Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет и значение логики (лекция) – 2 ч.




 

План:

1. Мышление как предмет логики.

2. Понятие о логической форме мысли.

3. Теоретическое и практическое значение логики.

 

Содержание занятия:

Логика - это наука о законах и формах правильного мышления.

Законы и формы мышления изучаются логикой с одной целью – для того, чтобы результаты мышления были правильными, чтобы, в конечном итоге, получить истинные знания о мире.

Предмет логики – это мышление. Логика изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира, исследует законы и формы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.

Теоретическое и практическое значение логики.

Можно говорить о четырех важнейших сторонах, характеризующих значение логики.

1. Логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Интересно отметить, что именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению как можно более рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов.

2. Формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логики остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках, включая математику и математическую логику в частности.

3. Традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения.

4. Наконец, логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.

Познание мира осуществляется человеком в двух основных формах – в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления.

 

познание мира
чувственное познание абстрактное мышление

Чувственное познание – это непосредственное отражение мира в органах чувств человека (ощущение, восприятие, представление).

Абстрактное мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности. Оно позволяет из одних знаний получать другие, не обращаясь непосредственно к опыту (например: по симптомам можно определить болезнь, по раскопкам представить жизнь древних людей).

Основные формы абстрактного мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов (например: «дом», «справедливость»).

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках или отношениях (например: «Наступила весна»). Может быть истинным или ложным.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение.

Например:

Все металлы – простые вещества. Литий – металл. Литий – простое вещество.

 

Форма мышления – это способ, которым выражена мысль, ее схема.

Логические формы – это отражение объективного мира, но отражение не всей его полноты, а только его общих структурных связей, которые воплощаются и в структуре наших мыслей.

Совокупность процедур, посредством которых абстрагируются от содержательной стороны мышления и делают объектом изучения его форму, называют формализацией мышления.

Основной принцип формальной логики: правильность рассуждения зависит только от формы этого рассуждения. Логика не интересуется содержанием наших мыслей (им занимаются другие науки). Ее внимание целиком приковано к форме, ибо только от формы, как вы видели, зависит правильность рассуждений. Поэтому логику часто называют формальной логикой.

 

Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 1, С. 8-39.

2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Главы 1-2, С. 8-37.

Дополнительная литература:

1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998.

2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. -М.: Новая школа, 1996.

3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.

5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. –М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

7. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...