Определение основных размеров кулачковых механизмов
Основные размеры кулачковых механизмов определяются из кинематических, динамических и конструктивных условий. Кинематические условия определяются тем, что механизм должен воспроизводить заданный закон движения. Динамические условия весьма разнообразны, но основной в том, чтобы механизм имел высокий КПД. Конструктивные требования определяются из условия достаточной прочности отдельных деталей механизма – сопротивляемости износу соприкасающихся кинематических пар. Проектируемый механизм должен обладать наименьшими габаритами.
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1220851955373.files/image1022.gif)
Рис.6.4. К силовому анализу кулачкового механизма с поступательно-движущемся толкателем.
Рис.6.5. К исследованию угла давления в кулачковом механизме
На рис. 6.4 показан кулачковый механизм с толкателем 2, оканчивающийся остриём
. Если пренебречь трением в высшей кинематической паре, то сила
, действующая на толкатель 2 со стороны кулачка 1. Угол
, образованный нормалью n-n к профилю кулачка 1. Угол
, образованный нормалью n-n и направлением движения толкателя 2, является углом давления а угол
, равный
, является углом передачи. Если рассмотреть равновесие толкателя 2 (рис. 10.5) и подвести все силы к точке
, то толкатель будет находиться под действием движущей силы
, приведённой силы сопротивления T, учитывающей полезные сопротивления, силу пружины, силы инерции, и приведённой силы трения F. Из уравнения равновесия сил, действующих на толкатель 2, имеем
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1220851955373.files/image1037.gif)
Приведённая сила трения T равна
,
Где
- коэффициент трения в направляющих;
-длина направляющих;
- вылет толкателя.
Тогда из уравнения равновесия сил получаем, что сила трения равна
(6.5)
Мгновенный коэффициент полезного действия
механизма без учёта трения в высшей паре и подшипнике вала кулачка можно определить по формуле
(6.6)
Величина вылета k толкателя равна (рис.6.5)
,
Где b- постоянное расстояние от точки N опоры толкателя 2 до оси А вращения кулачка;
-наименьший радиус вектор кулачка 1
-перемещение толкателя 2.
Имеем ![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1220851955373.files/image1056.gif)
Из рис. 6.5 получаем
(6.7)
так как
(6.8)
Из уравнения (6.7) получаем
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1220851955373.files/image1062.gif)
Тогда коэффициент полезного действия
будет равен
(6.9)
Из равенства (6.9) следует, что коэффициент полезного действия уменьшается с увеличением угла давления
. Кулачковый механизм может заклиниться, если сила
(рис.6.5) будет
. Заклинивание произойдёт, если коэффициент полезного действия
будет равен нулю. Тогда из равенства (6.9) получим
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1220851955373.files/image1073.gif)
- критический угол, при котором возникает заклинивание механизма, и
- соответствующий этому углу аналог скорости.
Тогда для критического угла давления
будем иметь:
(6.10)
Из равенства (6.10) следует, что критический угол давления
уменьшается с увеличением расстояния в т.е. с увеличением габаритов механизма. Приближённо можно считать, что значение
аналога скоростей, соответствующее критическому углу
, равно максимальному значению этого аналога, т.е.
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1220851955373.files/image1086.gif)
Тогда, если заданы размеры механизма и закон движения толкателя, можно определить значение критического угла давления
. Необходимо иметь в виду, что заклинивание механизма обычно имеет место только на фазе подъёма, соответствующей преодолению полезных сопротивлений, силы инерции толкателя и силы пружины, т.е. когда преодолевается некоторая приведённая сила сопротивления T (рис. 6.5). На фазе опускания явление заклинивания не возникает.
Для устранения возможности заклинивания механизма при проектировании ставят условие, чтобы угол давления
во всех положениях механизма был меньше критического угла
. Если максимально допустимый угол давления обозначить через
, то этот угол должен всегда удовлетворять условию
(6.11)
на практике угол давления
для кулачковых механизмов с поступательно движущимся толкателем принимаются
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1220851955373.files/image1096.gif)
Для кулачковых механизмов с вращающимся коромыслом, в котором заклинивание является менее возможным, максимальный угол давления ![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1220851955373.files/image1098.gif)
При проектировании кулачковых можно примять в расчётах не угол давления
, а угол передачи
. Этот угол должен удовлетворять условиям
, где ![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza7/1220851955373.files/image1104.gif)
6.4. Определение угла давления
через основные параметры кулачкового механизма
Угол давления
может быть выражен через основные параметры кулачкового механизма. Для этого рассмотрим кулачковый механизм (рис.6.4) с поступательно движущимся толкателем 2. Проводим в т.
нормаль
и находим мгновенный центр вращения
в относительном движении звеньев 1 и 2. Из
имеем:
(6.12)
Согласно равенству (6.8)
,
, где
- кратчайшее расстояние от оси А кулачка до оси толкателя,
, где
- минимальный радиус вектор кулачка и
, где, заданное его законом движения
.
Подставляя указанные параметры в равенство (6.12), получаем
(6.13)
Знак “+” у кратчайшего расстояния l соответствует левому от оси А его расположению, знак "-" - правому (6.4) при условии, что толкатель движется вверх, а кулачок вращается против часовой стрелки.
Из равенства (6.13) следует, что при выбранном законе движения
и размере
габариты кулачка определяются радиусом
, мы получаем меньшие углы давления
, но большие габариты кулачкового механизма.
И наоборот, если уменьшить
, то возрастают углы давления
и уменьшается коэффициент полезного действия механизма. Если в механизме (рис.6.5) ось движения толкателя проходит через ось вращения кулачка и
, то равенство (6.13) примет вид
(6.14)
Воспользуйтесь поиском по сайту: