Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рациональные пути формирования понятий у младших школьников.




Несмотря на различие предлагаемых исследователями путей, ясна необходимость подвести детей к выделению в разных пред­метах общих существенных признаков. Обобщая их и абстраги­руясь при этом от всех второстепенных признаков, ребенок осваи­вает понятие.

Например, в теме «Знакомство с главными членами предложения», учитель может работать таким образом:

- Составьте предложение из двух слов по картине, например,

Художник рисует.

- Что вы составили? (предложение)

- Про кого вы узнали? (про художника)

- Что вы узнали про художника? (художник рисует)

- Что рисует художник? (картину)

Выделение из предложения главных слов.

- Представьте, что из предложения выпало первое слово.

- Что получилось? (…рисует картину)

- Это предложение? (нет)

-А теперь выпало второе слово. (Художник…картину)

- Что мы не узнали? (что делает художник)

- Это предложение? (нет)

- Из предложения выпало третье слово. Что получилось? Это предложение? (да)

Слова, которые входят в это предложение, называют главными. Без них предложение не получится.

Итак, в процессе формирования понятий важнейшее значение имеют:

1) наблюдения и подбор фактов (слов, геометрических фигур, математических выражений), демонстрирующих формируемое по­нятие;

2) анализ каждого нового явления (предмета, факта) и выделе­ние в нем существенных, признаков, повторяющихся во всех дру­гих предметах, отнесенных к определенной категории;

3) абстрагирование от всех несущественных, второстепенных признаков, для чего используются предметы с варьирующимися не­существенными признаками и с сохранением существенных;

4) включение новых предметов в известные группы, обозначен­ные знакомыми словами.

5) Важная роль в освоении понятий принадлежит его определению, так как определение содержит указания на существенные признаки.

Такая трудная и сложная умственная работа не сразу удается маленькому ребенку. Он выполняет эту работу, проходя довольно длительный путь и допуская ряд ошибок. Некоторые из них можно рассматривать как характерные. Ведь для образования по­нятия ребенок должен научиться обобщать, опираясь на общность существенных признаков разных предметов.

Но, во-первых, он не знает этого требования,

во-вторых, не знает, какие признаки существенны,

в-третьих, не умеет их выделять в целом предмете, абстрагируясь при этом от всех других признаков, часто зна­чительно более ярких, видимых, броских. К тому же ребенок должен знать слово, обозначающее понятие.

Практика обучения детей в школе убедительно показывает, что в условиях специально организованного обучения дети к моменту их перехода в V класс обычно освобождаются от силь­ного влияния отдельных, зачастую наглядно данных признаков предмета и начинают указывать все возможные признаки под­ряд, не выделяя при этом существенные и общие среди частных.

Трудности выделения и распознавания объекта по его сущест­венным признакам часто приводят детей к неудаче в установлении соподчиненности понятий. На этот же факт обратил специальное внимание швейцарский психолог Ж. Пиаже.

Когда ребенку демонстрировалась таблица с изображением разных цветов, многие ученики I и II классов не могли дать пра­вильный ответ на вопрос, чего больше — цветов или роз, деревьев или елей.

Анализируя животных, изображенных в таблице, большая часть учеников I—II классов отнесли кита и дельфина к группе рыб, выделив в качестве основных и существенных признаков среду обитания (вода) и характер движения (плавают). Разъяснения учителя, рассказы и уточнения не изменили позиции детей, у которых эти несущественные признаки прочно заняли домини­рующее место.

Для подобного типа обобщений, которые Л. С. Вы­готский назвал псевдопонятиями, характерно объединение разных предметов на основе сходства лишь отдельных признаков, но не всех признаков в их совокупности.

Однако на основе приведенных выше примеров все же нельзя утверждать, что детям 7—9 лет вообще недоступно освоение по­нятий. Действительно, без специального руководства процесс образования понятий идет очень длительно и представляет боль­шие трудности для детей. Об этом говорят наблюдения ученых, учителей и методистов, которые отмечают типичные ошибки детей в использовании даже знакомых им грамматических (С. Ф. Жуйков, Т. Г. Рамзаева) или математических (М. А. Бантова, М. И. Моро, Н. А. Менчинская) понятий и раскрывают наиболее рациональные пути формирования этих понятий и предупрежде­ния типичных ошибок.

Что же касается слова, этой единственной формы существования понятия, то введение соответствующих тер­минов в программу современного начального обучения показало не только доступность их усвоения детьми 7—10-летного возраста, но и высокую эффективность, а, следовательно, и необходимость их включения в учебную работу младших школьников.

-Как узнать, овладел ли ученик понятием?

Наиболее надежным показателем овладения учениками поня­тием является его применение в знакомых и новых условиях (например, распознавание подлежащего в любых, даже сложных по грамматической конструкции предложениях). Если ученик к тому же дает правильное обоснование своему решению (почему он считает, что это слово является подлежащим), указывая на все действительно существенные признаки данного понятия, мож­но быть уверенным, что он овладел им на уровне программных требований. Возможность приведения собственного примера также говорит об освоенности понятия.

Успех в освоении младшими школьниками основных научных понятий позволил опровергнуть утвер­ждения некоторых зарубежных психологов-теоретиков о том, что детям до 10—12-летнего возраста якобы недоступно освоение понятий и оперирование ими.

Нет сомнения в том, что способности ребенка обобщать сходное на основе отвлечения от второстепен­ного в значительной степени зависят от степени знакомости того содержания, с которым он оперирует, и от метода обучения детей выполнению этой трудной и сложной для них умственной работы.

А методы эти различны. Может быть не один, а несколько путей формирования понятий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...