Краткий словарь. удмуртских архитектурно-строительных терминов
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Краткий словарь удмуртских архитектурно-строительных терминов
Азбар – двор Липет – навес Бадӟ ым ӟ ус – нары Липет ул – сарай для дров Бадӟ ым куа – родовая куа Лудӟ ели – колодец Бакча – огород Мудэт – дощат. огражд. фундам-та Бугро – сруб Мумыкор – матица, балка Бурыс – балка для полатей Мунчо – баня Бусы капка – полевые ворота Мурӝ ол – подполье Бычкы – пила (южное) Напарья – большой бурав Ваментӥ р – тесло (пазник) Ожон – долото Вандылыса чильпам пыжы– резной узор Ошон – крюк над очагом в куа Висъет – перегородка, комната Падӟ а – лестница Выжул – подполье Палисад –палисадник Гидазбар – скотный двор Парсь гид – хлев для свиней Гидӥ ыл – сеновал Патр – чердак Гидкуа – надворные постройки Петра – предамбарье Гидкуазь – двор Пичи капка – калитка Гориньча (горнича) – горница Портон – буравец Гудӟ ем – колодец Пул – тёс, доска Гулбеч – подполье Пулъёслэсь лэсьтэм капка – тёсовые ворота
Гур – печь Пу ӵ ог – деревянный гвоздь Гурвыл – верх печи Пуӵ – жердь Гурпыд – основание глинобитной печи Пытсэт – хлев для свиней Гурт – деревня Рад – венец Гыртӥ р – тесло Сеник – сеновал Дранча – тёс (северное) Сиг – чердак Дыбор – ворота Скал гид – тёплый хлев Ӟ ези – полевые ворота Сомечен липет – крыша на «самцах» Зус – лавка Сэндра – полати Ӥ ӧ гу – погреб Сюры – жердь Ӥ ыразьпу – подголовник Тӥ р – топор Капка – ворота Тубат – лестница Капка сиг – чердак ворот Тыбырла – деревянное основание Кар – город Укно – окно Кенер – изгородь, забор Ульча – улица Кенос – амбар Черк – церковь Кеносазь – галерея кеноса Чильпет – перила Кеносул – первый этаж кеноса Чильпет пужы – резьба Кӧ зоно – балка для пола Чильтэрам дур, чильтэр – подзор Кӧ лан ӟ ус – нары Чум – клеть для одежды Колодча (колдэч) – колодец Чын корка – курная изба Кӧ лан кенос – спальный кенос Эмеспикор – матица Конгро (курик) – крюк, «курица» Ю-кенос – хлебный кенос
Кор – бревно Юрт – дом Коргид – конюшня Юртъер – дом со всеми постр-ми Корка – изба Ыбес – ворота (перелаз) Коркасиг – чердак, подволока Ын – полог в кеносе Кортӵ ог – железный гвоздь Ял – пенёк (для фундамента) Куа – шалаш
[1] Требования к моделям, макетам и темплетам, применяемым при проектировании. ГОСТ 2. 002-72*ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ, 1999.
[2] ГКУ «ЦДНИ УР», ф. 197, оп. 1, д. 51, л. 1 об. [3] Брестский мир – сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 г. и обеспечивший выход РСФСР из Первой мировой войны. [4] ГКУ «ЦДНИ УР», ф. 197, оп. 1, д. 51, л. 1-а.. [5] Костицына Т. П. Я твой, революция! – Ижевск: Удмуртия, 1991. – С. 26. [6] Из личного архива В. С. Хазиахметовой. [7] НМ УР им. К. Герда [8] Из личного архива В. С. Хазиахметовой. [9] Искусство Удмуртии. Сборник статей. Вып. 1. – Ижевск, 1975. – С. 215-245. [10] Харузин И. Н. Очерки истории развития жилища у финнов. – М., 1895-1896; Смирнов И. Н. Вотяки. – В кн.: «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. VIII, вып. 2, Казань, 1890. [11] Пинт А. И. К истории удмуртского жилища. – В сб.: На удмуртские темы. (Учёные записки НИИ народов Востока. Вып. 2). – М., 1931; Маркелов М. Г. Историко-этнографический очерк удмуртов. В сб.: Удмурты. – Ижевск-Москва, 1931; Смирнов А. П. Финские феодальные города. – В сб.: На удмуртские темы (Учёные записки НИИ народов Востока. Вып. 2). – М., 1931; Генинг В. Ф. Археологические памятники Удмуртии. – Ижевск, 1958; Генинг В. Ф. История населения удмуртского Прикамья в Пьяноборскую эпоху. Ч. I. Чегандинская культура (III век до н. э. – II век н. э. ). – Ижевск, 1970; Белицер В. Н., Новицкая А. Д. Удмурты. – В кн.: Народы европейской части СССР. Ч. II, серия «Народы мира», М., 1964; Козлова К. И. Этнография народов Поволжья. – М., 1964; Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск – Ленинград, 1973. [12] Смирнов И. Н. Пермяки. – В кн.: «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. IX, вып. 2, Казань, 1891. – С. 206.
[13] Посвящённая художественным особенностям построек удмуртов статья в журнале «Молот» (Шумилов Е. Удмурт калык архитектуралэн портэмлыкъёсыз» – «Молот», 1974, № 5) являлась предварительной работой, в которой допущены некоторые неточности. [14] Например, в 1646 году самыми крупными были погост Балезино – 30 дворов и Большая Пурга – 22 двора (Луппов П. М. Удмурты Вятской земли в XVII веке. – В кн.: Труды Вятского педагогического института. – Т. I. – Вятка, 1926. – С. 103. Подобное явление отмечалось многими авторами в XIX веке. [15] Смирнов И. Н. Вотяки. – С. 91. [16] Харузина В. Н. Вотяки. – М., 1898. – С. 23. [17] Маркелов М. Г. Указ. соч. – С. 48. [18] Бехтерев В. М. Вотяки. Их история и современное состояние. – «Вестник Европы». – 1880. – № 8. – С. 48. [19] Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям Российского государства. Часть III, 2-я половина. – СПб, 1788. – С. 33. [20] Герцен А. И. Вотяки и Черемисы. – «Вятские губернские ведомости». – 1838. – № 1-3. [21] Основным инициатором введения правильной планировки было Вятское земство, созданное в Вятской губернии в 1869 году. Первые земские распоряжения по этому делу относятся к началу 1870-х годов (Луппов П. Н. Обзор быта нацменьшинств Вятской губернии. – Вятско-Ветлужский край. – 1926. – № 1. – С. 5). Возникший в конце XVIII века институт губернских и уездных архитекторов почти не касался вопросов, связанных с крестьянским строительством и планировкой сёл. [22] Островский Д. Вотяки Казанской губернии. – В кн.: Труды Казанского общества естествоиспытателей. Т. IV, вып. 1. – 1874. – С. 20. [23] Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов. – В кн.: Восточно-славянский этнографический сборник («Труды института этнографии». Т. 31) – М., 1956. – С. 163; Пинт А. И. Указ. соч. – С. 77; Белицер В. Н., Новицкая А. Д. Указ. соч. – С. 490-493. [24] Селивановский М. К. Заметки об Омутнинских горных заводах Н. П. Пастухова. – «Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 11895 год». – Вятка, 1894. – С. 217. [25] Троеточие в квадратных скобках обозначает пропуск некоторого объёма авторского текста.
[26] Г. Верещагин свидетельствует о том, что липеты первоначально устраивались у более зажиточных крестьян. – Верещагин Г. Е. Указ. соч. – С. 10. [27] В этом случае разговор может идти о различных типах куа […] [28] В Глазовском уезде, например, первые белые корка появились только в 1860-х годах (Пинт. А. И. Указ. соч. – С. 95) [... ]. [29] Мехова Г. И. Русское деревянное зодчество. – М., 1966. – С. 13. [30] Пинт А. И. Указ. соч. – С. 97. [31] Козлова К. И. Восточные марийцы. – С. 117. [32] Уже в 1920-1930 годы «длинные» кеносы постепенно исчезли. Это было связано с некоторыми социальными изменениями, в частности, с уменьшением числа членов удмуртской семьи. Кроме того, в период коллективизации крупные частные постройки разбирали или же, слегка перестроив, использовали под колхозные складские помещения. Подобные перестроенные «длинные» кеносы встречаются и сейчас. Что же касается судьбы кеносов вообще в современном сельском строительстве, то следует с сожалением заметить, что они постепенно исчезают. Старые кеносы ремонтируют, разбирают, перестраивают, но новые, как правило, нигде уже не строят. [33] Одно из немногих известных нам исключений – кеносы в дер. Симашур Глазовского района. Верхние планки над дверями некоторых из украшены простым волнообразным орнаментом из врубок. [34] Здесь важно сделать одно терминологическое уточнение. Верхнюю часть кеноса, служившую для хранения одежды, северные и центральные удмурты называют словом «чум», сохранившим связь с общепермским словом «чом» (шалаш) […]. [35] Косвен М. О. Указ. соч. – С. 17. [36] Герцен А. И. Указ соч. [37] Маркелов М. Т. Указ. соч. – С. 47.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|