Нормативный правовой акт как источник КПЗК
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Понятие конституционного права зарубежных стран; конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения. Конституционное право как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т. д. и регулирующих определенную группу общественных отношений. Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Предметом регулирования конституционного права является целый комплекс общественных отношений, который создает основу, устои общества и государства и непосредственно связан с реализацией государственной власти. В конституционном праве применяется метод запрета, т.е. существуют запрещающие нормы, метод обязывания - применение норм, обязывающих какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия, а также метод дозволения - когда определенные нормы разрешают, дозволяют совершать такие действия. Конституционное право - сложная система, включающая в себя самые разные структурные части, элементы, подсистемы. К основным элементам системы относятся такие понятия, как принципы, конституционно- правовые институты и нормы конституционного права. Принципы - основополагающие идеи, начала, которые определяют суть и характеристик данной отрасли права. Институты - определенная совокупность норм, регулирующих сходные, смежные, однородные общественные отношения, то есть такие отношения, которые можно обозначить одним общим понятием. Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.
Нормы имеют структуру: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако в конституционном праве нормы не соответствуют классическому делению. Это так называемые "нормы-принципы" и "нормы-цели". Как правило, вся норма представляет собой диспозицию. Санкция перенесена в другую отрасль права. Классификация конституционно-правовых норм: по характеру предписания: 1) императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту свободы выбора, а четко предписывает поступать с указанием. 2) диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом действовать, Как правило, такая норма выражена словами «может». по функциональной направленности: 1) регулятивные. К ним относится большинство норм, и они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений; 2) охранительные нормы - часто представляют собой запреты. по характеру регулируемых отношений: 1) материальные. К материальным нормам относятся нормы, регулирующие имущественные, трудовые, семейные отношения и т.д.; 2) процессуальные нормы устанавливают порядок производства, деятельности какого-либо института. по действию во времени: 1) постоянные т.е. срок действия не определяется. Большинство норм постоянные; 2) временные нормы содержатся в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. 3) исключительные устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.
по территории действия: 1) республиканские. К их числу относятся нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти. 2) местные нормы действуют в пределах административно-территориальной единицы и устанавливаются местными органами. Конституционно-правовые отношения - это та часть общественно- политических отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в результате действия норм права. Чтобы конституционно- правовые отношения могли возникнуть недостаточно наличия только норм права - конституции, конституционных законов. Необходимо наличие субъекта конституционно- правовых отношений, объекта конституционно- правовых отношений и основания для их возникновения. Субъекты конституционного права - это лица или организации, или общественные формирования, между которыми возникают конституционно- правовые отношения. Объект конституционно- правовых отношений - то, по поводу чего возникают эти отношения. Конституционно-правовые отношения можно классифицировать: 1. по субъекту и объекту. Объектами конституционных правоотношений могут служить территория государства, гражданство, иные неимущественные, иногда и имущественные блага; 2. по сроку действия различаются постоянные и временные отношения; 3. по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения; 4. по целевому назначению различают правоустанавливающие и правоохранительные правовые отношения. Источники КПЗС Под источниками понимаются писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения. 1) Законы и иные государственно-правовые акты. Эта группа включает следующие виды законов: - конституция - это основной закон, имеющий особые форму и содержание и являющийся основным источником конституционного права; - конституционные законы, которые подразделяются на: а) законы, которые вносят изменения в текст конституции либо б) законы, составляющие т.н. неписаную конституцию, т.е. формально это
- органические законы. Их принятие прямо предусмотрено в конституции. Суть органических законов в отличие от конституционных в том, что они дополняют конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности. Эти законы занимают определенное место, ибо они регулируют целый правовой институт. Например, органическими законами являются законы о выборах, о гражданстве. - акты исполнительной власти, имеющие силу закона. Иногда их называют делегированным законодательством. Эти акты формально не называются законами, а имеют особое название, например, ордонанс, декрет, прокламация. Принимаются они главой государства, либо правительством, главой правительства, а иногда и отдельным министром. Это акты исполнительной власти, но в данном случае они регулируют очень важные вопросы, относящиеся, как правило, к сфере законодательного регулирования; - обычные законы. Такие законы регулируют отдельные вопросы государственной и общественной жизни. Примером может служить закон Франции о предоставлении избирательного права гражданам, достигшим 18 лет (1974 г.); - парламентские уставы и регламенты. Некоторые авторы не относят их к числу - законов, но это спорный вопрос. Парламентские уставы и регламенты регулируют важную сферу конституционно- правовой жизни (определяют внутреннюю структуру парламента и порядок его работы). 2) Судебный прецедент. Судебные прецеденты, или решения судов, имеющие характер закона, делятся на два вида: решения общих судов и решения специальных судов. Судебный прецедент характерен для стран с англосаксонской правовой системой. Прежде всего, это Великобритания, США, а также бывшие колонии и доминионы Великобритании: Индия, Новая Зеландия, Австралия и т.д. Судебный прецедент - это решения суда, которое служит основанием для применения другими судами при рассмотрении аналогичных дел или вообще имеет характер общеобязательной нормы. В Великобритании судебные прецеденты являются равноправным источником права и определяют ряд прав британских подданных, полномочия монарха (прерогативы короля). В США и Индии особое значение имеют решения верховных судов по толкованию конституции. В ряде стран общие суды не имеют права давать какие-то обязательные толкования конституции и законов. Там источниками права могут быть лишь решения специальных, конституционных судов либо органов, выполняющих функции конституционного суда.
3) Конституционный обычай (конституционные соглашения, конвенционные нормы) - правило поведения, которое сложилось исторически и поддерживается государством. Конституционные и вообще правовые обычаи, как правило, носят не политический, а церемониальный, обрядовый характер. Особенно много их в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии. Например, по обычаю, лорд-канцлер (глава Палаты лордов) сидит на так называемом «мешке с шерстью»; при открытии британского парламента посланник из Палаты лордов при подходе к Палате общин трижды стучит в дверь - это означает, что он как бы просит принять посланника от королевы. Члены британского парламента голосуют не путем поднятия рук, а проходя в специальные двери и т.д. Но кроме таких обычаев есть и существенные, затрагивающие основные институты государства. Конституционным является британский обычай, по которому премьер-министром Великобритании становится лидер партии, победивший на выборах в Палату общин. 4) Доктриналъные источники. Такие источники относятся к сфере англосаксонского права и представляют собой труды видных ученых-государствоведов, или извлечения из этих трудов, используемые в тех случаях, когда не хватает норм права или существует правовой пробел. Для усиления своих аргументов суды используют работы таких ученых как У. Блэкстон, Т. Мэй, У. Беджгот, Дж. Мэдисон, Т. Джеферсон, А. Гамильтон. Работы же недавних или ныне живущих авторов в качестве источника не привлекаются, очевидно, из опасения, что эти авторы могут изменить свои взгляды и начать оспаривать свою собственную точку зрения. 5) Акты чрезвычайных органов власти. Такие акты представляют собой отчасти нестандартные источники конституционного права, потому что они появляются в чрезвычайных ситуациях (военные перевороты, стихийные бедствия, революции). Теория конституционного права вроде бы не должна признавать такие акты, но в последние десятилетия их принятие стало частым явлением. Так, в Эфиопии в 1974 г. Координационный комитет вооруженных сил низложил императора Хайле Селассие I, а затем, через год после его насильственной смерти, провозгласил республику. Установленная таким образом республика в течение многих лет управлялась этим «временным комитетом».
6) Внутригосударственные публично - правовые договоры. Например, 7) Религиозное источники. Эти источники довольно редки и применяются - мусульманское право. Наиболее разработанная отрасль религиозного права, т.к. включает практически столько же частей и групп, сколько обычное светское право: шариат- нормы, заключенные в Коране, сунна -предания о поступках пророка, записанные после его смерти, т.е. исламская традиция, иджма - общее мнение теологов, фикх - правовая доктрина, кияс -умозаключение по аналогии, правовой прецедент; фетва - решения, сконструированные на основании разрешения конкретных дел; - индусское право. В Индии ряд религиозных норм применяется при разрешении некоторых споров судьями на низшем уровне, на уровне мирового судьи. Эти нормы регулируют правила землепользования, семейные отношения. Но так широко как нормы мусульманского права они не распространяются. - иудейское право. Важное значение играют религиозные нормы в Израиле. В Декларации о создании государства Израиль (1948 г.) закреплено, что государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира, понимаемых согласно учению пророков Израиля. И хотя эта Декларация не считается конституцией, в заключениях Верховного Суда Израиля неоднократно подчеркивалось, что нормативные акты должны издаваться только в соответствии с ней. 8) Естественное право. Оно понимается в большинстве стран мира как неизменно присущие человеку абсолютные нормы поведения, вытекающие из самой человеческой природы. Так, например, в Конституции ФРГ говорится о неприкосновенных и неотчуждаемых правах человека. 9) Международно-правовые договоры. К ним относятся такие акты, как Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и т.д. Международные договоры - это, с одной стороны, источники международного права, а с другой, большинство современных конституций закрепляют такое положение, когда международное право имеет приоритет перед внутренним правом и это заставляет учитывать международные договоры в качестве авторитетного источника национального права. Более того, международные договоры либо приравниваются к внутригосударственному праву, либо трансформируются во внутригосударственное право путем ратификации и применяются наравне с ним. 10) Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных 11) Политические декларации и совместные постановления политического Нормативный правовой акт как источник КПЗК Первая группа источников – нормативные правовые акты. Они подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля, парламентские регламенты, акты местного самоуправления. Первый вид законов – Конституция – это Основной закон, имеющий особую форму и содержание. Второй вид – конституционные законы - вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его. Третий вид законов – органические законы. Это особый источник конституционного права, который имеет ряд специфических особенностей, во-первых, их издание прямо предусмотрено в конституции; во-вторых, они дополняют конституцию не изменяя ее основных принципов. Например, органическими законами являются законы о гражданстве, о выборах. Четвертый вид законов – это акты исполнительной власти, имеющие силу закона на основе делегированного законодательства. Например, декреты Президента в Республике Беларусь. Пятый вид законов – обычные законы, т.е. законы, принимаемые парламентом по текущим вопросам, которые предусмотрены в конституции. К нормативным актам исполнительной власти относятся акты главы государства (указы, декреты) и нормативные акты правительства, а иногда и министерств. Указанные акты служат источником права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Кроме того, нормативные акты нижестоящих органов не должны противоречить актам вышестоящих. К нормативно-правовым актам органов конституционного контроля относятся решения Конституционного Совета во Франции, Конституционного трибунала в Польше. Нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционно-правовые нормы – о конституционности законов, о компетенции государственных органов, о толковании Конституции и законов. Регламенты палат парламента представляют собой источник права т.к. определяют организационную структуру и порядок деятельности парламента. Решения местных органов служат источником только в том случае, если регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной (государственной власти).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|