Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение внешнего поведения: создание себе




Изменение внешнего поведения: создание себе

утяжеленных обстоятельств, поощрение и наказание

 

Далее «тренируются» в создании себе тех необходимых ситуаций, которых они избегали в период болезни, в которых симптоматика усиливалась или возникла, и тренируются в пребывании в этих ситуациях.

Ухудшение состояния «наказывалось» увеличением и удлинением нагрузок.

Улучшение «поощрялось» их облегчением или укорочением.

 

 

Завершение этапа

 

Этот этап завершался, когда пациент переживал яркое чувство освобождения от невротического симптома, независимости от него - «выздоровления».

 

 

III. Этап. Актуализация и разрешение внешнего конфликта

 

Актуализация «беспричинного» состояния

 

Необходимость этого этапа обуславливалась состоянием немотивированной тревоги, смятения, беспокойства, тоски (рис. 2. «Беспричинное» состояние).

Состояние иногда переживалось, как беспокойство от отсутствия привычной болезни («Сердца не чувствую! », «Не болит ничего - страшно! »). Иногда - как тоска по поводу «бесполезно потраченных на болезнь лет» и чувство вины за это. Иногда - как страх, что болезнь вернется или неизлечима (чаще при наличии «рентной установки»),

В этот период бывали рецидивы симптоматики, с возникновением которых тревога и тоска проходили.

 

 

Актуализация внешнего конфликта, «безнадежности» и новое поведение

 

При последовательном поведении пациента по системе «поощрения: - наказания» (без самооберегания от необходимых проблем) тоска, наконец, приводила к актуализации внешнего конфликта.

Эта актуализация проявлялась пониманием, что тоска -следствие ощущения невозможности разрешения своего конфликта, безнадежности. Актуализация конфликта вела к регрессу тоски.

Пациент, используя уже освоенные на втором этапе навыки поведения, приспосабливался к той жизненной ситуации, непродуктивное отношение к которой сделало его больным.

 

 

Завершение этапа. Разрешение внешнего конфликта

 

Завершение этого этапа определялось освоением своих обстоятельств. Оно заключалось либо в принятии их необходимости, либо в необходимом изменении этих обстоятельств. Такое приспособление и есть разрешение внешнего конфликта.

 

IV. Этап. Актуализация и разрешение внутреннего конфликта

 

Задачи этапа

 

На этапе актуализации и разрешения внутреннего конфликта последовательно ставились и разрешались следующие задачи.

1. Признание и приятие собственных индивидуальных особенностей.

2. Освоение умения оптимально свои личностные особенности реализовать (в отличие от борьбы с ними), свойства, прежде принимаемые за «недостатки», продуктивно использовать как достоинства.

3. Освоение активной жизненной позиции.

4. Последовательное освоение сначала индивидуалистического, а затем личностного поведения, отличающегося естественностью, внутренней непротиворечивостью.

Уже индивидуалистическое, а тем более, личностное поведение легко признается окружающими, даже когда противоречит их интересам, так как наиболее соответствует осуществлению себя данным человеком в данных условиях.

 

 

Мотивация четвертого этапа

 

Заинтересованность пациента в этом этапе лечения определяется не наличием манифестных симптомов, но тем, что жизнь его оказывается цепью трудностей, которые проистекают не из особенностей условий, а являются следствием его индивидуального жизненного стиля (он об этом уже догадывается).

 

 

Обстоятельства этапа разрешения внутреннего конфликта

 

Этот этап проводится в психотерапевтической группе, в процессе разрешения возникающих здесь конфликтов.

Длительность и время проведения последнего этапа психотерапии определялись актуальными обстоятельствами пациента.

Этот этап иногда отстоял от второго и третьего на месяцы и даже годы. У одних он длился недели, у других - несколько лет!

Думаю, что неограниченность сроков личностно ориентированной работы - необходимое условие любого несимптоматического психотерапевтического подхода и шанс для самых искалечивших себя жизнью пациентов.

 

 

Особенности ведения этого этапа при истерии

 

При истерии этот этап превращался из последнего в первый.

Отсутствие саногенной установки у эгоцентрика делало терапию на этапе перестройки поведения малоэффективной, либо невозможной.

Создание такой установки требовало глубокой личностной перестройки демонстранта, овладения демонстративностью как талантом.

Редко это происходило как стремительный, растормаживающий инициативу шок. Чаще длилось долгие месяцы.

 

 

Динамика изменения отношений в группе

 

Психотерапевтическая группа при этом проделывала развитие от эгоцентрического этапа к подлинно коллективистскому (23, 24).

Соответственно эгоцентрик, ждущий ото всех заботы, огульно навязывающий всем свою «слепую» - недифференцированную, обязывающую услужливость, обнаруживал, что он ничего ни от кого не получает.

Под чужую ответственность группы он прекращал свои бессмысленные траты, ощущал необходимость самому заботиться о себе.

Он становился индивидуалистом. Строил свои отношения в группе на основе выгоды и пользы, но становился зрячим, учился понимать другого, терял претензии.

Приобщаясь к чужим интересам, он начинал ощущать группу и ее участников как предмет своих забот - начинал вести себя включенной в коллектив личностью. Осуществлял свой эгоизм человека - существа, чьей первой необходимостью является мир людей и другой человек в нем.

Разрешение внутреннего конфликта уже на индивидуалистическом этапе превращало депрессию в активную[111], восстанавливало будущее и снимало депрессию. Вело к рассыпанию невротической, в том числе и вегетосоматической симптоматики.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...