Парламент в зарубежных странах: понятие, виды, функции, структура, порядок формирования и основные формы работы.
Парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Классификация парламентов. Встречаются разные классификации, но чаще всего их дифференцируют по структуре - парламенты делятся на однопалатные (монокамеральные) и двухпалатные (бикамеральные). По объему их компетенции: - парламенты с абсолютно неограниченной компетенцией; - парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией; - парламенты с относительно ограниченной компетенцией - они обладают меняющейся компетенцией. По принципу устройства высшей государственной власти: 1) модель, характерная для парламентарных республик, где парламенты работают на основе принципа парламентского ответственного правления. 2) модель, характерная для стран с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей и жесткий принцип «сдержек и противовесов» 3) модель, характерная для стран, где существует смешанная форма правления, сочетающая в себе элементы парламентарной и президентской систем. 4) модель, характерная для стран, где парламенты играют почти декоративную роль, т.н. «консультативные парламенты». Новейшая классификация включает в себя деление парламентов на следующие группы: активные парламенты - участвуют как в принятии законов, так и в формировании правительства либо его отставке. реактивные парламенты - существуют в странах, где доминирует исполнительная власть, но в то же время парламенты влияют на правительство
маргинальные парламенты - жестко контролируются верховной ис-полнительной властью, и их вклад в реальную политику весьма незначителен. минимальные парламенты - являются таковыми только по названию. Они сохраняются для вывески, чтобы данное государство нельзя было упрекнуть в отсутствии такого органа. Функции парламента обычно включают: законодательная - принятие и издание законов; представительная функция, т.е. деятельность парламента как открытой трибуны для обсуждения важнейших вопросов жизни страны; принятие государственного бюджета; ратификация международных договоров; назначение органов конституционного надзора. Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами; если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гражданами, а что касается второй палаты, то существует множество разных вариантов ее формирования. Нижние палаты формируются на началах выборности. В большинстве случаев это выборы прямые, всеобщие, равные, с тайным голосованием. Когда говорят о народном представительстве, о народном суверенитете, то речь идет о нижних палатах, т.к. там заседают представители народа. Это и есть олицетворение суверенитета и народного представительства. Но есть и исключения, когда однопалатные парламенты частично назначаются или частично формируются не путем прямых выборов. В исламских государствах при формировании нижних палат предусмотрены специальные преференции для женщин. Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов. Верхние палаты формируются разными способами: формирование палаты путем прямых выборов; формирование палаты посредством назначения; формирование палаты по наследственному принципу;
формирование палаты смешанным способом. Структура: Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето - отказ согласиться с решением нижней палаты -может быть преодолено последней, либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят. Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза, а то и больше, многочисленнее, чем верхняя. Лишь в Великобритании иное соотношение. Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1/3 через два года). Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе (в некоторых странах после принятия присяги депутатов). Он может быть распущен досрочно. Обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный парламент, а верхняя палата лишь прекращает свои полномочия на время роспуска нижней палаты (например, в Польше). Если парламент не функционирует (парламентские каникулы, межсессионный период, роспуск), его могут замещать, хотя и не полностью, некоторые другие высшие органы государства. Формы Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль может осуществляться и в отношении других органов: 1. Вопросы к правительству, министрам на пленарном заседании парламента (палаты). 2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как привило, предлагает оппозиция, но не всегда. 3. Интерпелляция, которая используется только в парламентарных рес -публиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку важного вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Ш сравнению с вопросом интерпелляция существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения.
4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием). При вотуме недоверия даже одному министру ответственность может быть коллективной: в отставку уходит все правительство (Дания). 5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат. 6. Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко - в парламентарных государствах. 7. Деятельность парламентских комиссаров (счетные палаты и т.д.) Они не имеют распорядительных полномочий, но делают ежегодные доклады парламенту о состоянии законности, о недостатках в организации управления в соответствующей области, могут обратиться в органы юстиции с требованием возбудить уголовное дело в случаях грубого нарушения закона должностными лицами, а в некоторых странах и сами могут возбуждать такие дела. Иногда они обязаны следить за соблюдение этики поведения должностными лицами. 8. Созыв специальных заседаний парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении чрезвычайного положения). 9. Импичмент. 10. Контроль за делегированным законодательством - актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок (в противном случае они теряют силу. Главной формой работы парламента является сессия, т.е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комиссии. Часть остального времени называется парламентскими каникулами, определенный период депутаты работают в своих округах, занимаются изучением законопроектов, подготовкой к слушаниям, заседаниям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|