.

Декрет - правительственное постановление; государственный правовой акт.

Юрист - правовед.

Аристотель - Стагирит; «самый энциклопедический ум Античности» (Ленин).

Куб - тетраэдр; объемная четырехгранная, квадратная геометрическая фигура.

Эксперимент - опыт, поставленный в лабораторных условиях.

К разделу 3, теме 9: «Сложные суждения» (логическая игра с элементами диспута)

Проблема диспута: структурный закон условного суждения.

Студенты заранее изучают истинностную матрицу импликации. Затем обращаются к логической головоломке Р. Смаллиана и разделяются на две группы: «рыцарей» и «лжецов». По условиям задания, рыцари говорят правду, а лжецы всегда лгут.

Поочередно представители группы «рыцарей», а затем «лжецов» рассматривают игровую ситуацию и делают заключение об истинности или неистинности исходного тезиса «Я – рыцарь» (или «Я – лжец»). Аудитория оценивает, истинно ли заключение участника о суждении, выражающем условие задачи.

1. «Если я рыцарь, то дважды два – четыре». Утверждающий рыцарь или лжец?

2. «Если я рыцарь, то дважды два – пять».

3. «Если мой друг – рыцарь, то я – лжец».

4. «Если я рыцарь, то мой друг – рыцарь».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...