Тема 25. Использование логики в научной работе (практическая работа) – 2 ч.
План: 1. Гипотеза как форма развития знания. 2. Способы подтверждения гипотез. 3. Опровержение гипотез.
Содержание занятия: Все изученные формы мышления (понятие, суждение и умозаключение) используются в процессе научного мышления и, прежде всего, при построении гипотез. Гипотеза к этим формам не сводится, но включает их в свой состав. Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений природы, общества и мышления. Виды гипотез: По функциям в познавательном процессе различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательная гипотеза – это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собою данный предмет?» Описательные гипотезы выдвигаются с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Например, гипотеза о механизме светового движения, о компонентах нового полимера, о социальном эффекте нового закона. Особое место в описательных гипотезах занимают гипотезы существования. Например, гипотеза о существовании Атлантиды. Объяснительная гипотеза – это предположение о причинах возникновения объекта исследования. Она обычно объясняет «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?» Например, гипотеза о Тунгусском метеорите, гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения конкретного преступления. По объекту исследования различают гипотезы общие, частные и единичные. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Например, гипотеза Ломоносова об атомно-молекулярном строении вещества, космогоническая гипотеза Канта о происхождении Солнечной системы и других звездных систем из первоначальной туманности. Будучи доказанными такие гипотезы становятся теориями.
Частная гипотеза – это обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях части объектов, выделенных по тому или иному признаку из общего их множества. Например, гипотеза о происхождении отдельных разновидностей вирусов от нормальных компонентов клеток, или гипотеза о том, что некоторые планеты Солнечной системы изменили свои первоначальные круговые орбиты на более вытянутые, эллиптические под воздействием других, более массивных планет. Единичная гипотеза – это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Например, гипотезы о происхождении найденных при раскопках предметов, о поступках отдельных людей, связанных с тем или иным событием и т.п. Наряду с названными видами гипотез в науке используется термин «рабочая гипотеза». Это выдвигаемое на первых порах предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Ряд гипотез, по-разному объясняющих факты, называется версиями. Это находит применение в судебно-следственной практике. Построение гипотезы состоит из трех последовательных этапов: 1. Анализ отдельных фактов и отношений между ними. 2. Синтез фактов, их обобщение. 3. Выдвижение предположения. Цель анализа – выделить (отобрать) среди множества фактов такие, которые прямо или косвенно, явно или неявно, близко или отдаленно связаны с событием. При этом важно выделить из фактов нечто общее, а именно наличие их связи с событием. При использовании общеизвестных знаний или эмпирических обобщений прибегают к дедуктивным умозаключениям. При использовании информации о единичных случаях и фактах, о других аналогичных событиях строят умозаключения по аналогии. При наличии сходства вариантов одного и того же события строят индуктивные умозаключения (например, одинаковый почерк преступления).
Синтез фактов заключается в мысленном объяснении аналитически выделенных фактов в единство при отвлечении от случайных обстоятельств. Выдвижение предположений заключается в отделении существенного от несущественного и формировании из фактов их непротиворечивого множества. Условиями состоятельности гипотезы являются: 1. Гипотеза должна быть непротиворечивой, то есть предположение не должно противоречить исходному фактическому материалу. 2. Гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснованной, что определяется с помощью количественных и качественных стандартов. 3. Гипотеза должна быть информативной, то есть обладать предсказательной и объяснительной силой, чтобы с ее помощью можно было отыскать и объяснить новые, еще неизвестные факты. Проверка гипотезы осуществляется в два этапа: 1. Дедуктивное выведение вытекающих из гипотезы следствий. Например, если нечто предположена, то с учетом других обстоятельств должны иметь место события S¹, S², S³ …, Sn. 2. Сопоставление следствий с фактами. Оно заключается в опровержении или подтверждении гипотезы. В первом случае ищут факты, противоречащие выведенным из гипотезы следствиям, для чего, например, проводят следственный или судебный эксперимент. Наиболее распространены два способа доказательства гипотезы: 1. Непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов или явлений. Достоверным становится такое предположение, из которого вытекает непосредственное обнаружение в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств. Например, обнаружение украденных вещей или денег у преступников. 2. Логическое доказательство гипотезы. Логическое доказывание может быть косвенным или прямым. Косвенное доказывание протекает путем опровержения и исключения всех ложных версий, на основании чего утверждают достоверность единственного оставшегося предположения. При этом необходимо, чтобы был построен исчерпывающий ряд версий, объясняющих исследуемое событие, и в процессе проверки должны быть опровергнуты все ложные версии.
Прямое доказывание протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами. При доказывании версии основное внимание уделяют выведению из версии не любых следствий, а таких, которые в совокупности обладали бы ярко выраженными неповторимыми, индивидуальными особенностями, указывающими на их происхождение лишь от одной, вполне определенной причины.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 7, С. 238-257. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Главы 9-10, С. 213-291. Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. -М.: Новая школа, 1996. 3. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. -М.: ГА ВС, 1992. 4. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 5. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 6. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. –М.: ИНФРА-М, 1997. 7. Меськов В.С., Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Шрамко Я.В. Логика: наука и искусство. - М.: Высшая школа, 1993. 8. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 9. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.: Просвещение, 1991. 11. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005. 12. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс-Академия, 1992. 13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|