Конституция Японии 1947 .: общая характеристика.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Подготовка конституционного текста велась японским правительством с привлечением специалистов штаба американских оккупационных войск. Затем была представлена правительством Парламенту и принята им в октябре 1946 г., в силу вступила 3 мая 1947 г.Конституция восприняла многие принципы англо-саксонского права, новеллы конституционного права того времени (например, положения о социально-экономических правах) и демонстрировала демократический подход к регулированию общественных отношений. Конституция состоит из преамбулы, 11 глав и 103 статей, которые регулируют статус императора, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус Парламента, Кабинета, судебной власти, государственные финансы, местное самоуправление, процедуру изменения конституционных норм. Она провозглашает впервые в японской истории принципы народного суверенитета, верховенства Парламента, выборности обеих палат (упразднен невыборный характер верхней палаты, как это было до 1945 г.). Япония - конституционная, парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен Парламент. Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц. Конституция на новой основе установила статус человека и гражданина. Японцы обладают широким кругом основных прав и свобод. Конституционные нормы упразднили привилегированные сословия, провозгласив принцип равенства (равенство всех перед законом, а также недопустимость какой-либо дискриминации). Характерным здесь является закрепление в основных нормах положения, что любые награды действуют только при жизни данного лица. Провозглашается равноправие полов. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон.
Органом конституционного контроля является Верховный суд, которому, как и в США, принадлежит право окончательного решения по вопросу о неконституционности нормативного акта. Однако в Японии подается специальный иск в суд первой инстанции о неконституционности акта, и дело в иерархическом порядке может быть доведено до Верховного суда. 77о способу изменения Конституция Японии является жесткой. Ее изменение возможно только по инициативе Парламента. Для внесения в нее поправок необходимо согласие двух третей общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация поправки осуществляется либо референдумом, либо новым составом Парламента, образованным после проведения общенациональных выборов. Способ ратификации определяется Парламентом. Утвержденные поправки немедленно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До сих пор в Конституцию не было внесено ни одной поправки. Конституционный статус императора Японии. Император – трон передаётся в порядке наследования члену империи Семьи. Предпочтение отдаётся старшему сыну императора. Лицо женского пола наследоваться не может. Царствование каждого императора провозгл. Опред-ой Эрой, в соотв. с кот ведётся летописания. С янв. 1989 г. после смерти императора Хирохито императ-м провозгл-н его сын Анихито – Эра Мира (125 по счёту). По Конституции император является символом госуд-ва и единства народа. Он не наделён полномоч-ми, связанные, с осуществлением гос. власти. Все его действия м.б. приняты с одобрения и совета кабинета министров, кот.несёт ответственность.
Император осущ-т виды деят-ти: промульгация по праву конст-ции; подтверждение амнистии; смягчение наказания; восстановление в правах; пожалование наград; приём иностранных послов; осуществ-е церемониала. В соотв-и с зоко-м об имперском долге пор-к наследования престола охран-т совет императорского двора. Кабинет осущ-т свои ф-ции на основе обычаев. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходит в условиях секретности. Решения прин-ся путём единогласия, а не голосов. Парламент Японии. Япония по форме правления – парламентарная монархия. Парламент – высший орган государственной власти и единый законодательный орган государства, состоит из 2 палат: 1) палата председателей; 2) палата советников. Нижняя палата по требованию правительства может быть распущена досрочно. Каждая палата может самостоятельно избирать председателя и должностных лиц, устанавливать свои правила заседаний и процедуру внутренне дисциплины. Закон о парламенте к должностным лицам относит: председателей, вице-председателя, временных председателей, председателей комитетов и генерального секретаря палат. Заместитель предателя получает свой пост из числа депутатов аппозиционной партии. Заседание палат открыто они протоколируются. Протоколы должны публиковаться и распространятся для всеобщего ознакомления. Решение принимается большинством голосов. Используется 3 формы голосования:1) голосование – вставание.2) тайное голосов, при котором голосующие опускают в урны бюллетени: белого цвета- за, голубого – против. При поименном голосовании депутат прикрывает табличку с именем. 3) голосование – невозражение. Если таковых нет, решение принимается; если есть, прибегают к др. формам голосования. Депутаты обладают неприкосновенностью т. на период сессии. Главная. Фракция парламента – принятие законов и гос. бюджета. Законы принимаются решением обеих палат. Если палата советников отклонила Законопроект, он становится законом после его вторичного. Принятия большинством, не менее 2/3 голосов, присутствующих депутатов нижней палаты. Все принятые законопроекты подписываются министром, к ведению кот.они относ. и контрассигнуются премьер министром после отправления для промульгации от имени народа.
Парламент утверждает международные договоры, заключаемые Правительством. Гл. формой парламентского контроля за деятельностью правит-ва – интерпелляция (допрос парламентария). Правительство Японии. В соответствии с Конституцией Кабинет министров осуществляет исполнительную власть. В его состав входят Премьер -министр,12 министров, отвечающих за определенную сферу государственного управления, и 8 «министров без портфеля», являющиеся советниками Премьер-министра. Для Японии характерны укрупненные министерства, обладающие значительными полномочиями и функциями, но имеющие небольшой аппарат служащих. Статус Кабинета министров регулируется Конституцией, законом о Кабинете министров 1947 г., законом о структуре государственных исполнительных органов 1948 г. Согласно указанным законодательным актам, правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов Парламента. Первым вопросом, поставленным на обсуждение вновь избранного Парламента, является выдвижение Премьер-министра. Как правило, главой правительства становится лидер партии или блока, победившего на выборах. Премьер-министр выдвигается резолюцией Парламента из числа своих членов. Это выдвижение должно предшествовать всем прочим делам Парламента. Если Палата представителей и Палата советников приняли различные резолюции о выдвижении и если соглашение не было достигнуто и с помощью предусмотренного законом объединенного заседания обеих палат или если Палата советников не приняла решение о выдвижении в течение десяти дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента, после того как Палата представителей произвела такое выдвижение, то решение Палаты представителей становится решением Парламента. Если должность Премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия Парламента после всеобщих выборов членов Палаты представителей, Кабинет должен выйти в отставку в полном составе.
После избрания все члены правительства утверждаются специальным указом императора. Глава Кабинета наделён правом по своему усмотрению отстранять от должности отдельных министров. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом. Государственные министры в период занятия ими своих должностей не могут привлекаться к судебной ответственности без согласия на то Премьер-министра. Однако этим не затрагивается право привлечения к судебной ответственности. Премьер-министр в качестве представителя Кабинета вносит на рассмотрение Парламента законопроекты, докладывает Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений, а также осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления. Премьер-министр и другие государственные министры независимо от того, являются они или не являются членами одной из палат, могут в любое время присутствовать на заседаниях любой из палат для выступления по законопроектам. Они также должны присутствовать на заседаниях, если это необходимо для дачи ответов и разъяснений. Судебная власть в Японии. Судебную власть возглавляет Верховный Суд. Он состоит из главного судьи, назначаемого императором по представлению кабинета и 14 судей назначаемых кабинетом (всего 15).В верх. Суде имеются 3 отделения по 5 судей. Кворум для пленарного суда – 9 членов, для отделения – 3 члена. Верх. Суд осуществляет конституционный контроль а также является последней инстанцией для рассмотрения др. дел; изучает указания для нижестоящих судов; обобщает судебную практику. Кон-Я устанавливает референдатную ответственность для членов верх. Суда, т.е каждые 10 лет одновременно с выборам в нижнюю палату парламента избиратели голосуют за или против конктетных судей. При большинстве голосов судья уходит в отставку (но такого в Японии не было). Высшие суды имеют в своём составе несколько отделений и являются судом 1-й инстанции по делам о гос. Преступлениях а также апелляционной инстанцией по уголовным и гражд. Делам. Почти 50 окружных судов имеющихся в каждой префектуре делятся на несколько отделений и рассматривают основную массу уго-х и граж-х дел. Они явля-сяапеляцоннай инстанцией для дисциплинарных судов. Низовое звено это дисциплинарные суды. Дела в них рассматриваются единолично судьей и необязательно для судьи юр образование. Особую систему занимают суда по семейным делам. Они действуют при акружных судах и рассматривают споры о наследстве, мелкие угол-е прест-я, споры связанные с семейным правом и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|