ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПИИ. Суть терапии поведением. Основополагающий факт. Психотерапия невроза сочеталась с общепринятым комплексом терапии нейроциркуляторной дистонии
ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Суть терапии поведением
Основополагающий факт
Психотерапия невроза сочеталась с общепринятым комплексом терапии нейроциркуляторной дистонии. Методом я избрал разработанную мной в процессе лечения неврозов с обсессивно-фобической симптоматикой в 1969 - 1972 годах систему с условным названием «Терапия поведением» (23). В основу этой системы лег факт, что при психогенных и психосоматических заболеваниях обнаруживаются конкретные свойства поведения, которые закономерно приводят к конкретному заболеванию и без которых возникновение, становление и развитие этого заболевания затруднительно или невозможно.
Суть терапии поведением
Суть Терапии поведением в выявлении и ликвидации тех свойств поведения, которые обуславливают болезнь и без которых она излечивается или становится доступной обычной терапии. Главной задачей терапии было растормаживание инициативы, приобщение пациентов к активной жизненной позиции. На отдельных этапах терапии последовательно вставало множество конкретных задач. На симптоматических этапах терапии использовались любые помогающие психотерапевтические приемы и методики: от рациональной психотерапии, гипноза, АТ, наркопсихотерапии, музыко- и библиотерапии до физических тренировок, йоговских асан и туристических многокилометровых пеших походов под врачебным контролем.
Подготовительный этап терапии (доврачебный)
Проводится медсестрой и пациентом самостоятельно, до встречи пациента с врачом[109]. Пациент сталкивается с обстановкой психотерапевтического кабинета, где к нему внимательны, но его не жалеют, не опекают.
Ему приходится самому подготовиться к встрече с врачом, написав «записку». В записке: 1. Жалобы; 2. История болезни; 3. История Жизни и условия, в которых человек живет. Рисунок 5. Памятка пациента
Задачи подготовительного этапа:
- ослабить эгоцентрические ожидания пациента; - вынудить внести предварительный вклад в будущее сотрудничество; - побудить пережить травму (! ) от актуализации части своих проблем в отсутствии врача; - вызвать некоторую эмоциональную разрядку; - подготовить к обсуждению «больных» проблем; - создать эмоцию ожидания.
I. Этап. Этап мотивирования - формирования саногенной установки [110]
Этап мотивирования проводится психотерапевтом. Обычно осуществляется в присутствии нескольких, уже участвующих в терапии пациентов и демонстративно записывается на магнитофон. Врач без халата.
Задачи первого этапа
Задачи первого этапа работы с пациентом: - уберечь от исповеди перед незнакомым человеком - врачом; - сохранить личностную независимость пациента от врача; - установление контакта (оптимальной дистанции) пациента с врачом и группой; - ввод в группу; - побудить пациента «искать подход» к врачу и другим участникам психотерапевтического сотрудничества; - поколебать потребительскую установку; - диагностика болезни, установок, направленностей, мотивов пациента, знакомство с концепцией болезни пациента; - ознакомление пациента с концепцией врача, обоснованной изучением биографии пациента; - мотивирование терапии: мобилизация воли пациента на сотрудничество в излечении.
Мотивирование. Саногенная установка
Мотивирование достигается выявлением всего необходимого, что пациенту ДАЕТ БОЛЕЗНЬ! Чем поэтому ему ГРОЗИТ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ? Что у пациента БОЛЕЗНЬ ОТНИМАЕТ? И что поэтому ему СУЛИТ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ?
Мотивирование проникает всю терапию и приводит к формированию саногенной установки. Саногенная установка оказывается сформированной, когда положительные перспективы, получаемые с выздоровлением, становятся и ощущаются пациентом существеннее Потерь, приносимых утратой болезни. Существенно, что и перспективы и потери важны, во-первых, моральные, а только потом физические. То есть и те, и другие чаще представляются в виде социально-психологических факторов. Само страдание не является достаточным, мотивом Для достижения выздоровления! Оно мотивирует деятельность пациента только до облегчения, за которым следует самоуспокоение и срыв.
II. Этап. Освоение нового поведения
Изменение внутреннего поведения - сосредоточение на навязчивости На этом этапе пациент осваивает внутреннее и внешнее поведение, необходимое для выздоровления (обучается такому поведению). Пациенты сначала учатся быть «свидетелями» своих переживаний. Потом учатся тягостные переживания удерживать. Это снижает остроту нежелательных переживаний (прекращая бесполезную борьбу с ними). Этот прием я называю «сосредоточением на навязчивом переживании».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|