Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституция Франции 1958 .: общая характеристика и особенности структуры.




Конституция 1958 года закрепила организацию высших органов государственной власти. Регламентация прав и свобод граждан осуществляется со ссылкой на Декларацию прав и свобод граждан и преамбулу Конституции. Указанная Декларация закрепляет для французских граждан равенство всех в правах, суверенитет народа, свободу и независимость граждан, презумпцию невиновности и некоторые политические права. Признана естественность прав.

Преамбула Конституции.затрагивает социально-экономические права: право получить работу, право профсоюзной деятельности, право на забастовки, право на социальное обеспечение, право на образование. Там же закреплен ряд обязанностей, например, поддерживать мир.

Французское государство - демократическая республика, неделимая, светская, социальная. Девизом является: свобода, равенство, братство. Закрепляется принцип народного суверенитета, осуществляемого через представителей путем референдума и всеобщность избирательных прав с 18 лет при наличии ценза оседлости.

Конституция Франции является «жесткой» по порядку внесения по­правок: кроме утверждения двумя палатами парламента изменения утверждаются еще и абсолютным большинством на референдуме (вместо референдума - 3/5 совместного заседания палат). Предметом пересмотра не могут выступать территориальная целостность государства, форма правления.

Конституционный контроль осуществляется «квазисудебными» органами (закрытое письменное рассмотрение):

1.Конституционным Советом (по законам; назначается по 1/3 Президентом и каждой из палат; обязательный и только предварительный контроль по органическим законам и регламентов палат);

2.Государственным Советом (по актам исполнительной власти; состав:Премьер, министр юстиции и назначаемые Президентом члены; только последующий конкретный контроль).

Правовой статус Президента Франции.

Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Президент является главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и территориальной целостности страны.

Президент с 2002 г. избирается на 5 (ранее на семь) лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства - во втором туре.

Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента - Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным большинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия. В случае признания Президента виновным его полномочия прекращаются.

Президент имеет широкие полномочия в сфере управления: назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших должностных лиц. Однако в решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение, иначе вопрос о доверии правительству после его формирования может вызвать политический кризис; решает вопросы безопасности и внешней политики;

как высшее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дискреционном порядке, другие полномочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров;

издает важнейшие регламентарные акты - ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования.

Президент Республики может передать на референдум любой законопроект, не противоречащий Конституции;

может после консультаций с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания;

аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем;

является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны; осуществляет право помилования;

ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их.

Парламент Франции.

Парламент Франции. Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный Парламент. Нижняя палата -Национальное собрание (557 депутатов от метрополии и 22 - от заморских территорий), депутаты которого избираются сроком на 5 лет на основе всеобщего и прямого голосования, рассматривается как орган общенационального представительства.

Верхгяя палата - Сенат (321 член), члены которого избираются сроком на 9 лет путем косвенных выборов, представляет интересы территориальных коллективов. Сенат избирается путем косвенных выборов - специальной избирательной коллегией, состоящей приблизительно из 108 тыс. человек. В избирательную коллегию входят депутаты нижней палаты (около 600), члены региональных и генеральных советов, т.е. члены советов регионов и департаментских советов (имеется 26 советов регионов и около 100 ее советов департаментов). В совокупности в избирательную коллегию входит около 3 тыс. таких советников. Наконец, в коллегию входят избранные представители муниципальных советов (их приблизительно 104 тыс. человек).

Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия в основном касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава государства обладает правомочиями по роспуску нижней палаты.

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами).

Ни один член Парламента за преступления или проступки не может подвергаться аресту и каким-либо любым другим мерам, связанным с лишением или ограничением свободы, только с разрешением бюро палаты, в состав которой он входит. Такое разрешение не требуется в случае задержания на месте совершения преступления или деликта или окончательного осуждения. Задержание, меры, связанные с лишением или ограничением свободы, или преследование члена Парламента приостанавливаются на период сессии, если того потребует палата, в состав которой этот член входит.

Парламент собирается на одну очередную сессию в году, которая длиться не более 120 дней. Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию Премьер-министра или большинства членов, составляющих

Национальное собрание, по определенной повестке дня. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом Президента.

Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны по их требованию. Им могут помогать комиссары Правительства.

Заседания обеих палат являются публичными. Каждая палата может заседать в качестве секретного комитета по просьбе Премьер-министра или десятой части ее членов.

Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в конституционных нормах вопросам) и обычные. Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и правительство.

Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и затем вносятся в бюро одной из двух палат. Проекты законов о финансах и закона о финансировании социального обеспечения сначала вносятся в Национальное собрание. Проекты законов, имеющих в качестве своей основной цели организацию территориальных коллективов, и проекты законов о представительных органах французов, проживающих за пределами Франции, сначала вносятся в Сенат. Обсуждение законопроектов в палате, в которую они внесены, происходит на основе текста, представленного Правительством.

46. ​​Правительство Франции.

Правительство является коллегиальным органом. Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы.

В условиях действующего государственного механизма очень важен партийный состав нижней палаты. В случае, когда большинство Национального собрания составляют сторонники Президента, глава государства формирует свое президентское правительство (такая модель существует с 2002 г.). В противном случае парламентское большинство вынуждает Президента образовывать правительство из оппозиции, как это неоднократно было в 80-90-х гг. XX в. К исполнительной власти относятся государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, вооруженные силы. Структура правительства конституционными нормами жестко не определена, поэтому вопрос его организации решается всякий раз при формировании нового правительства либо при его реорганизации. Решающая роль в формировании правительства принадлежит главе Французской Республики.

Правительство в полном составе именуется Советом министров, его председателем является Президент. Правительство может собирать и премьер-министр, тогда заседания в отсутствие Президента называются Кабинетом министров. Функции члена Правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.

Премьер-министр обладает достаточными полномочиями. На него возложена ответственность за национальную оборону, исполнение законов, взаимодействие с Парламентом. Он назначает на гражданские и военные должности, может делегировать некоторые из своих полномочий министрам. В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов. В исключительных случаях он может замещать Президента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня.

Акты Премьер-министра в случае необходимости контрасигнуются министрами, ответственными за их исполнение.

Акты правительства, являющиеся по природе подзаконными, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно Конституции в ряде случаев правительство вправе просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов (актов, имеющих силу) мероприятия, относимые к сфере законодательного регулирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...