II. Особенности воли младших школьников.
Нередко непроизвольные действия у младших школьников преобладают над произвольными. Дети недостаточно умеют контролировать свое поведение, всегда внимательно слушать учителя, в должной мере сосредоточиваться на работе и т. д.
Уже в I классе ребенок начинает проявлять большую целеустремленность, чем в дошкольном возрасте, так как он хочет учиться, рад, что имеет обязанности, как взрослые люди и старшие дети. Новая обстановка, требования, выполнять которые он не привык, вначале делают его нерешительным, робким. Боевой характер некоторых детей, доставлявший хлопоты родителям и воспитателям детского сада, в школе, особенно первое время, проявляется мало.
Первоклассник чувствует серьезность новых порядков, важность всего, что делается в школе. Это способствует воспитанию дисциплинированности школьника. Недаром учителя начальных классов редко жалуются на плохое поведение учащихся. Однако привыкание к школе требует значительного нервного напряжения от ребёнка и не сразу им даётся.
Стремясь выполнять предъявляемые к нему требования, ребенок боится, что не сможет этого сделать. У него появляется некоторая неуверенность в своих силах, застенчивость, временами даже растерянность. Довольно скоро ребенок осваивается со школьными порядками и начинает чувствовать себя увереннее.
Младший школьник еще не умеет как следует обдумывать решения, принимает их наспех, торопится их выполнить, а потом, быстро охладев к делу, готов оставить его незаконченным. Эта особенность поведения, говорящая о недостаточно развитой воле, особенно заметна у младшего школьника на уроках труда. Ученики I—II классов не привыкли критически оценивать свою работу, им нравится то, что они сделали, и поэтому дети не любят что-то переделывать, совершенствовать. В III классе уже сильнее развит самоконтроль, который является одним из важных волевых качеств.
У первоклассников слабо развита и самостоятельность в действиях. Во всем они ждут указаний учителя. Если в дошкольном возрасте (особенно в младшем) дети стремятся проявлять самостоятельность («Я сам, я сам!» — заявляет ребенок, когда старшие хотят что-нибудь сделать за него или просто помочь ему), то в школе такое стремление проявляется меньше.
Недостаточная способность к волевому усилию сказывается у младших школь-ников и в том, что они не умеют бороться с препятствиями, как внутренними, так и внешними. Им нелегко проявлять настойчивость и терпение, долго заниматься малоинтересной для них работой. Но в процессе обучения приходится заниматься не только интересными делами. Постепенно дети привыкают выполнять не только то, что им нравится, но и то, что необходимо. При этом характерно, что вначале ученик может подавлять свои желания, мешающие выполнять обязанности, только тогда, когда чувствует контроль со стороны учителя. Но как только требования учителя ослабли, поведение ребенка оказалось вне поля зрения старших, от всех его «благих намерений» не остается и следа. Он обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто "как все" или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Школьник уже сознает, как он должен поступать, но иные желания или лень берут перевес.
Лишь постепенно у учеников развивается чувство долга, следуя которому они поступают правильно и тогда, когда над ними нет контроля. У хорошего педагога бывают такие случаи, когда ученики и в его отсутствие продолжают спокойно работать, выполняя задание.
Однако именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах. Учебная деятельность, которую осваивает ребенок, обладает для этого большими ресурсами.
Вывод:
1. Воля развивается в процессе становления личности. В развитии воли огромную роль играет жизненный опыт человека, т.е. практика его общения и поведения с разными людьми.
2.Учебная деятельность требует от ребёнка произвольности поведения, но импульсивность 1-классников велика.
3. Привыкание к школе требует значительного нервного напряжения от ребят и не сразу им удается.
4.В младшем школьном возрасте развиваются волевые черты: самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в себе, самоконтроль.
5. Волевое поведение в I классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко II—III классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка
6.Внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.
III.Формирование воли младших школьников
Вся жизнь школы с ее строгим распорядком работы и повседневным контролем за учебой и поведением детей уже способствует волевой подготовке их к труду. Но каждому учителю следует проявлять особую заботу о воспитании воли учащихся и знать условия, необходимые для ее формирования.
Волевое действие школьника развивается в том случае, если:
1.Цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность (доступность цели);
2.Эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;
3. Ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности, видит этапы достижения цели;
4. Цель перед ребёнком нужно ставить заранее, ребёнок должен видеть границы задания;
Эксперименты Л.С.Славиной.
Младшим школьникам с 1 по 4 класс предлагалась однообразная и очень неинтересная работа: ставить точки в кружках, расположенных на больших листах и сгруппированных в квадраты по 100 кружков. Вначале дети воспринимали эту работу как важную и нужную. Через некоторое время наступало «пресыщение» и дети, кто раньше, кто позже, отказывались от дальнейшей работы. После того, как деятельность ребёнка начинала распадаться, экспериментатор ставил перед ребёнком конкретную цель: заполнить ещё определённое число квадратов с кружками. Введение ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ меняло поведение детей: начинали выполнять задания весело, в более быстром темпе. Так было установлено значение ограничительной цели:
Она позволяет младшему школьнику выполнить требования взрослого (что чрезвычайно важно для ребёнка) и одновременно реализовать стремление прекратить неинтересную деятельность.
Ограничительная цель вводится не после того, как деятельность распалась и ребёнок окончательно решил отказаться от работы, а в начальный период «пресыщения», а ещё лучше – с самого начала задания.
5. Ребёнок должен видеть СВОЁ продвижение к цели и осознавать его как следствие собственных действий и усилий;
6. Трудные, но посильные задания.
Деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;
В учебной деятельности развивается умение преодолевать трудности. Для этого учебный процесс должен строиться так, чтобы выполнение задания требовало некоторых усилий, без которых не может быть укреплена воля. Важно, чтобы учебная работа вызывала интерес у детей. Но если все учение будет построено на одной занимательности и при первом же затруднении учитель будет спешить на помощь школьнику, то воля ребенка не будет воспитываться.
В. А. Сухомлинский, который считал, что учение обязательно должно доставлять детям много радости, не мыслил себе радости без труда, без преодоления трудностей. Он писал, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы все давалось учащимся легко, чтобы ребенок не знал, что такое трудно. Наряду с процессом овладения знаниями, воспитывается культура и самодисциплина умственного труда. Воспитание воли начинается с мысленной постановки цели перед самим собой, сосредоточения умственных сил, осмысливания и самоконтроля.
Непосильные трудности тоже не помогут волевому воспитанию. Убедившись в невозможности выполнить задание, ученик оставит работу, у него появится чувство неуверенности в своих силах и начнет развиваться привычка не доводить дела до конца. Это ведет к слабоволию. Таким образом, первое важное условие воспитания воли — это трудные, но посильные задания.
7. Наличие сильных мотивов.
Чтобы у школьника развивать усилия к преодолению трудностей, учитель должен создавать побуждения к учению, так как без сильного желания невозможно добиться поставленной цели. Если намеченная задача очень сложна, надо, не отказываясь сразу от ее выполнения, разбить ее на отдельные задания, выполнить ее по частям. Дети должны видеть и чувствовать, что они добиваются успеха, хотя и не сразу, а постепенно.
Стимулом для преодоления учащимися трудностей должна быть разумная требовательность учителя. Но только на ней одной нельзя строить учебно-воспитательную работу. Важно, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от выполнения заданий. Это чувство появится только в том случае, если их усилия будут завершаться успехом. В случае неудачи учителю надо ободрить ученика, внушить ему, что неуспех имеет временный характер и что при настойчивом труде ребенок добьется нужных результатов.
С первых дней учения в школе детей следует приучать к самостоятельной работе, необходимой для воспитания воли. Но делать это надо постепенно. Если неуверенного, робкого ребенка сразу предоставить самому себе, то его растерянность и страх перед неудачей еще более возрастут. Для укрепления воли робких или недостаточно сообразительных, но старательных детей необходимы одобрение и похвала учителя. У самоуверенных, смелых и мало дисциплинированных учащихся надо воспитывать чувство особой ответственности за все, что они делают.
8. Важно приучать ребенка строго выполнять принятое решение, данное обещание, всегда доводить дело до конца.
9. Большую помощь в воспитании воли детей может оказать хороший, дружный детский коллектив. Обещание, данное не только себе и учителю, но и всем товарищам, выполнить бывает легче, так как не сдержать слова перед коллективом особенно стыдно.
Хорошо поставленная КТД способствует воспитанию у детей волевых качеств. У каждого ребёнка должна быть определенная обязанность. Общественные поручения воспитывают у детей чувство ответственности перед коллективом, приучают не только подчиняться его требованиям, но и выступать от имени коллектива, организовывать работу других его членов, оказывать на них необходимое влияние. Все это воспитывает определенные волевые качества школьника.
Полезны также и беседы с детьми о пользе труда и учёбы. Опыт лучших учителей говорит о том, что и в 8—9 лет ребята могут заниматься некоторой работой над собой. На ярких примерах из жизни замечательных людей важно показать, как они еще в детстве относились к своим обязанностям, к своему ученическому долгу.
10. Не только на подростков и юношей, но и на детей младшего школьного возраста большое влияние оказывает личный пример учителя: его четкость в работе, организованность, умение все делать вовремя, никогда не опаздывать, заранее подготовить и строго продумать элементы урока. Весь стиль работы педагога, обладающего сильной волей, действует на учащихся, которые любят подражать учителю. Его дисциплинированность и волевой тонус передаются и школьникам.
11. Добиться воспитания у детей волевых качеств только в стенах школы нелегко. Это слишком длительный процесс, а ученики сравнительно немного времени проводят под руководством учителя. Поэтому необходима совместная работа педагога с родителями. Родителям надо давать рекомендации о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям, напоминать о режиме дня, об укреплении здоровья школьника, о приучении его к посильному участию в работе по дому, о необходимости связывать цель с «реально действующими мотивами», наличие внешних средств организации поведения (песочные часы, секундомер, будильник). Очень важно, чтобы у детей складывались правильные понятия о волевых качествах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: